Нефтегазовый комплекс: двойственность развития

В. Тимофеев

В 2003 году конъюнктура нефтяного рынка привела к дальнейшему росту доходов российских нефтяных компаний, однако, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, происходит снижение объемов закупок промышленной продукции. На многих российских предприятиях, занятых техническим перевооружением нефтяников и газовиков, в 2003 году продолжился спад производства.

По данным Госкомстата России, в 2002 г. было произведено 193 агрегата для ремонта скважин, а в 2003-м – только 164. Производство фонтанной арматуры за 2003 г. снизилось с 2847 до 2774 ед., станков-качалок – с 1157 до 1024 ед., скважинных штанговых насосов – c 25 500 до 23 400 ед. Особенно уменьшились объемы производства геологоразведочного и бурового оборудования: в 2002 г. было произведено 98 буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения и 202 установки для геофизического и поискового бурения; в 2003 г. их производство катастрофически упало и составило 35 и 151 соответственно. Причем спад производства был бы еще больше, но заводам удалось переориентироваться на экспортные поставки.

Снижение объемов производства на российских предприятиях сопровождается высоким уровнем закупок по импорту. По данным ГТК России, только за январь–ноябрь 2003 г. было закуплено по импорту 4214 вагонов-цистерн на сумму более 100 млн. USD. При этом ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» производит конкурентоспособные вагоны-цистерны, экспорт которых увеличивается с каждым годом. Аналогичная ситуация с импортом танкеров в Россию, которых в 2001 г. было закуплено в количестве 17 ед.; в 2002 г. – 24 ед., а за январь–ноябрь 2003 г. – 31 ед. Российские судостроительные заводы успешно пополняют иностранный танкерный флот, но российские нефтяники почему-то заказывают строительство танкеров за рубежом.

Созданные в процессе конверсии мощности по производству оборудования для топливно-энергетического комплекса используются менее чем наполовину. Например, имеющиеся на ФГУП «ПО «Уралтрансмаш» мощности по выпуску 1500 станков-качалок в год эксплуатируются только на четверть, хотя предприятие имеет сертификат качества Американского нефтяного института (API). Более того, производство продукции падает – в 2001 г. завод изготовил 963 качалки, в 2002-м – 274, в 2003-м – лишь 118. ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» – традиционный поставщик техники нефтяникам и газовикам выпускает машины, которые по техническим параметрам находятся на уровне лучших зарубежных аналогов, но имеют меньшую цену. Однако производство снижается и здесь. В 2001 г. завод изготовил 65 ед., в 2002-м – 12 ед., в 2003-м – 7 ед. этого оборудования.

Снижение закупок коснулось только предприятий нефтегазового машиностроения. Негативные последствия спада отразились на большой группе поставщиков этих предприятий. В частности, резко упало производство дизелей и дизель-генераторов – их перестали покупать заводы, изготавливающие буровые установки. Производство дизелей на ОАО «Барнаултрансмаш» составило в 2001 г. 190 ед., в 2002-м – 53 ед., в 2003-м – 44 ед. Существенно снизило производство конверсионной продукции ФГУП «ПО «Полет», поставщик циркуляционных систем для буровых установок «Уралмашзавода». Такой спад легко объяснить, если учесть, что в 2003 г. все российские нефтяные компании потратили на геологоразведку чуть больше 1 млрд. USD, а одна только ExxonMobil – 11 млрд. USD. Западные нефтяники отмечают хищнический подход российских компаний к недропользованию, полагая, что сегодня в России основной лозунг – бурить меньше, а добывать больше.

На фоне разрушения геологоразведки происходит активное вытеснение российских сервисных фирм западными конкурентами. Этому способствует политика руководства ряда нефтегазовых компаний, отказывающегося проводить открытые тендеры при реализации проектов, что не позволяет обеспечить равноправное участие российских сервисных компаний. Иностранные сервисные компании приходят в Россию со своим оборудованием. В результате теряют рабочие места российские специалисты, прекращают работу управления буровых работ, распродают и разворовывают технику. Квалифицированные кадры в нефтяной отрасли остаются без работы, их место на российской территории занимают иностранные специалисты. Нефтяная промышленность садится на опасную «технологическую иглу» – инофирмы, поставляя свою технику, вынуждают закупать иностранные запчасти, использовать иностранную ремонтную базу и кадры. Кроме того, при работе иностранцев в области геофизики и геологии неизбежно происходит утечка секретной информации о российских недрах. Эти сведения являются закрытыми во всех странах. Сведения о недрах были засекречены и в СССР, а теперь в России считают возможным допускать к ним иностранцев. Если не изменить ситуацию, наступит этап, когда российских сервисных компаний на рынке вообще не останется, а инофирмы станут монополистами и начнут диктовать свои цены. Наиболее активно внедряется на российский рынок компания «Шлюмберже», которая 12 марта 2004 г. подписала соглашение о сотрудничестве с администрацией Тюменской области. Геофизики и геологи даже говорят о «шлюмберизации» российского нефтяного комплекса. Бывшие сотрудники этой компании занимают руководящие должности в российской нефтяной промышленности.

