Аренда кранов: прогнозы и факты

В. Романов

Оптимистические предсказания прошлых лет по поводу рынка аренды кранов не оправдались. Однако и сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать стабилизировавшейся – изменения продолжаются, только вот в какую сторону? Автор оценивает данные 2003 года и размышляет над перспективами года нынешнего.

Как видно из сравнительной диаграммы усредненных цен на мобильные краны, чтобы дать глобальную картину мирового арендного рынка сегодня, аналитики стали отображать данные не по отдельно взятым странам, а разделив всю информацию на три основные экономические зоны мира – Америку, Азию и EAME, к которой они, как ни странно, отнесли Европу, Африку, Средний и Ближний Восток.

На протяжении всего 2003 года большинство экономистов лизинговых компаний предполагали, что сложные условия рынка вот-вот изменятся и количество лизинговых и арендных сделок резко возрастет. Согласно социологическим опросам, в Австралии этого ожидали 90% специалистов, а 70% полагали, что парк кранов в ближайший год придется увеличивать. Некоторые позитивные признаки действительно замечены. В 2003 году 47% компаний Азии и 55% из EAME сообщили о повышении количества лизинговых и арендных сделок, однако 20% компаний из обоих регионов сообщили об уменьшении количества операций. В этих двух регионах произошло наиболее заметное расширение парка кранов: 69% в Азии и 50% в странах EAME.

В странах Америки ситуация несколько иная – лишь 17% компаний сообщают об увеличении количества лизинговых и арендных контрактов. Данные о расширении парка здесь также сдержанные – 38% компаний. Со времени последнего опроса здесь мало что изменилось. По крайней мере 63% компаний сообщили, что количество их лизинговых и арендных сделок не изменилось, а 46% известили о том, что они оставили объем парков техники прежними.

Прогноз на 2004 год более оптимистичен: 50% компаний из EAME, 44% из Азии и 33% из Америки обещают увеличение количества лизинговых и арендных контрактов. Но вот что удивительно – самые пессимистические прогнозы поступили из Азии, где 27% компаний предполагают уменьшение количества контрактов. Возможно, это связано с некоторыми особенностями восточного темперамента. Для сравнения: в EAME предвидят спад на 26%, в странах Южной и Северной Америки – 17%. Причем 53% американцев утверждают, что за следующий год размер их парков будет увеличен, и это несмотря на то, что, по данным опроса, они менее всего надеются на увеличение количества новых контрактов. В Азии на это надеются 64% компаний, в EAME – 21%. Более половины компаний из этих двух регионов надеются на увеличение размеров парков в 2004 году, и это хороший знак для крановой индустрии.

Взглянем на арендные рейтинги 50-тонных автокранов. Регион EAME имеет худший ценовой показатель. Здесь недельный оборот с аренды кранов составляет всего 3 800 USD. Принимая во внимание, что 55% арендных компаний из стран EAME сообщили о повышении расценок, можно сделать вывод – рынок EAME держится главным образом на конкуренции. Самый большой недельный оборот для 50-тонных машин показывают страны Америки – 4 456 USD, но Азия отстает лишь на 150 USD. А вот EAME может похвастаться самым высоким оборотом для 100-тонных кранов, которые идеально подходят для строгих правил эксплуатации в Западной Европе. Усредненный недельный оборот для стран EAME по 100-тонным кранам в 2003 году составил 11 000 USD, в Америке эта цифра оказалась ниже – 9 800 USD, в Азии – 6 100 USD. В 150-тонном классе снова лидируют страны Америки, средний недельный рейтинг там – 13 000 USD. На втором месте Азия – 10 000 USD, завершает список с 9 000 USD регион EAME.

Неплохое представление о мировом рынке дает и статистика использования автокранов. Например, Азия, где происходит подъем экономики и в области строительства заметен значительный рост, лидирует по использованию 50-тонных машин (79%), за ней следуют EAME (77%) и Америка (68%). В Америке использование 100-тонных кранов достигает 62%. Эта цифра хорошо иллюстрирует то, как могут различаться рынки разных регионов по использованию кранов разной грузоподъемности. В EAME используют 58% 100-тонных кранов, в Азии – 56%. Что касается 150-тонных подъемных машин, здесь показатели ниже, и это подкрепляется сообщениями о том, что многие тяжелые краны не востребованы, стоят без дела или выполняют слишком «легкую» для них работу. Такие заявления поступают и от владельцев, которые не могут найти для них достойной работы, и от арендных компаний, для которых задача сдать 150-тонный кран в аренду часто превращается в проблему. В EAME задействовано 59% тяжелых кранов, в странах Америки – 48%, в Азии – 42%.

Прогнозы специалистов в большинстве случаев оптимистичны. Так было и с ожиданиями на 2003 год. Так же дело обстоит и с прогнозами на 2004 год. Половина опрошенных компаний из Европы, Африки, Ближнего и Среднего Востока предсказывают повышение в следующие 12 месяцев. Определенно, их взгляды более оптимистичны, чем взгляды представителей двух других регионов – Америки и Азии. Тем не менее результаты опроса весьма противоречивы, ведь около четверти опрошенных компаний ничего хорошего в текущем году не ожидают.

Сегодня аренда кранов – это хорошо развитый сектор, где существует по настоящему жестокая гонка по ценам. Многие владельцы кранов надеялись и предполагали, что жесткие условия рынка наконец изменятся в 2003 году.

Эти предположения оправдались лишь наполовину, ведь если даже и 55% компаний из EAME сообщили об увеличении арендных тарифов, то более 25% известили об их уменьшении. Во всем этом есть одно утешение: компании еще не дошли «до ручки» и не планируют распродавать машины. Подъем в сфере аренды кранов предсказывается уже очень давно, поэтому хочется верить, что именно в 2004 году эти предсказания сбудутся, о чем предварительно можно судить по результатам начала года.

 

РЫНОК (статистика, анализ) ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран Аренда
В. Романов Основные Средства 06'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)