Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Немецкие грузовики Henschel
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения

Краны в Европейском Союзе

И. Зотов

1 мая 2004 года в Европейский Союз приняты еще десять стран. При поддержке инвесторов это послужит толчком для возникновения новых проектов, а значит, и для расширения сферы влияния некоторых производителей подъемно-транспортной техники. В данной публикации автор размышляет над тем, каким образом изменения в ЕС могут повлиять на крановую промышленность.

Напомним, что к Европейскому Союзу присоединяются Словения, Мальта, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония, Литва, Латвия, Кипр и Польша. С момента объединения этих государств в ЕС на их территории начнет действовать так называемая программа «phare payments» (денежных платежей Европейского экономического сообщества), которая была разработана, чтобы вывести страны Центральной и Восточной Европы на один экономический и социальный уровень с остальными участниками союза. Программа будет существовать на средства стран-инвесторов. Их вклады будут адресными, т. е. предназначенными для определенной страны, нуждающейся в финансовом вливании. Максимальная сумма вклада – 1,5 миллиона евро.

Финансовую помощь новым участникам ЕС также осуществляет Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). За прошедшие десять лет ЕБРР вложил в развитие стран Центральной Европы немалые средства, вот почему в последнее время он заметно умерил активность в этом регионе. В 2001 г. его инвестиции составляли 1,6 млрд. евро, в 2002 г. – 1,3 млрд., а в 2003 г. – всего 1 млрд. По словам экономиста ЕБРР Либора Кркоска (Libor Krkoska), некоторые страны, которым запланирована финансовая поддержка, по темпам промышленного роста уже обогнали даже те 15 стран, которые составляли Европейский Союз до мая 2004 г. Трудно судить, является такое заявление фактом либо это просто отговорка, которая предвещает еще большее сокращение финансовых инвестиций в европейские страны. Однако абсолютно справедливо утверждение, что всем новым странам ЕС придется интенсивнее развивать рыночную экономику, инфраструктуру, конкуренцию среди компаний и улучшать уровень жизни. ЕБРР не отказывается от финансирования и продолжит стимулировать экономику этих стран до тех пор, пока это будет необходимо.

Еще в феврале 2003 г. Европейский парламент постановил, что именно Европейский банк реконструкции и развития будет заниматься новыми странами после их вступления в Евросоюз хотя бы потому, что страны находятся на разном уровне экономического развития. Так, в Польше наблюдается 4%-ный рост внутреннего валового продукта (ВВП), Венгрия развивается медленнее, а Чехия из-за наводнений 2002 года – еще медленнее. В странах Балтии средний рост внутреннего валового продукта – 5%.

Вступление в ЕС десяти новых стран будет проходить как бы в два этапа: формальное сближение и действительное сближение. Формальное сближение на экономическом уровне будет во многом зависеть от перехода на евровалюту, что снизит финансовый риск, положительно скажется на времени расходования капиталов и даст определенные льготы этим странам, когда их продукция станет частью общего рынка. Реальное сближение займет больше времeни: разрыв в ВВП между вступающими странами и ЕС по-прежнему большой. Например, ВВП Латвии составляет 38% среднего ВВП ЕС, Словении – 69%. Даже если годовой прирост будет составлять 5...6%, то этим странам потребуется 20...30 лет, для того чтобы выйти на уровень ЕС. Столь высокие темпы роста маловероятны: тогда они были бы в два раза выше средних темпов развития ЕС и выше темпов роста ранее вступивших в ЕС Испании, Португалии и Греции за последние десять лет.

Однако очевидны потенциальные преимущества расширения Евросоюза – это новые заказчики и значительно увеличивающийся рынок, что подразумевает освоение различной техники. Даже на ранней стадии сближения европейских государств многие компании стран ЕС уже готовятся к изменениям, а некоторые и пользуются этими преимуществами. Одна из них – итальянская фирма Effer, которая уже серьезно закрепилась в Чехии, Венгрии и Польше, но не в Словакии и Словении, поскольку в этих странах более жесткий рынок, а государства Балтии предпочитают больше иметь дело со скандинавскими производителями. Успехи фирмы Effer в Чехии прежде всего связаны со стремлением многих государственных предприятий приобретать самое лучшее современное оборудование.

Возможно, такая тенденция возникла именно с намерением Чехии войти в Европейский Союз. Развивающиеся частные компании также не стремятся закупать дешевое, но ненадежное оборудование. Понятно, что будет расти рынок кранов-манипуляторов в странах, пополняющих Европейский Союз, и это прежде всего дает шанс этим государствам выйти на единый экономический уровень с остальной Европой.

Все больше заказов из стран, вступающих в ЕС, стала получать компания Liebherr. Этот факт подтверждает, что увеличатся объемы продаж автокранов, башенных и гусеничных кранов, когда новые инфраструктуры займут свое место и новые проекты начнут осуществляться и приносить прибыль. Объемы продаж портовых и автокранов в Эстонии, Литве и Польше уже выросли. В 2002–2003 гг. в странах на Дунае (Венгрия, Чехия и Польша) успехом пользовались краны Liebherr грузоподъемностью от 40 до 104 т. Несмотря на первые удачные шаги, компания Liebherr пока не собирается следовать примеру Caterpillar и Volvo и открывать представительства по продаже и аренде в новых странах ЕС. Аналогичной тактики решили придерживаться Demag и Kobelco.

Воспользовавшись ситуацией, известные производители подъемной техники решили избавиться от несколько залежавшегося на складе товара, и это стремление вполне соответствует интересам новых стран Евросоюза. Продаваемая им продукция новая, но не слишком дорогая.

По самым скорым расчетам, чтобы перейти от адаптации рабочих и машин к новым условиям ЕС, непосредственно к сотрудничеству и работам, потребуется не менее 18 месяцев. Важной проблемой для большинства новых членов ЕС является отсутствие в этих странах автокранов и гусеничных машин большой грузоподъемности. Здесь мало распространена практика сдачи оборудования в аренду, тогда как в странах, ранее ставших членами ЕС, механизм этот хорошо отлажен. Никто никуда не торопится, все ждут начала программы «phare payments», которая должна решить проблему финансирования новых проектов.

Тем не менее несколько арендных компаний уже успешно работают в новых странах ЕС. Например, Prangl освоила этот рынок еще 12 лет назад. Согласно международному рейтингу IC50 эта австрийская компания в прошлом году заняла 17-е место. В Будапешт, где расположены складские помещения компании, было отправлено 40 кранов и 300 подъемных платформ. Сейчас руководство Prangl не скрывает, что готовится к значительному обострению конкурентной борьбы, так как расширение Евросоюза вызовет приток арендных компаний в новые страны, и в основном это будут большие мультинациональные компании. Следующим шагом станет заключение огромного числа контрактов, что может привести к массовому краху уже действующих местных компаний.

И. Зотов Основные Средства 05'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)