Оживление на рынке грузовых автомобилей: III квартал 2004 года

В. Салыгин

На российском рынке грузовых автомобилей летнее затишье сменилось заметным оживлением, чему способствовал характерный для осеннего периода традиционный подъем деловой активности в стране. Объем ежемесячных продаж грузовой автотехники превысил 17 тысяч, а рыночные цены продолжали уверенно расти, хотя темп роста несколько замедлился.

Большинство предприятий отечественного автопрома в 2004 году работают стабильнее, чем в 2003-м. Ежемесячный темп общего выпуска грузовых автомобилей составил по итогам I полугодия 16,9 тысяч. По оценке «АСМ-Холдинга», годовой объем производства в этом году может быть на уровне 202...205 тысяч грузовых автомобилей, т. е. прирост по сравнению с 2003 годом может составить 3...5%. В соответствии с намерениями предприятий, продекларированными в начале текущего года, выпуск грузовиков в стране прогнозировался в значительно больших размерах – до 217 тыс. ед., однако планы далеко не всех автозаводов оказались реальными. Динамика производства отечественных автосборочных предприятий при заметном росте объемов общего выпуска грузовых автомобилей далеко не однородна. Так, рост числа выпущенных в I полугодии автомобилей ОАО «КАМАЗ» составил 27,8%, ОАО «ГАЗ» – 15,9%, АМО ЗИЛ и ОАО «ИжАвто» – 6,8%. Ряд заводов-изготовителей снизили темпы производства грузовиков, в частности ОАО «УАЗ» (–6,1%), ЗАО «ВАЗинтерсервис» (–4,1%), ОАО «АЗ «Урал» (–2,6%). Итоги работы предприятия зависят, видимо, не только от спроса на ту или иную марку (модель) автомобиля, но и от финансово-экономического положения предприятия, менеджмента и стиля его работы, поддержки со стороны федеральной и местной властей, а также от наличия достаточно эффективной сбытовой сети.

Лидер отечественного автопрома ОАО «ГАЗ» уверено реализует бизнес-план на 2004 год. В I полугодии завод изготовил 58 451 грузовой автомобиль, т. е. рост составил 15,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля Горьковского автозавода в общем объеме продаж отечественных грузовиков несколько увеличилась и составила 56,77%. Основу производственной программы автозавода (около 75% выпуска) в текущем году по-прежнему составляют автомобили «ГАЗель». Производство грузопассажирских автофургонов ГАЗ-2752 «Соболь» увеличилось более чем в 1,5 раза и превышает по итогам I полугодия 10% заводского выпуска.

Растет число изготовленных в Нижнем Новгороде среднетоннажных грузовых автомобилей – их доля поднялась до 15% выпуска. При этом существенно (в 6 раз в I полугодии) увеличилось производство дизельной модификации ГАЗ-3309, тогда как автомобиля ГАЗ-3307 несколько сократилось. Продолжает расти (до 24% в I полугодии) производство шасси грузовых автомобилей, выпускаемых ОАО «ГАЗ». Что касается новинок Горьковского автомобильного завода, расширение продуктовой линейки предприятия происходит как за счет модернизации малотоннажных и среднетоннажных грузовиков, так и за счет освоения выпуска новых моделей. В частности, во II полугодии 2004 года планируется начать серийный выпуск среднетоннажного грузовика ГАЗ-3310 «Валдай».

Успешной деятельности нижегородского предприятия способствует устойчивый спрос на малотоннажные автомобили, который в ближайшие годы, по-видимому, сохранится. Рост продаж автомобилей «ГАЗель» обусловлен рядом причин, в том числе потребностью замены автомобилей, пришедших к порогу проектного срока службы 6...8 лет. В настоящее время началась масштабная замена партий автомобилей, закупленных в 1994–1995 годах.

Столичному автозаводу АМО ЗИЛ еще в 2003 году удалось не только остановить спад производства, но и увеличить выпуск грузовых автомобилей. В этом году положительная динамика сохранена. По итогам I полугодия 2004 года объем выпуска грузовых автомобилей составил 6508 ед. (рост 6,8% к соответствующему периоду 2003 г.). Доля малотоннажника ЗИЛ-5301 «Бычок» в заводской программе несколько увеличилась (с 52,3% в 2003 г. до 55,2% в I полугодии 2004 г.). Производство среднетоннажника семейства ЗИЛ-43336 (с бензиновым двигателем ЗИЛ-508) снизилось (с 44,7 до 40%), а новых ЗИЛ-432930 с минским двигателем ММЗ-245.9Е2 существенно возросло. Однако их доля в общем выпуске пока незначительна (3,3% в I полугодии). На шасси приходится 58% изготавливаемой предприятием автотехники (для сравнения: январь 2003 г. – 83,9%, IV квартал 2003 г. – 62,5%). Объем продаж в I полугодии 2004 года вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 29,9%. Доля АМО ЗИЛ в общем объеме продаж грузовых автомобилей отечественного производства составила 6,44%.

