Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)

На рынке прицепной автотехники. Итоги 2003 года

В. Салыгин

Российский рынок прицепной автотехники становится более динамичным и с каждым годом все в большей степени приспосабливается к потребностям развивающейся отечественной экономики. Тем не менее итоги 2003 г. свидетельствуют, что ситуация в данном секторе недостаточно стабильная.

Это проявляется и в неравномерной работе предприятий, производящих прицепную технику, и в заметных колебаниях спроса на автоприцепы, и в нестабильных продажах. В частности, спад производства прицепов и полуприцепов в начале прошедшего года превысил 7%, объемы продаж снизились более чем на 10%. В марте-апреле предприятия повысили темп производства, а весенний рост деловой активности вызвал увеличение объемов продаж. Летом и осенью темп изготовления прицепов был выше, чем в предыдущем, 2002 г. В итоге выпуск 2003 г. оказался почти на 6% выше выпуска предыдущего года. Наряду с этим ежемесячный уровень продаж был ниже уровня сборки. По предварительной оценке, в 2003 г. произведено свыше 9 700 единиц прицепной техники, т. е. объем продаж техники отечественного производства сохранился на уровне 2002 г.

Отечественные предприятия, специализирующиеся на производстве прицепного состава, стремились в 2003 г. повысить качество изделий. В первую очередь это становилось заметно по улучшению внешнего вида – экстерьер ряда образцов прицепной отечественной техники стал более современным. Повысились технико-экономические показатели, в том числе надежность, безопасность при транспортировке, экономичность, удобство в использовании.

Наиболее успешно 2003 г. завершили ОАО «Уралавтоприцеп» (г. Челябинск) и ОАО «НефАЗ» (г. Нефтекамск). Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов после значительного снижения производства в 2002 г. (на 34,7%) вновь вышел на прежний уровень выпуска – более 800 ед. прицепной техники. К настоящему моменту ведущее предприятие России по разработке и производству тяжеловозных прицепов предлагает более 160 наименований изделий марки ЧМЗАП десяти товарных групп. Основу производственной программы завода по-прежнему составляют тяжеловозы ЧМЗАП-93853 грузоподъемностью 24...26 т и ЧМЗАП-99865 грузоподъемностью 52 т. Их производство в 2003 г. увеличилось соответственно в 1,9 и 1,5 раза, при этом доля в общем выпуске прицепной автомобильной техники превысила 30%.

По контейнеровозам почти вдвое увеличилось производство полуприцепа ЧМЗАП-99859 для перевозки двух 20-футовых или одного 40-футового контейнера. Из семейства бортовых полуприцепов преимущество по-прежнему отдается 29-тонному ЧМЗАП-9906.4. Сегмент полуприцепов-самосвалов пополнила новая модель – ЧМЗАП-952010 снаряженной массой 9 700 кг, максимальной массой перевозимого груза 25 000 кг и с кузовом полезным объемом 16,7 м3.

К новинкам также следует отнести полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-990640 (масса снаряженного полуприцепа со стойками-кониками 10 000 кг, максимальная масса перевозимого груза 40 000 кг). Полуприцеп привлекателен своей универсальностью. По спецификации 042К он может выполнять задачи сортиментовоза, контейнеровоза и панелевоза. Для предприятия открывает новые возможности на поставку изделий по госзаказу выполненный заводом в 2000 г. заказ Минобороны РФ на разработку и изготовление опытных образцов полуприцепа грузоподъемностью до 65 т для перевозки бронетанковой техники. Помимо Минобороны в числе надежных корпоративных покупателей ОАО «Уралавтоприцеп» – МЧС РФ, РАО «ЕЭС», крупные автодорожные организации России и стран СНГ.

Стремительными темпами растет производство прицепной техники на ОАО «НефАЗ». Годовой выпуск прицепной техники за последние два года увеличился более чем в шесть раз (с 396 ед. в 2000 г. до 2 500 ед. в 2003 г.). Доля этого предприятия в общем объеме продаж отечественной прицепной техники возросла за этот период с 4 до 16,5%.