Нефтегазовый комплекс является крупным потребителем промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования зависит загрузка российских предприятий. Чтобы обеспечить техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественной, а не импортной промышленной продукции, необходима информация о планах технического перевооружения, оперативных потребностях нефтяных компаний, сведения о приобретаемой импортной продукции. С помощью такой информации российские НИИ, КБ и заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать импортозамещающую продукцию, планировать загрузку производственных мощностей. К сожалению, руководство сырьевых компаний закрывает информацию под предлогом коммерческой тайны, что не позволяет прогнозировать потребности нефтегазового комплекса в оборудовании. Это серьезно затрудняет работу оборонных предприятий, которым необходимы рекомендации для переориентации своих мощностей на выпуск гражданской продукции. Предприятия оборонного комплекса, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, без прогнозных потребностей работают вслепую, что приводит к нерациональной загрузке производственных и трудовых ресурсов.

Нефтегазовое оборудование является продукцией с длительным циклом изготовления. Закрытая информация о потребностях не позволяет предприятиям подготовиться к конкурсам, да и те проводятся крайне редко, а отечественные фирмы узнают о потребности незадолго до их проведения. Все это приводит к расширению неоправданных закупок по импорту. При этом самих руководителей служб снабжения нефтяных компаний все устраивает. С одной стороны, декларируется стремление расширять взаимодействие с российскими производителями, с другой – союзу этих самых производителей не передают никакой информации даже об открытых тендерах. Недопустимо, когда под предлогом коммерческой тайны крупнейшая российская нефтяная компания скрывает информацию от отечественных предприятий.

Некоторые компании, в отличие от полностью закрытого «ЛУКОЙЛа», все же публикуют объявления о тендерах, но почему-то указывают в них конкретные модели иностранной продукции. Так, ОАО «ТНК-BP Менеджмент» в марте 2004 г. объявило открытый тендер на поставку в город Нижневартовск Тюменской области автомобилей, но указало, что это должны быть Toyota и Lexus. Объявление подробно информировало потенциальных поставщиков об условиях подачи заявки, однако несколько странным выглядит объявление конкурса, где уже указаны марки иностранных автомобилей.

Нефтяные компании, охотно публикуя данные о добыче и экспорте сырья, умалчивают сведения о структуре капиталовложений. Не секрет, что импортные контракты сырьевых компаний являются одним из серьезных способов перекачки валютных средств за рубеж. Широкая номенклатура и различная комплектация закупаемого оборудования позволяют произвольно завышать контрактные цены. Федеральной службе по финансовому мониторингу было бы целесообразно проанализировать крупные импортные контракты сырьевых компаний с привлечением специалистов в области нефтегазового оборудования и труб. Член правления ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газкомплектимпэкс» В.А. Голубев в письме Союзу производителей нефтегазового оборудования прямо отмечает: «Планируется, что закупки МТР на конкурсной основе начнутся в ОАО «Газпром» с мая 2004 года». По сути, Газпром признал, что закупки МТР на конкурсной основе все эти годы не проводились. Аналогичная ситуация в Транснефти и Транснефтепродукте – их торговые дома также работают в закрытом режиме. Для естественных монополий, которые контролируются государством, подобное отношение к информированию национальной промышленности является недопустимым.

15 января 2004 г. ОАО «Газпром» провело совещание по вопросу создания системы контроля качества производства и приемки оборудования. 22 января 2004 г. Правление приняло за основу проект Положения о порядке осуществления закупок материально-технических ресурсов, 27 января 2004 г. Совет директоров рассмотрел вопрос о совершенствовании системы закупок материально-технических ресурсов. Союз производителей нефтегазового оборудования даже не получил документов, затрагивающих интересы большинства российских предприятий, занятых техническим перевооружением газовой промышленности. Обращение к представителям государства в Совете директоров ОАО «Газпром» не дало результата.

