На отечественном рынке грузовиков (в первом квартале 2004 года)

В. Салыгин

Ситуация на рынке грузовых автомобилей в первом квартале 2004 года подтвердила наметившуюся тенденцию стабилизации производства и продаж грузовой автотехники и постепенного наращивания их объемов. В январе-феврале отечественному автопрому удалось избежать резкого спада производства автотранспортных средств, ставшего «традицией» в последние годы. Росту продаж грузовых автомобилей в первом квартале способствовал ряд факторов, в первую очередь – позитивная динамика развития реального сектора экономики, в том числе рост объемов промышленной продукции, строительства, экспортно-импортных автоперевозок. Оживлению платежеспособного спроса на автотехнику в значительной мере способствовало и укрепление финансового положения предприятий сырьевых отраслей, преимущественно вследствие благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков.

Стабильным остается производство грузовых автомобилей у лидера отечественного автопрома ОАО «ГАЗ». Его доля в общем объеме продаж отечественных грузовиков сохранилась на прежнем уровне – 55,8%. По словам директора по маркетингу В. Масленникова, основным направлением программы развития ОАО «ГАЗ» в настоящее время является техническое перевооружение предприятия и повышение качества продукции. Автозавод расширяет модельный ряд преимущественно за счет производства различной спецтехники на базе малотоннажных автомобилей, например ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-2752 «Соболь», и на базе среднетоннажников. В частности, в текущем году на Заводе малых серий начнется производство грузового автомобиля ГАЗ-33086 «Земляк». Эти автомобили в разной комплектации могут использоваться во многих сферах народного хозяйства, в том числе в строительстве для проведения монтажных работ, в подразделениях МЧС для транспортировки спецгрузов.

Достаточно успешно идет производство отечественных большегрузов на одном из крупнейших российских автопредприятий ОАО «КАМАЗ». По итогам 2003 года объем производства вырос на 20% и составил, по данным АСМ-Холдинга, 24 066 грузовых автомобилей. В январе 2004 года потребителям отгружено 1 883 грузовых автомобиля (на 24% больше, чем в январе прошлого года). Заметно выросла доля Камского автозавода в общем объеме продаж отечественных грузовиков – с 11,3% в 2002 году до 12,4% в 2003-м. Выпуск 2004 года планируется довести до 26 400 грузовых автомобилей (рост 10%). По словам первого заместителя генерального директора ОАО «КАМАЗ» П. Полторыхина, структура выпускаемой продукции уже в начале года имеет параметры, близкие к среднегодовым показателям. Хороший старт, взятый заводом в первом квартале, дает основание надеяться на успешную реализацию бизнес-плана компании на 2004 год.

Другой изготовитель российских большегрузов – ОАО «Автомобильный завод «Урал» начал производство в новом году более успешно, чем в прошлом. В январе реализовано 525 тяжелых полноприводных машин, что на 38% больше, чем в январе 2003 года. По итогам прошлого года выпуск продукции миасского автозавода сократился на 30% и составил 5 994 автомобиля, его доля в общем объеме продаж снизилась с 4,6 до 3,0%. Руководство предприятия, проведя ряд маркетинговых мероприятий (например, утверждено положение о реализации автотехники с рассрочкой платежей, до 35 дилеров увеличено число фирменных представительств автозавода), намерено увеличить объем реализации на внутреннем рынке. Особый упор делается на производство и реализацию спецтехники и вахтовых автобусов. Определенные надежды завод связывает с расширением экспорта. В частности, планируется поставить для сборки в Китай одну тысячу машинокомплектов. Согласно заключенному с Индией контракту, АЗ «Урал» начинает изготовление первой партии грузовиков с правосторонним управлением.

Увереннее в текущем году работает столичный АМО «ЗИЛ». По итогам 2003 года выпуск увеличился на 10,9% и составил 13 274 грузовых автомобиля. При этом доля предприятия в общем объеме продаж осталась практически прежней – 6,6%. Предпочтение в производственной программе снова отдается изготовлению малотоннажника ЗИЛ-5301 и его модификаций. Производство «Бычка» в 2003 году выросло на 18%, на его долю приходится более 50% выпуска. Планом АМО «ЗИЛ» на 2004 год предусмотрено увеличение производства грузовых автомобилей на 30%, что составит 17 068 машин. За январь 2004 года ЗИЛ реализовал 1 132 единицы техники, что на 25% превышает показатели января 2003 года, а в феврале продано 1 140 машин, что на 16% больше, чем в феврале прошлого года. Автозапчастей произведено на 32,2% больше, чем за январь-февраль 2003 года.

Надежно удерживает свою долю рынка в сегменте автомобилей малой грузоподъемности ОАО «Ульяновский автомобильный завод». Выпуск «уазиков» в 2003 году увеличился на треть (22 596 шт.), их доля в общем объеме продаж возросла с 9,7 до 11,6%. В первом квартале ОАО «УАЗ» сохранило темпы производства. В этом году завод планирует незначительно увеличить выпуск и начать товарное производство новых пикапов серии УАЗ-2360, разработанных на базе внедорожников УАЗ-3160/ 3162. Новый грузовой полноприводный автомобиль, призванный заменить устаревший УАЗ-3303, оснащен новым дизелем (четырехцилиндровый ЗМЗ-5143.10 рабочим объемом 2 240 см3, мощностью 67 кВт), мостами типа «Спейсер», новой 5-ступенчатой коробкой передач.