Наряду с прицепной техникой Нефтекамский автозавод выпускает самосвалы, вахтовые автобусы и технику сельскохозяйственного назначения. Предприятие, отличающееся высокой диверсификацией производства, стремится максимально использовать производственные мощности. ОАО «НефАЗ» наращивает число рабочих, в то время как подавляющее большинство российских автосборочных заводов сокращает численность занятых. Так, за 2003 г. численность занятых на основном виде производства увеличилась на 13% и составляет около 7,5 тыс. чел.

Основу производственной программы башкирского предприятия по изготовлению прицепной техники составляют автомобильные бортовые прицепы НефАЗ-8560 в само-свальном исполнении – на их долю приходится более 40% выпуска прицепного состава. Постоянно совершенствуется, модернизируется и пополняется модельный ряд полуприцепов. К числу новинок можно отнести полуприцеп НефАЗ-93341 длиной 14,64 м, грузоподъемностью 26,1 т и вместимостью 33 европоддона, который рассчитан на работу с новым седельным тягачом КамАЗ-5460 в составе автопоезда.

Успешным 2003 г. был и для некоторых других предприятий, выпускающих прицепной состав. Например, ОАО «Саранский завод автосамосвалов», производящий малую и среднетоннажную прицепную технику, увеличил выпуск на 16% (более 250 ед.). Его доля в общем объеме продаж выросла до 3%. Более чем на 10% увеличилось производство прицепной техники на ОАО «Ирбитский автоагрегатный завод» (до 800 ед.), а в объеме продаж отечественной техники эта доля достигла 8%. Изготовленная продукция обоих заводов была успешно реализована, что свидетельствует об устойчивом спросе на нее.

ООО «Компания «Спецприцеп» за 2003 г. увеличила объемы продаж на 47%. Традиционно фирма специализируется на изготовлении низкорамных полуприцепов-тяжеловозов и наполняет около 30...40% рынка нестандартной продукции. Разработана и успешно эксплуатируется 60-тонная тележка с двухосной ошиновкой под седельный тягач для перевозки железобетонных балок длиной до 30 м. Полуприцеп (42 т) с отстегивающимся гуськом и передним заездом, ранее использовавшийся только для перевозки гусеничной и колесной техники, доработан для перевозки фрез, асфальтоукладчиков, катков и «Шаттл-Багги». Импортные комплектующие увеличивают ресурс по пробегу до 500 тыс. км без капремонта. В 2004 г. планируется выпустить 4 новые модели полуприцепов грузоподъемностью 40...70 т и увеличить суммарный объем продаж на 30%.

Несмотря на увеличение производства прицепного состава на большинстве предприятий, некоторым заводам России в 2003 г. все же не удалось выполнить запланированное. Существенно снизил темпы лидер отечественного производства прицепной техники ОАО «Автоприцеп-КамАЗ». Его выпуск составил около 3 000 ед. автотехники, а доля в общем объеме продаж отечественной прицепной техники уменьшилась с 38% в 2002 г. до 31% в 2003 г. Однако тот факт, что уровень продаж в течение года оставался выше объема производства, свидетельствует о неплохом спросе на изделия ставропольского завода.

Существенно, более чем на 20%, сократилось производство прицепной техники на ООО «Тавдинский машиностроительный завод» (бывш. ООО «Тавдинский механический завод»). Катастрофически упало производство на крупном изготовителе прицепов – ОАО «Красноярский завод прицепной техники» (г. Сосновоборск). Предприятие, выпуск которого в предыдущие годы составлял 1 500...2 000 ед. автотехники, в 2003-м произвело лишь несколько десятков прицепов.

Более видную роль на рынке прицепной автотехники стали играть ранее менее заметные предприятия. К ним можно отнести, в первую очередь, такие заводы, как ЗАО «Новтрак» (г. Новгород), АО «Тонар» (Московская обл.), ООО «Уралспецтехника» (Челябинская обл.), ОАО «Канашский завод «Стройтехника» (Республика Чувашия), ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» (Ставропольский завод автомобильных прицепов).

