Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
 1
Ведущие мосты грузовиков
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
 1
Коробки передач компании EATON
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий

Рынок машин и оборудования в странах ЕС и Северной Америки. Ожидаемые перспективы

А. Малышев

Согласно прогнозам, в 2004 г. прирост ВВП в странах ЕС составит менее 2%. Это означает, что существенного роста спроса на сельскохозяйственное, землеройное, строительное и подъемно-транспортное оборудование в странах Евросоюза не будет. Учитывая растущий экспорт, можно предположить, что производство продукции машиностроения в странах ЕС может увеличиться в 2004 г. примерно на 5%. Такие выводы сделало отделение международной исследовательской компании Power Systems Research, базирующееся в Брюсселе. По отдельным видам машин (здесь и далее имеются в виду машины, приводимые в действие двигателем внутреннего сгорания) перспективы оцениваются следующим образом.

Cельскохозяйственные машины

Судя по всему, падение спроса на сельскохозяйственную технику в странах ЕС приблизилось к низшей точке. В 2003 г. спрос сократился приблизительно на 2%, в 2004 г. примерно на столько же он должен увеличиться. Оживление на данном рынке будут тормозить изменения в единой сельскохозяйственной политике ЕС, которые должны привести к снижению доходов крупных фермерских хозяйств – основных покупателей сельскохозяйственного оборудования. Особенно это скажется на продажах крупных тракторов и комбайнов. Так что реальный подъем спроса ожидается не ранее 2005 г.

Строительные машины

В 2003 г. продажи этого оборудования в ЕС уменьшились на 9%. По мере роста ВВП и числа разворачивающихся инфраструктурных проектов будет расти и спрос. Появится и значительный «скрытый» спрос, проистекающий от расширения союза и проведения восстановительных работ в регионах мира, пострадавших от военных конфликтов. В 2004 г. продажи возрастут примерно на 5%, в 2005-м – несколько больше. По оценке, сделанной лондонской консультационной фирмой Off-Highway Research, продажи строительных и подъемно-транспортных машин в Западной Европе в 2004 г. в целом останутся примерно на уровне 2003 г. В данном прогнозе учтено то обстоятельство, что североамериканская экономика еще не вполне оправилась от спада, и это будет предопределять относительно невысокий уровень спроса в других регионах мира.

Генераторные установки

Из-за чрезмерных запасов, накопленных в ожидании роста спроса в 1999–2000 гг., продуценты энергетического оборудования оказались в 2001–2002 гг. в тяжелом положении. В 2003 г. их продажи остались на уровне предыдущего года. Ожидается, что в 2004 г. они увеличатся на 4% и в 2005 г. – еще на 9%.

Легкие грузовые автомобили

За последние годы продажи этих автомобилей сократились в меньшей степени, чем грузовиков средней и большой грузоподъемности. В 2003 г. они возросли примерно на 1%, в 2004 г. увеличатся на 7% под влиянием роста экономики и в преддверии ужесточения норм вредных выбросов в атмосферу (в 2005 г.). В 2005 г. прирост составит также около 7%, в результате чего объем продаж приблизится к уровню, наблюдавшемуся до экономического спада.

Грузовые автомобили средней и большой грузоподъемности

В 2003 г. в ФРГ и Франции из-за весьма низкого спроса уровень продаж автомобилей средней и большой грузоподъемности был примерно на 20% ниже, чем в конце 1990-х годов. Судя по всему, фаза спада закончилась, и в 2004 г. согласно прогнозам, прирост продаж продукции машиностроения составит 5%, в 2005 г. – около 7% (в 2003 г. продажи снизились примерно на 1%). Тем не менее объем продаж будет все еще значительно ниже уровня конца 1990-х годов. Стимулировать спрос в 2005 г. станет и намечаемое введение в действие новых стандартов по содержанию вредных веществ в отработавших газах (Euro 4). Однако подобного рода упреждающие меры, как правило, сопровождаются последующим сокращением спроса. Итак, в ближайшие несколько лет спрос на машины и оборудование в Западной Европе будет расти, чему способствуют более привычные темпы развития мирового ВВП.

Согласно оценке исследовательской компании Yengst Associates (штат Коннектикут, США), продажи машин и оборудования в Северной Америке (США и Канада) в 2003 г. несколько возросли по сравнению с предыдущим годом, при этом в I полугодии спрос был низким, во II полугодии – оживился.

В 2004 г. впервые за несколько последних лет в регионе должны увеличиться корпоративные инвестиции, продолжится подъем в жилищном строительстве и несколько возрастет деловая активность в других видах строительства. По мере улучшения общей ситуации в экономике будут расширяться продажи оборудования и увеличатся закупки со стороны лизинговых фирм, не размещавших крупных заказов в течение двух последних лет.

В Северной Америке продажи всех видов оборудования, кроме сельскохозяйственного, увеличатся в 2004 г. примерно на 10% (спрос на сельскохозяйственное оборудование в 2003 г. был довольно высокий, что снижает шансы на большой прирост продаж в 2004 г.).

На базе данных по 15 основным видам изделий, продаваемых в Северной Америке, совокупные продажи землеройного оборудования в 2001–2002 гг. снижались, в 2003 г. – несколько увеличились. Спрос на компактные машины (погрузчики с бортовым поворотом, мини-экскаваторы и компактные погрузчики) был довольно высокий, что отразилось на общих результатах, которые в противном случае были бы гораздо хуже.

Снижение продаж подъемно-транспортного оборудования в 2001–2002 гг. (после пикового уровня 2000 г.) стало более резким, чем спад продаж землеройных машин. К этому типу оборудования мы отнесли промышленные автопогрузчики, подъемные платформы, краны всех типов и автопогрузчики повышенной проходимости. В 2004 г. спрос на подъемно-транспортное оборудование увеличится незначительно, причем на краны он будет расти медленнее, чем на другие виды оборудования данной группы. Должны существенно увеличиться продажи промышленных автопогрузчиков, спрос на которые в течение нескольких предыдущих лет оставался стабильным. Расширение спроса на подъемные платформы будет более «скромным», но худшее для поставщиков этого оборудования останется позади.

Спрос на оборудование для лесного хозяйства в Северной Америке сократился за последние пять лет примерно на 60%. В ближайшие годы его росту будут способствовать значительное оживление в жилищном строительстве и увеличение налоговых льгот для фирм, занятых в сфере лесозаготовок.

Сельскохозяйственных и промышленных тракторов в 2003 г. было продано около 215 тысяч, что является рекордным уровнем за последние 20 лет. В значительной степени такой показатель достигнут за счет небольших компактных тракторов, приобретаемых арендными и промышленными компаниями.

В 2004 г. продажи тракторов могут достичь 230 тысяч, и часть этого прироста будет обеспечена за счет механизмов, используемых при уборке сельскохозяйственных культур. Спрос на такую технику оставался низким с конца 1990-х годов. Возрастет и сбыт уборочных комбайнов, не увеличивавшийся за последние годы.

Прирост производства машин и оборудования в Северной Америке в большинстве секторов отрасли составит около 10%, в сельскохозяйственном машиностроении он будет выше. Ценовые «войны» среди продуцентов продолжатся, несмотря на улучшение перспектив сбыта.





А. Малышев Основные Средства 04'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)