В последнее время завод предпочитает изготавливать полнокомплектные автомобили (фургоны и специальные автомобили) за счет сокращения поставок шасси. В настоящее время предприятие выпускает 8 базовых моделей шасси и более 70 их модификаций. Следует заметить, что в последнее время усиливается конкуренция как со стороны отечественных автозаводов, Горьковского и Камского, так и со стороны белорусского РУП «МАЗ». В традиционном для АМО ЗИЛ классе автомобилей с полезной нагрузкой от 2 до 8 т ОАО «ГАЗ» наращивает выпуск семейства среднетоннажников ГАЗ-3307 и начинает выпуск нового развозного грузовика «Валдай». ОАО «КАМАЗ» организует серийный выпуск двухосных городских автомобилей КамАЗ-4307 и КамАЗ-4308. В то же время Минский автозавод довел производство конкурирующего с отечественными ЗИЛами автомобиля МАЗ-4370 «Зубрёнок» до 2 тысяч, большинство из которых поставляют в Россию. Тем не менее, по словам генерального директора К. Лаптева, в 2004 году АМО «ЗИЛ» намерен увеличить производство грузовиков на 30% (бизнес-план предусматривает выпуск 17 068 ед.).

ОАО «КАМАЗ» успешно реализует намеченный на текущий год бизнес-план, предусматривающий сборку 27 413 грузовых автомобилей, т. е. рост 14% по сравнению с 2003 годом. В I полугодии 2004 года завод выпустил 13 623 грузовых автомобиля (рост более 28,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года). ОАО «КАМАЗ», входящее в десятку крупнейших мировых производителей грузовых автомобилей, выпускает широкую гамму грузовой автотехники, в том числе более 30 моделей грузовиков, свыше 400 комплектаций, а также автомобили с «правым» рулем. Более половины его выпуска (53,9%) составляют шасси.

Доля автомобилей КамАЗ в общем объеме продаж отечественных грузовиков возросла с 11,69% по итогам 2003 года до 13,5% в I полугодии текущего года. Согласно плану на 2004 год до 5000 грузовиков может быть отгружено как в страны СНГ, так и дальнего зарубежья. В I полугодии 2004 года ОАО «КАМАЗ-Дизель», входящее в группу ОАО «КАМАЗ», выпустило 17 214 двигателей (рост 24%). На заводе организован выпуск дизельных модификаций уровня Euro 2. В частности, освоено производство двигателя КамАЗ-740.50-360 (360 л.с., предназначен для автомобилей повышенной проходимости, магистральных тягачей и тяжелых многоосных шасси) и разработанных на его базе трех модификаций двигателей: КамАЗ-740.51-320, КамАЗ-740.53-290 и КамАЗ–740.52-260 соответственно мощностью 320, 290 и 260 л.с., а также двигателя КамАЗ-740.30-260 (мощность 260 и 240 л.с.).

В I полугодии 2004 года стабилизировалась работа ОАО «АЗ «Урал». По данным «АСМ-Холдинга», предприятие выпустило 3187 автомобилей, реализовано 3169 (по словам генерального директора АЗ «Урал» В. Кормана, реализовано 3902 грузовика). Основу производственной программы по-прежнему составляют автомобили семейства «Урал-4320» – на них приходится 67% выпуска. Доля самосвалов «Урал-5557» и их модификаций составляет 23%.

Еще в марте Уральский автозавод завершил подготовку к переходу на новые двигатели, отвечающие требованиям норм Euro 2. В настоящее время все автомобили «Урал» можно серийно выпускать с такими двигателями. Завод приступил к работе по созданию опытного образца автомобиля с силовым агрегатом, соответствующим экологическим нормам Euro 3. АЗ «Урал» намерен внедриться в новую для него нишу рынка, в частности начать выпуск автомобилей дорожного класса. По мнению руководства завода, выход из сегмента полноприводных большегрузов снизит риски, вызываемые экономическими колебаниями у предприятий-потребителей (преимущественно сырьевой сферы) и позволит увеличить объемы производства и сбыта грузовых автомобилей. Прообразом миасских дорожных автомобилей могут стать показанные на выставке МIМS-2004 бортовой «Урал-6363» (колесная формула 4х2, полная масса 18 т, грузоподъемность 10 т) и самосвал «Урал-63645» (6х4, полная масса 26 т, грузоподъемность 15 т). Изготовление опытно-промышленной партии новых грузовиков планируется на ноябрь-декабрь текущего года. Производственные мощности АЗ «Урал» позволяют выпускать (при двухсменном режиме работы) до 16 тыс. автомобилей в год и обеспечивают не только наращивание производства полноприводных большегрузов по плану текущего года до 8010 ед., но изготовление дорожных машин.