Новгородское ЗАО «Новтрак», учрежденное германской фирмой SOMMER FAHRZEUGBAU в 1993 г., специализируется на изготовлении стальных и тентованных кузовов различного типоразмера и оснащения. Продукция предприятия отличается высокой ценой и хорошим качеством, фактически на уровне европейских стандартов. Объем выпуска автотехники составляет 220...250 ед., из которых до 60% реализуется на российском рынке. Несмотря на небольшие объемы производства и продаж, изделия новгородцев оказывают заметное влияние на рынок, поскольку при их изготовлении использован ряд новых технологий. Из новинок ЗАО «Новтрак» назовем полуприцеп со сдвижным каркасом тента (так называемый «Кертенсайдер»). Модель SP-24-100-CU-2.0 (собственная масса 6 800 кг, допустимая полная масса 39 000 кг) предназначена для перевозки различных грузов и обеспечивает быстрый доступ к внутреннему пространству. На дороги Московской области в 2003 г. вышел первый новый полуприцеп SP-240 с бортовой платформой (снаряженная масса 8 200 кг, допустимая полная масса 45 000 кг), предназначенный для перевозки металлических труб, стальных листов и других тяжелых строительных материалов.

АО «Тонар», больше известное как производитель легковых прицепов и прицепов для передвижной торговли, весьма успешно вышло на рынок грузовых автоприцепов. Спросом пользуются его изотермические полуприцепы ТОНАР-9746 (снаряженная масса 8 500 кг, вместимость 80 м3, полная масса 34 500 кг) и тентованный полуприцеп общего назначения ТОНАР-97461 (снаряженная масса 8 500 кг, грузоподъемность 25 000 кг). Завод намерен расширить модельный ряд – на очереди разработка и освоение производства полуприцепа-самосвала. Использование нового импортного, в частности гибочного, пресса и лазерного оборудования германской фирмы TRUMPF обеспечивает высокое качество изделий.

Динамика рыночных цен на прицепную автотехнику в течение 2003 г. была замедленной. В первом квартале цены оставались практически неизменными, а по некоторым маркам (моделям) они даже незначительно снизились. Основная причина некоторого снижения рыночных цен в январе и в феврале 2003 г. заключается как в низкой деловой активности, так и в наличии значительных остатков произведенной, но не реализованной в 2002 г. автотехники. В апреле-мае отмечался заметный рост цен (по большинству моделей 1,5...2,5% ежемесячно), затем цены стабилизировались. Очередное подорожание прицепной техники началось в сентябре-октябре. В целом за 2003 г. прирост рыночных цен был близок к уровню инфляции в стране. По большинству марок (моделей) прицепной техники годовой индекс цен составил 1,08...1,14 (см. таблицу). При этом несколько быстрее росли цены на самосвальные и бортовые прицепы, медленнее – на тяжеловозы и полуприцепы-цистерны.

Следует заметить, что продолжающийся рост цен на прицепную технику обусловлен не только сохраняющейся высокой инфляцией, но и естественным процессом совершенствования выпускаемой продукции. Предприятия – изготовители прицепного состава все шире используют новые материалы (в том числе алюминиевые сплавы, композиционные материалы, тенты со специальной пропиткой), более совершенные технологии (антикоррозионная обработка черных металлов методом катафореза и др.), электронные приборы и системы различного назначения (датчики контроля и управления узлами и агрегатами прицепа).

Серьезную конкуренцию отечественным производителям прицепной техники по-прежнему составляет продукция предприятий Республики Беларусь, в первую очередь Минского автозавода. В частности, до 70% продукции РУП «МАЗ», производство которой в 2003 г. сохранилось на прежнем уровне (около 3 000 ед.), направляется в Россию. Цены на «мазовскую» прицепную технику в течение 2003 г. росли несколько медленнее, чем на российскую. Их прирост по большинству моделей составил лишь 8...10%.

Что касается прицепной автотехники западноевропейских фирм, объем ее продаж в России не превышает, по предварительной оценке, 10% общего объема продаж в стране. Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, по-прежнему остается их высокая стоимость.



В. Салыгин Основные Средства 02'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)