Производство дорожной и строительной техники в 2003 году

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам Госкомстата РФ. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.

В 2003 г. промышленность произвела продукции в действующих ценах на сумму 8 498 млрд. руб., индекс промышленного производства в целом за 2003 г. составил 107,0%. Прирост производства в топливной промышленности в 2003 г. по сравнению с 2002 г. составил 9,3%. Прирост производства в отраслях, не входящих в топливно-энергетический комплекс, оценивается на уровне 6,5%.

Наибольший вклад в структуру роста промышленной продукции по-прежнему вносят ориентированные на экспорт отрасли, но их вклад в общий прирост всего промышленного производства по сравнению с 2002 г. сократился с 66 до 51%.

Прироста производства дорожной и строительной техники в 2003 г. не наблюдалось. Наоборот, был отмечен спад, а рост спроса на строительную технику на рынке удовлетворялся увеличением экспорта. В целом, оценивая российский рынок дорожной и строительной техники в 2003 г., следует отметить его стабильность и предсказуемость – этот сегмент рынка промышленной продукции не настолько подвержен всевозможным внешним факторам, как, например, рынок энергоресурсов. Стабилизирующим фактором является присутствие на рынке строительной техники крупных потребителей, у которых давно сложились долгосрочные контракты с крупными компаниями-производителями или оптовыми продавцами. За минувший год не произошло принципиальных изменений в расстановке сил ни среди лидеров, ни среди остальных участников рынка.

Следует отметить, что особенностью российского рынка строительно-дорожной техники является четкая сегментация (по качеству и цене) между зарубежными и отечественными производителями, что снижает остроту реальной конкуренции между ними. Остановимся подробнее на основных преимуществах и недостатках отечественных и иностранных производителей дорожной и строительной техники, определяющих спрос на нее на рынке.

Преимуществами иностранных производителей строительной техники, как и в прошлом году, остаются:

– качество техники (экологичность, мобильность, маневренность);

– надежность;

– применение передовых технологий;

– соответствие техники международным стандартам охраны труда (безопасность, комфортность);

– высокий уровень сервиса.

К недостаткам в работе иностранных компаний можно отнести:

– неготовность к высоким инвестиционным рискам;

– высокую стоимость продукции;

– необходимость высокой квалификации персонала для работы на иностранной технике.

В качестве преимуществ отечественных компаний-производителей и их техники можно привести такие характеристики, как:

– сравнительно низкий уровень цен;

– учет специфики российских условий;

– развитый рынок запчастей;

– личные связи покупателей и продавцов (производителей) ;

– наличие административного ресурса и возможность лоббирования своих интересов.

Недостатками деятельности российских производителей строительной техники являются:

– низкое качество и ненадежность техники;

– низкий уровень сервиса;

– отсутствие современных технологий;

– низкий уровень комфорта и безопасности производимых машин.

Возвращаясь к статистике производства дорожной и строительной техники в 2003 г., заметим, что из семи отслеживаемых видов строительной техники в прошедшем году рост объемов производства отмечался по четырем позициям, а по трем позициям – падение. Но следует отметить, что рост производства кранов на гусеничном ходу более чем на 33,3% соответствует в абсолютных цифрах всего 12 кранам. Хотя, с другой стороны, рост на «небольшой» процент (2,73%) производства кранов на автомобильном ходу соответствует приросту производства на 83 машины, а рост на 1,14% производства бульдозеров – 19 машинам.

Как обычно (см. итоги деятельности в предыдущих номерах журнала «ОС»), остановимся подробнее на производстве основных видов дорожной, строительной и подъемно-транспортной техники.

Производство кранов на автомобильном ходу. Общий объем производства кранов на автомобильном ходу увеличился почти на 3%, несмотря на то, что крупнейший производитель – ОАО «Автокран», чья доля составляет 38%, в прошлом году сократил свое производство на 73 автокрана. Это снижение было компенсировано существенным (более чем 10-процентным) ростом производства на четырех крупнейших предприятиях – производителях кранов на автомобильном ходу: Галичском автокрановом заводе, брянском Автокрановом заводе, ЗАО НК «Уралтерминалмаш» и ЗАО «Балашихинские автомобильные краны и манипуляторы». Перечисленные пять предприятий обеспечивают 83% всего отечественного производства автокранов.

Производство кранов на гусеничном ходу. Это производство увеличилось по сравнению с 2002 г. более чем на треть, что было достигнуто благодаря росту производства на Челябинском механическом заводе, доля которого в общем объеме производства кранов на гусеничном ходу составила в 2003 г. 65%.

Производство экскаваторов. В 2003 г. произошло сокращение производства экскаваторов по сравнению с 2002 г. на 299 машин (90,6% от уровня 2002 г.). Почти 90% объема производства приходится на шесть предприятий-производителей. Сокращение совокупного производства определилось прежде всего сокращением производства по сравнению с прошлым годом на 99 машин на заводе «Тверской экскаватор», доля которого в общем объеме производства составляет более 40%, и сокращением производства на Уралвагонзаводе на 81 экскаватор (доля – более 10%). Об объемах и динамике производства на всех зарегистрированных в Госкомстате РФ предприятиях можно судить по информации, приведенной в таблице.

Производство бульдозеров. В 2003 г. отмечен небольшой рост производства бульдозеров (101,14%, что соответствует 19 машинам), хотя на крупнейшем предприятии-производителе – ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» (доля – 77% совокупного производства) оно сократилось по сравнению с 2002 г. на 2,84%.

Производство автогрейдеров. Общероссийское снижение производства автогрейдеров определилось падением производства на двух из трех заводах-производителях: «Брянский арсенал» и ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», что не было компенсировано ростом производства на ЗАО «ОПК «Дормаш» (г. Орёл).

Производство строительных погрузчиков. Рост производства строительных погрузчиков был зафиксирован только на двух предприятиях – Тверском экскаваторном заводе и Уралвагонзаводе. На остальных пяти заводах в 2003 г. произошел спад производства, что привело к сокращению выпуска погрузчиков на 107 машин.

Производство дробилок. Отечественное производство дробилок продолжает сокращаться. Основные производители – Строймашина, Асстром и Дробмаш – в 2003 г. продолжали снижать объемы производства. Единственное предприятие, увеличившее выпуск, причем в 4,5 раза, – Уралтяжмаш – не смогло оказать существенного влияния на общероссийские объемы производства дробилок, поскольку его доля составляет примерно 9% объемов рынка.

Производство тракторов. В прошедшем году было отмечено существенное – почти на 13%, или на 1 185 машин, падение производства по сравнению с 2002 г. За производство тракторов в 2003 г. перед Госкомстатом отчиталось 13 предприятий-изготовителей, но львиная доля всего производства – 96,4% – сосредоточена на семи заводах.