Лучшая техника для нефтегазового комлекса

Ее демонстрировали на прошедшей в конце июня выставке «Нефтегаз-2004» отечественные и зарубежные фирмы. Компания Caterpillar провела для представителей отраслевых изданий презентацию, где рассказала о строительной технике, энергетических и насосных установках, ремонтных комплексах, созданных для работы в суровых климатических условиях Сибири, Крайнего Севера, Центральной и Средней Азии, а также о проектах, реализованных с помощью техники Caterpillar.

Много интересных машин показали отечественные предприятия: гусеничные вездеходные машины «Ухтыш» и ГАЗ-34039-32, амфибийный катер на воздушной подушке «Хивус-6», передвижную установку для ремонтно-изоляционных работ «Арир-40», подъемную установку УПА-60А от ОАО «Машиностроительный завод» (г. С.-Петербург), траншейные экскаваторы ЭТЦ-250 и ЭТР-223А от ОАО «Ирмаш», энергетические и компрессорные установки, от компактных до больших стационарных. Посетителей заинтересовало появление на выставке финской компании Steamrator, выпускающей парогенераторы и воздухонагреватели, находящие применение в самых различных отраслях.

В феврале 2004 г. правительство одобрило Основные направления развития машиностроения, где проблемам естественных монополий уделяется особое внимание. План первоочередных мероприятий по реализации документа предусматривает в 2004 г.: «Уточнение порядка проведения тендерных торгов в субъектах естественных монополий с целью их технологического перевооружения и модернизации оборудования на основе высокоэффективных технологий и конкурентоспособной машиностроительной продукции отечественных производителей».

В условиях снижения закупок на внутреннем рынке многим предприятиям нефтегазового машиностроения удается сохранять рабочие места за счет расширения экспорта. Например, ОАО «Уралмашзавод» выполняет крупный заказ на изготовление буровых установок для Сирии. К сожалению, многие предприятия не могут выполнить экспортные контракты из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов. В государственном бюджете 2004 г. запланировано выделение более 500 млн. USD для поддержки промышленного экспорта, и необходимо активное участие в этой работе производителей нефтегазового оборудования.

Положительную роль в вопросах поддержки российского промышленного экспорта, в частности, нефтегазового оборудования, может сыграть объединение трех крупнейших экспортеров машиностроительной продукции – «Силовые машины», «ОМЗ» и «Атомстройэкспорт». Подобное объединение создает хорошие предпосылки для расширения продаж российского нефтегазового оборудования в тех странах, куда «Силовые машины» и «Атомстройэкспорт» ранее успешно продвигали лишь продукцию энергетического и атомного машиностроения. Новая крупная компания способна также обеспечить расширение продаж бурового оборудования на внутреннем рынке.

Следует отметить, что спад объемов производства промышленной продукции для нефтегазового комплекса затронул в основном машиностроителей. Предприятия трубной отрасли развиваются более успешно, поэтому наблюдается тенденция объединения машиностроительных заводов с более удачливыми игроками на нефтегазовом рынке. Так, производитель буровых замков Орский завод объединяется с ОАО «ТАГМЕТ» в составе одного холдинга – Трубной Металлургической Компании. Такое объединение расширяет возможности машиностроительного завода. На рынке бурового оборудования появилась новая компания – «Ридженси груп», которая в феврале 2004 г. приобрела 38% акций ОАО «Кунгурский машиностроительный завод». В результате компания владеет 92% акций основного российского производителя мобильных буровых установок. Генеральный директор «Ридженси груп» И.А. Ли ранее возглавлял Трубную Металлургическую Компанию.

Одной из причин продолжающегося потока импортного оборудования в отечественный нефтегазовый комплекс является политика «выкручивания рук», когда иностранные операторы выставляют надуманные требования, чтобы исключить участие российских производителей в подрядных работах. В частности, российские предприятия при изготовлении оборудования для работы в России заставляют ориентироваться на зарубежную, в первую очередь американскую нормативную документацию. Это требует реформы системы стандартизации и сертификации в Российской Федерации.

Уже около года действует закон «О техническом регулировании». Однако в законе наряду с рядом достоинств в части интеграции содержатся положения, которые не позволяют приступить к его реализации. В частности, этот закон противоречит более чем 30 федеральным законам. Не определены структуры, ответственные за различные этапы реализации закона. До настоящего времени не сформирован перечень первоочередных специальных технических регламентов в нефтегазовой сфере. Существует множество вариантов этих регламентов, подготовленных различными структурами, многие из них носят очевидный протекционистский характер и не выдерживают критики.

Никто не занимается блоком национальных стандартов. В области технического регулирования необходима профессиональная координация усилий разных ведомств, организаций и специалистов при выполнении основных этапов решения этой задачи.