Рынок строительного оборудования Норвегии

А. Малышев

По оценке экспертов Министерства торговли США, ежегодные продажи строительного оборудования в Норвегии составляют примерно 500 млн. USD. В 2002 г. большинство компаний, осуществляющих импорт и продажи этого оборудования на норвежском рынке, увеличили свой оборот и прибыль. В количественном выражении продажи некоторых видов строительной техники на данном рынке были, по данным консультационно-исследовательской компании Off-Highway Research, следующими:

Из норвежских продуцентов рассматриваемого оборудования в первую очередь следует выделить компанию Moxy Trucks AS, которая более 30 лет выпускает самосвалы с сочлененной рамой, известные во многих странах.

Различное оборудование для строительства туннелей в Норвегии, а также методы этого строительства были разработаны силами национальных продуцентов. Компания Andersen Mekaniske Verksted производит туннельное и горнодобывающее оборудование уже более 40 лет и считается в настоящее время одним из ведущих в мире поставщиков туннельных и шахтных проходческих щитов, торкрет-машин и подъемных платформ. Gjerstad AS производит ковши и другое оборудование для строительных машин; значительная чаcть этого оборудования поставляется за границу. Новую продукцию компания разрабатывает совместно со строительно-подрядными фирмами, продуцентами строительных машин и поставщиками стальной продукции. Фирма Sivilingenior E. J. Wiig AS специализируется на проектировании (по индивидуальным заказам) подъемников и лебедок, оборудования для испытания скважин, дизельных локомотивов и автомотрис. Ее филиал Levahn производит шахтные локомотивы.

За последние годы в Норвегии появилось много компаний, поставляющих разнообразное оборудование и материалы для фирм нефтяного сектора. В некоторых нишах данного рынка они занимают лидирующие позиции, особенно это касается оборудования для подводных работ.

Большинство контрактов на строительство морских буровых платформ в Норвегии выдается местным инжиниринговым компаниям, имеющим большой опыт работы на нефтяном и газовом рынках. Наиболее известная из них – Aker Kvaerner, строящая также крупные объекты в сфере электроэнергетики. В 2003 г. ее оборот составил 39,0 млрд. норвежских крон (около 4,3 млрд. USD).

Крупнейшим импортером строительной техники в Норвегию является Bilia Maskin AS, дочерняя компания шведской группы Bilia AB. Ее оборот в 2002 г. был эквивалентен 107 млн. USD (прирост по сравнению с 2001 г. – 11%), а валовая прибыль – 7,7 млн. USD. Фирма Pay & Brinck импортирует в Норвегию строительное оборудование группы Caterpillar и долгое время по объему продаж не уступала Bilia Maskin. В 2002 г. валовая прибыль Pay & Brinck составила 3,1 млн. USD при обороте 80 млн. USD.

Строительную технику Komatsu в полном ассортименте продает в Норвегии компания Sigurd Hesselberg AS, которая также торгует вилочными погрузчиками Linde. Оборот этой фирмы в 2002 г. равнялся 64 млн. USD, валовая прибыль – 2,6 млн. USD. Nanset Standard AS пережила в 2002 г. тяжелые времена в связи с расколом между FIAT и Hitachi, приведшим к задержкам в поставках и гарантийным ограничениям. Относительно большие запасы на начало указанного года позволили Nanset Standard обеспечить продажи в объеме 40 млн. USD и валовую прибыль 1,4 млн. USD.

Rishaug Anleggsmaskiner AS, которая в дополнение к экскаваторам Kobelco начала недавно продавать в Норвегии и строительную технику FIAT (под маркой FIAT-Kobelco), получила в 2002 г. от продаж 29 млн. USD, а ее валовая прибыль в указанном году составила 850 тыс. USD.

Принадлежащая шведскому капиталу фирма Normann Olsen Maskin AS реализует бетоно-, асфальтоукладчики и многие другие виды строительной техники. В последние годы она довольно успешно работает с продукцией Daewoo и является также дистрибьютором компаний Terex, Dexter и Manitou. Валовая прибыль Normann Olsen Maskin AS в 2002 г. составила 830 тыс. USD при обороте 25 млн. USD.

