Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Провозная способность линий BRT
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)

На западном рынке без перемен

А. Рикошинский

Современные строительные машины, востребованные на мировом рынке, это наукоемкая и довольно дорогая продукция, производство которой требует существенных производственных и финансовых ресурсов. В последние годы лидерами в производстве и поставках на мировой рынок строительных машин и оборудования были США, Германия и Япония, чья активная производственная и маркетинговая политика позволяет им оставаться ведущими странами – производителями строительной техники.

Следующую группу составляют такие страны, как Франция, Великобритания и Италия, чье место в мировом производстве стабильно и достаточно велико. Масштаб присутствия страны в мировом производстве определяется не только размером и специализацией национальной экономики, но и эффективностью деятельности в области производственной кооперации и международного разделения труда. Предметом рассмотрения данной статьи является не анализ производства, а западноевропейский рынок новой строительной и дорожной техники, т. е. объемы и динамика продаж на внутренних рынках пятнадцати европейских стран.

Как известно, в прошлом году практически вся мировая экономика и ее составная часть – строительное производство находились в состоянии спада. В строительной отрасли стран Западной Европы – потребителя строительной техники – в 2003 году продолжилось сокращение темпов роста строительного производства, начавшееся три года назад. На этот процесс повлияли состояние экономического климата и бюджетные ограничения в странах – членах ЕС и в США, война в Ираке и высокие цены на нефть. Рост строительного производства в реальном выражении в 2001 году составил 0,7%, в 2002-м – 0,6%, а в 2003-м – 0,5%. Наилучшие показатели наблюдались в Испании и Великобритании, где в 2003 году увеличение объемов строительства составило соответственно 3,8 и 4,4%. В Италии рост составил 1,7%. Небольшой подъем был в Швеции и Финляндии. Во Франции зафиксирован спад на уровне 0,7%, в Германии – примерно 2%. В Ирландии спад составил более 5%.

По отдельным секторам строительного производства в 2003 году в Европе наблюдалось снижение как жилищного строительства на 0,8%, так и частного нежилого строительства на 1,5%. Однако государственные ассигнования возросли на 2,8% в нежилом строительстве и на 3,1% в сфере объектов инфраструктуры.

Состояние строительной отрасли нашло свое выражение в конъюнктуре рынка строительной и дорожной техники. Так, в 2003 году объемы продаж новой строительной и дорожной техники в Западной Европе составили около 92% от уровня 2002 года (данные английской фирмы Off-Highway Research). Падение продаж в прошлом году по сравнению с 2002 годом было практически по всем основным видам дорожной и строительной техники.

Из 15 рассматриваемых западноевропейских стран уровень продаж 2002 года был превышен в 2003 году лишь в четырех – Австрии, Великобритании, Ирландии и Норвегии. Наибольшее падение – почти на 40% было зафиксировано в Португалии. Влияние на сложившуюся в отдельных странах ситуацию оказали сразу несколько факторов.

По группе стран, где был отмечен рост продаж. В Австрии общий рост продаж строительной и дорожной техники был обеспечен имевшим место 30%-ным ростом продаж гусеничных экскаваторов.

В Великобритании рост продаж в первую очередь был обусловлен ростом государственных расходов на строительные работы (так, на строительство дорог было выделено дополнительно 7 млрд. ф. ст.), что дало возможность обновить и увеличить машинный парк. Годовой объем продаж мини-экскаваторов превысил 9 тысяч, причем замена ручного труда инициировала рост продаж новых моделей массой до 800 кг. Пользовались повышенным спросом экскаваторы, самосвалы и погрузчики с «обратной лопатой».

Самый высокий темп прироста продаж строительных машин был зафиксирован в Ирландии – свыше 11%, однако по абсолютному объему продаж страна занимает лишь 7-е место. Положительное влияние на состояние в строительной отрасли оказывали благоприятные перспективы экономического развития и низкие процентные ставки банковских кредитов.

Норвежский рынок строительной и дорожной техники, по объему занимающий 12-е место из 15 рассматриваемых стран, является традиционно стабильным. В наибольшей степени увеличился спрос на мини- и среднегабаритные экскаваторы и погрузчики с бортовым поворотом.

По группе стран, где отмечено падение продаж. В Бельгии общий экономический спад привел к существенному (17%) уменьшению спроса практически на все виды строительной техники.

В Дании в настоящее время завершены крупные строительные проекты конца прошлого века, что привело к падению спроса прежде всего на крупногабаритную технику. Спросом на рынке пользуется мини-техника.

В 2002 году в Испании был достигнут рекордный уровень продаж строительной техники. Имевшее место в 2003 году 3%-ное сокращение объемов продаж на рынке явилось закономерным итогом снижения объемов строительных работ. В Испании имеется большой спрос на крупную технику, который поддерживается проведением правительством страны большого количества работ по государственному заказу.

После семи лет роста продаж строительной техники в Италии в 2003 году произошло снижение продаж гидравлических экскаваторов – на 30%, колесных погрузчиков – на 25%. На сокращение продаж строительной и дорожной техники оказала влияние, кроме низкой степени использования уже имеющейся техники, еще и отмена правительством налоговых льгот на продажу.

Общий спад нидерландской экономики и «молодой» и достаточный по количеству и структуре парк строительной техники не предполагают роста спроса. Плохое финансовое положение как правительства Португалии, так и частных потребителей привело к самому большому сокращению покупок строительной техники. В Финляндии уже три года подряд продолжает действовать тенденция сокращения продаж строительной техники.

После нескольких лет подъема спроса на строительные машины в 2003 году во Франции спрос сократился почти на 18% (от 6 до 20% в зависимости от вида оборудования). Снизился оборот и продавцов, и лизинговых компаний. Интерес к приобретению новой техники падает.

Германия является крупнейшим производителем строительно-дорожной техники в Европе, но спад объемов строительных работ обусловил снижение объемов продаж строительной техники на внутреннем рынке на 4%.

В Швейцарии в связи с завершением нескольких крупных строительных проектов произошло 14%-ное снижение спроса на строительную технику. В Швеции низкая деловая активность в жилищном строительстве привела к снижению спроса на мини-экскаваторы и погрузчики с «обратной лопатой». Промышленность и сельское хозяйство предъявляют спрос на колесные погрузчики и телескопическое погрузочно-разгрузочное оборудование.

Объем продаж на западноевропейском рынке определяется объемами продаж в четырех странах – суммарно доля Великобритании, Италии, Франции и Германии составляет 72%. Небольшой рост продаж в Великобритании не смог компенсировать падение в трех других странах. По прогнозам экспертов, объемы продаж строительной техники в Европе в 2004 году будут на уровне 2003 года: если в Великобритании и Италии возможно некоторое снижение потребности внутреннего рынка в новой строительной и дорожной технике, то во Франции рыночная ситуация предполагается стабильной, а в ФРГ прогнозируется небольшой рост объемов продаж.



А. Рикошинский Основные Средства 08'2004 14 декабря 2004

Комментарии (1)

Надежда, nna_nkpssp@mail.ru
Здравствуйте. Я просмотрела практически все выпущенные номера и ни в одном я не нашла информации о сварочном оборудовании. Неужели наша промышленность не выпускает и не продает СВП. Вы каждый месяц затрагиваете одну и ту же информацию. Перейдите на продукты сварочного производства.
19 ноября 2005 – 07:49 Ответить