Производство строительной и дорожной техники в I полугодии 2004 г.

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам Госкомстата РФ. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики

Производство строительно-дорожной техники определяется общим состоянием российской экономики, которая в I полугодии развивалась весьма успешно. Профицит федерального бюджета за I полугодие 2004 г. составил 244,6 млрд. руб., или 3,4% прогнозного объема ВВП на 6 месяцев. Доходы составили 1 трлн. 533,2 млрд. руб., или 114,3% запланированного на I полугодие объема, расходы – 1 трлн. 288,6 млрд. руб., или 94,7% к уточненной бюджетной росписи на I полугодие. За 6 месяцев рост ВВП составил 6,7%. Динамика ВВП во II квартале 2004 г. составляла примерно 0,5% в месяц, что немного ниже показателей I квартала. По итогам шести месяцев 2004 г. общий объем производства промышленной продукции достиг 5119,1 млрд. руб., что составило 107,4% к соответствующему периоду 2003 г. Высокие темпы роста спроса и выпуска продукции предприятиями промышленности привели к улучшению их финансового состояния. Однако следует заметить, что, несмотря на усиление влияния внутреннего спроса, положительная динамика развития экономики поддерживалась в значительной мере благодаря исключительно благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуре на мировом рынке энергоносителей и металлов. Объем экспорта за январь–июнь 2004 г. по сравнению с январем–июнем 2003 г. увеличился на 22,3%, в основном за счет узкой группы сырьевых товаров. На этом фоне экспортно ориентированные отрасли сохранили лидирующее положение в российской промышленности, а их сальдированный финансовый результат на 35% выше, чем в среднем по промышленности. Что касается большинства промышленных предприятий, то имеющий место в этом году высокий спрос позволил им улучшить свое финансово-экономическое положение.

Производство строительно-дорожной техники в январе–июне 2004 г. характеризовалось следующими данными. Из девяти отслеживаемых видов строительной техники в I полугодии 2004 г. рост (причем весьма существенный) объемов производства отмечался по шести позициям (табл. 1), что наглядно видно на рис. 1.

Производство кранов на автомобильном ходу

В этом году производство кранов на автомобильном ходу продолжает расти огромными темпами. По сравнению с I полугодием 2003 г. их выпуск вырос более чем в 1,5 раза. Существенно увеличили объемы производства основные производители автокранов на автомобильном ходу (их совокупная доля составляет 83,5% всего отечественного производства): ивановский «Автокран» более чем в 1,5 раза, брянский «Автокрановый завод» – на 175%, Галичский автокрановый завод – почти в 1,4 раза , «БАКМ» – в 1,5 раза, ОАО «Челябинский мехзавод» – в 2,3 раза. На рис. 2 приведена сложившаяся в январе–июне структура производства автокранов на автомобильном ходу. Об объемах и динамике производства кранов на всех предприятиях-производителях можно судить по информации, приведенной в табл. 2.

Производство кранов на гусеничном ходу

Производство кранов на гусеничном ходу увеличилось по сравнению с январем–июнем 2003 г. на 142%, что достигнуто благодаря росту производства в 1,7 раза на Челябинском мехзаводе, который является основным производителем кранов на гусеничном ходу (доля 70,5%).

Производство экскаваторов

В I полугодии 2004 г. производство увеличили практически все заводы – производители экскаваторов (общий рост составил 135,5%). Следует отметить, что 77,6% объема производства осуществляется четырьмя предприятиями-производителями: на ОАО «Тверской экскаватор», где рост производства по сравнению с 2003 г. составил более 123%, произведено почти 38% совокупного отечественного производства экскаваторов, а на ОАО «Сарэкс», где объем производства составил порядка 20% общероссийского, рост достиг почти 123% (рис. 3). Об объемах и динамике производства на всех зарегистрированных в Госкомстате РФ предприятиях можно судить по информации, приведенной в табл. 4.

Производство бульдозеров

После роста производства бульдозеров, имевшего место в 2003 г., в этом году происходит падение производства, начавшееся в I квартале. По сравнению с январем–июнем 2003 г. объем производства в I полугодии этого года составил только 84,7%. Общероссийское падение выпуска обусловлено сокращением производства на крупнейшем предприятии-производителе – АО «Уралтрак» (74,6% к уровню соответствующего периода 2003 г.).

Производство автогрейдеров

Производство автогрейдеров в I полугодии продолжало увеличиваться. Небольшое падение производства на «Брянском арсенале» и ЗАО «Челябинские стройдормашины» было компенсировано более чем двукратным ростом выпуска на орловском «ОПК-Дормашина». Объемы и структура производства автогрейдеров приведены в табл. 6.

Производство строительных погрузчиков

Начавшееся в I квартале снижение производства на крупнейшем производителе – Уралвагонзаводе им. Дзержинского не было компенсировано другими производителями, что привело к совокупному снижению выпуска строительных погрузчиков (91,6% к уровню соответствующего периода 2003 г.). Объемы производства по предприятиям и структура выпуска приведены в табл. 7 и на рис. 4.

Производство дробилок

Производство дробилок растет и по сравнению с январем–июнем прошлого года увеличилось в 1,5 раза, а общий объем производства составил 131 шт. Поскольку производство дробилок носит единичный характер, незначительное по количеству изменение объемов выпуска существенно меняет относительные показатели совокупного производства. В I полугодии увеличение выпуска почти в два раза на нижегородском «Дробмаше» оказало решающее влияние на динамику общероссийского производства. Информация об объеме и динамике производства дробилок представлена в табл. 8.

Производство мельниц

Производство мельниц носит единичный характер. В I полугодии 2004 г. было произведено 12 мельниц, что составило 51% к соответствующему периоду 2003 г. Информация, характеризующая производство в I квартале, приведена в табл. 9.

Производство тракторов

В I полугодии зафиксирован рост производства тракторов по сравнению с январем–июнем 2003 г. (112%), хотя темпы роста снизились (рост I квартала 2004 г. к соответствующему периоду 2003 г. составлял 141%). Все крупные предприятия-производители, кроме ЧТЗ «Уралтрак», увеличили объемы производства. Более чем в 1,4 раза возросли объемы выпуска крупнейшего отечественного производителя – «Тракторной компании «ВГТЗ». На долю пяти крупнейших производителей приходится 86% всего производства (рис. 5). Информация об объемах производства тракторов и ее динамике по конкретным предприятиям-изготовителям представлена в табл. 10.