Hymax AS, импортирующая в Норвегию продукцию фирм O & K, Kubota, New Holland и Euroram, получила в 2002 г. от продаж 7,7 млн. USD. Ее валовая прибыль составила 100 тыс. USD. Оборот Tensor Maskin AS – дистрибьютора продукции компаний Bobcat и Kramer Allrad – исчислялся в 2002 г. 5,9 млн. USD. Оборот Beck Maskin AS, импортирующей продукцию Hanix и Mustang, составил 5,3 млн. USD (на 1,6 млн. USD больше, чем в 2001 г.). На уровень 4 млн. USD вышла компания ABS Maskin AS, занимающаяся в основном мелким и среднегабаритным строительным оборудованием.

Такие известные в мире поставщики различных технологий и оборудования для нефтяной и газовой помышленности, как ABB, Heerema, Fabricom Oil & Gas и Siemens, имеют в Норвегии свои дочерние предприятия, на которых в основном работают норвежцы. На рынке Норвегии присутствует большое число более мелких фирм – поставщиков строительного оборудования из США, а также ряд крупных американских корпораций, занятых в нефтяном и электроэнергетическом секторах: Halliburton, National Oilwell, Baker Hughes, Dresser Rand, Cooper Cameron, Weatherford, FMC, Schlumberger. Все они имеют в Норвегии собственные инжиниринговые и сбытовые конторы.

Наиболее крупными строительными компаниями в Норвегии являются частные фирмы Veidekke ASA, Selmer Skansa AS, NCC и AF Gruppen ASA, а также государственное предприятие Mesta AS, образованное на базе бывшего подразделения Норвежского управления государственных дорог (Statens Vegvesen) и участвующее в торгах на строительство объектов на тех же условиях, что и указанные частные фирмы.

Заказы на строительство объектов и поставку строительного оборудования в Норвегии поступают в основном от международных и норвежских нефтяных компаний, действующих на континентальном шельфе cтраны, от местных судоверфей, инжиниринговых и строительных фирм. Норвегия пользуется беспошлинным таможенным режимом в торговле промышленными изделиями со странами ЕС. В торговле с третьими странами Норвегия применяет пошлины, ставки которых относительно невелики. Кроме того, при импорте всех товаров взимается налог на добавленную стоимость, равный 24%. Оборудование, предназначенное для использования на норвежском континентальном шельфе, должно отвечать международным стандартам ISO 9000. На внутреннем рынке этим стандартам также отдается предпочтение. Все подводное оборудование должно проходить испытания на соответствие установленным жестким нормам. Законодательство ЕС требует, чтобы поставщики товаров и услуг для нефтяной промышленности отбирались по критериям, применяемым при проведении открытых торгов в Евросоюзе и ЕАСТ. Для обеспечения правильного и объективного выбора ведущие скандинавские нефтяные компании создали единую квалификационную систему, названную Achilles Joint Qualification System, которой пользуются все операторы, ведущие инжиниринговые компании и поставщики. Данная система предполагает пользование справочником, в котором содержится информация о каждой компании, применяемой ею системе обеспечения качества, ее услугах и продукции. Как отмечают эксперты, ключом к успешной деятельности на рассматриваемом рынке является наличие местного представителя, имеющего тесные контакты с государственными органами и устоявшуюся клиентуру.

Покупательский спрос на данном рынке весьма избирательный, и малоизвестное оборудование обычно имеет немного шансов быть включенным в списки дистрибьюторов. Важную роль играет и предоставление технических услуг. Для любого нового на данном рынке оборудования в районе его использования или в одном из крупных близлежащих городов должен быть создан сервисный центр.

Давно действующие на норвежском рынке агенты и дистрибьюторы контролируют значительную долю общих продаж на нем. Эффективное ознакомление местных потребителей с новым оборудованием может быть сопряжено с большими затратами, в связи с чем норвежские импортеры часто требуют от продуцентов покрытия части их расходов на первоначальную рекламу и дальнейшее продвижение изделия. При небольших заказах оплата за поставленные товары производится, как правило, в течение 14...30 дней с даты счета-фактуры. В остальных случаях сроки соответствуют обычно применяемым или специально согласовываются сторонами. При поставках дорогостоящего оборудования практикуется лизинг.