В классе автомобилей особо малой грузоподъемности также сказывается растущая конкуренция. Так, если АО «ИжАвто» лишь снизило темпы роста (6,8% в I полугодии 2004 года против 11,6% в 2003 году), то Ульяновский автозавод и «ВАЗинтерсервис» сократили производство грузовичков: первый – на 6% по итогам I полугодия 2004 года, второй – на 4%. В период январь–июнь ОАО «УАЗ» выпустило 9877 автомобилей. При этом существенно – на треть сократилось производство грузовых УАЗ-3303 (УАЗ-33036). В то же время значительно (на 25%) вырос выпуск цельнометаллических фургонов УАЗ-3741 – их доля в общем выпуске составляет более 16%. На спецавтомобили семейства УАЗ-3909 приходится более 65% выпускаемых мини-грузовиков. Доля продаж ОАО «УАЗ» снизилась до 9,48% против 11,43% в 2003 году.

Новинкой в модельном ряду автомобилей ОАО «УАЗ» является УАЗ-2360, который должен заменить устаревший УАЗ-3303, однако выпуск его пока не превышает сотни автомобилей. «ИжАвто» в I полугодии 2004 года изготовил 7742 фургона на базе легкового автомобиля. Объем продаж вырос на 11,9%, а доля завода в общем объеме продаж отечественных грузовиков составила 7,58%.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в течение III квартала текущего года была однообразной и соответствовала нынешней общей тенденции постепенного роста цен. Однако темп изменения рыночных цен на грузовые автомобили (см. таблицу) оказался в довольно широком интервале: от 2...3% по грузовикам Горьковского автозавода до 6...12% по автотранспортным средствам Минского завода. Умеренным рост в период июль–сентябрь отмечен по автомобилям УАЗ (2...3%), ЗИЛ (3...5%). Быстрее росли цены на автотехнику ОАО «КАМАЗ» – их рост составил в зависимости от модели 4...8%. В то же время автомобили повышенной проходимости, в том числе КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-44108, подорожали лишь на 2...3%. Значительно – на 7...9% – выросли рыночные цены на миасские полноприводные автомобили, комплектуемые новыми двигателями Ярославского завода, удовлетворяющими нормам Euro 2, тогда как «Уралы» с двигателями ЯМЗ-238М2, в том числе «Урал-4320-31», «Урал-44202-31», подорожали незначительно – на 2...3%. Рост рыночных цен на автомобили Кременчугского автозавода не превысил 2...3%.

Ускоренный рост рыночных цен белорусской автотехники, видимо, продолжится, поскольку РУП «МАЗ» осуществляет переход на Euro 2, сокращает номенклатуру выпускаемых грузовиков, снимая с производства менее дорогие модели, не удовлетворяющие возросшим требованиям. Замена для двухосных грузовиков двигателей Euro 1 на моторы, соответствующие Euro 2 (в частности, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-238ДЕ на ЯМЗ-236БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2), ведет к удорожанию автомобиля на 10...15%. Перевод минских трехосных грузовиков на двигатели, удовлетворяющие требованиям Еuro 2, вызывает повышение рыночных цен на 8...10%.

Рост в последние пять лет производства и продаж грузовых автомобилей в стране (несмотря на спад в 2001 и 2002 годах) обусловил заметное увеличение парка грузовиков. Так, в 1999 году парк грузовых автомобилей составлял 4,39 млн., а к 2004 году он вырос до 4,67 млн. ед. (прирост 6,3%). За этот период парк импортных грузовых автомобилей (без учета автомобилей МАЗ и КрАЗ) увеличился более чем в 1,5 раза, а с учетом последних – более чем в 2,5 раза. Только в 2003 году в стране прибавилось 67 тысяч импортных грузовиков. Их число с учетом автомобилей МАЗ и КрАЗ достигло 562 тыс. ед., а их доля – 12,3%. По оценке экспертов, к 2010 году российский парк грузовых автомобилей может превысить 5 млн. ед.