Поскольку спрос на грузовики особо малого класса сохраняется, довольно успешно осуществляет их производство и сбыт ОАО «Иж-Авто» (итог 2003 года – 15 719 ед., прирост 26%). Другой производитель мини-грузовиков – АО «ВАЗинтерСервис» (г. Тольятти) сохраняет темпы производства прошлого года: выпуск 2003 года – 3 250 автомобилей, рост 21%.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили за период январь–март была умеренной. Рыночные цены росли монотонно (рис. 1, 2, 3). Их изменения по большинству марок (моделей) находились в пределах 3...6%. В первом квартале быстрее росли цены на автотехнику ОАО «КАМАЗ» (1,5...2% ежемесячно) и «ГАЗ» (1...1,5% ежемесячно). На отдельные модели КамАЗов, в том числе на более современные тяжеловозы КамАЗ-6520, КамАЗ-6460, перспективный седельный тягач КамАЗ-5460, темпы роста цен значительно выше. За первый квартал эти машины подорожали на 9...13%. Медленнее поднимались цены на продукцию АЗ «Урал» и АМО «ЗИЛ» – их рост не превысил 3%. Относительно стабильными оставались рыночные цены на автомобили Минского автозавода – ежемесячный прирост не превышал 0,5...1,0%. Рыночные цены на автотранспортные средства Кременчугского автозавода колебались в незначительных пределах.

Происходящие в последнее время позитивные изменения на отечественном рынке грузовых автомобилей дают основание говорить о его успешном развитии и росте. Вместе с тем, по мнению экспертов, говорить об устойчивом подъеме грузового российского автомобилестроения пока рано. Наблюдаемый подъем производства не обрел твердой почвы, и динамика конечного спроса имеет волнообразный характер. Обратимся к статистике. По данным АСМ-холдинга, в период с 1990-го по 1994 год производство грузовых автомобилей в стране сократилось с 720,7 тыс. до 186,6 тыс. ед. Этап замедленного спада продолжался до 1996 года (произведено 138,1 тыс. автомобилей ). Затем последовала фаза постепенного подъема, длившаяся четыре года. Наибольший объем производства достигнут в 2000 году – 188,2 тыс. автомобилей. Затем снова спад: 2001 год – 175,9 тыс. грузовых автомобилей, 2002 год – 174,2 тыс. В 2003 году снова подъем – 194,7 тыс. грузовиков. Объемы продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке (определяются как сумма грузовых автомобилей отечественного производства за вычетом поставок за рубеж и импортируемых грузовиков без учета подержанных) за последние 10 лет фактически повторяли фазы (спад/ подъем) объема производства. В 1998 году число проданных в стране автомобилей составило 168,0 тыс., в 1999 году – 186,6 тыс., 2000 год – 195,0 тыс. грузовиков. Затем последовал спад: 2001 год – 171,4 тыс., 2002 год – 172,8 тыс. и вновь рост в 2003 году до 187 тыс. В этот период рыночные цены постоянно росли. Темпы их роста зависели от многих причин, но в целом определялись уровнем инфляции в стране. Рост цен несколько замедлялся в годы подъема производства, поскольку уровень рыночных цен заметно снижался за счет распродаж (с некоторой скидкой) своевременно не реализованной продукции и ее остатков. Иными словами, динамика основных показателей рынка грузовых автомобилей за последние 10 лет носила волнообразный восстановительный характер – за спадом следовало оживление с недолговременной стабилизацией, затем опять спад и вновь подъем.

Каким станет текущий год и что последует за этим? Слишком много факторов, определяющих характер развития отечественного рынка грузовых автомобилей, как, впрочем, и легковых. Очевиден тот факт, что большинство отечественных производителей грузовиков располагают значительным резервом производственных мощностей (уровень загрузки ряда крупных автомобильных заводов, по данным Института экономики переходного периода, колеблется от 58 до 75%). Поэтому объемы производства могут изменяться в значительных пределах: при благоприятной конъюнктуре – возрастать на 20...30%, при неблагоприятных – падать наполовину. Обнадеживает то, что руководство большинства отечественных автомобилестроительных предприятий стало более реально оценивать ситуацию на рынке грузовых автомобилей и более оперативно реагировать на изменения конечного спроса. В оценке перспективы кратко остановимся лишь на рыночных ценах.

Рост цен на грузовые автомобили в 2004 году, видимо, будет близок к уровню предполагаемой Правительством РФ инфляции – 10%. Следует ожидать замедления темпа роста рыночных цен на грузовики в летний период (не более 0,5% ежемесячно) и заметного подорожания в осенне-зимний период (до 1,5...2% ежемесячно). Повышению цен способствует в первую очередь рост цен на металл, увеличение тарифов на энергоносители, железнодорожные перевозки. Своевременные меры нового Правительства РФ могут несколько замедлить рост рыночных цен.