Транспортная составляющая внешнеторговых связей с Германией

А. Рикошинский

Федеративная Республика Германия занимает лидирующее положение среди торговых партнеров России – она является крупнейшим поставщиком в нашу страну машин, оборудования и современных технологий (25% всего объема российского импорта этой продукции в 2002 г.), а также одежды и обуви (50%), медикаментов (15%) и продовольствия (14%). На ФРГ приходится около 14% всего внешнеторгового оборота России. Товарооборот между Россией и Германией в 2002 г. составил $14,6 млрд., в том числе экспорт $8,0 млрд., импорт – $6,6 млрд. Значительны между странами не только грузовые перевозки, но и пассажирские – только одна Lufthanse в 2002 г. перевезла около 700 тыс. пассажиров.

За I полугодие 2003 г. товарооборот между Россией и Германией составил $8,6 млрд. (экспорт $5,1 млрд., импорт $3,5 млрд.) Потенциал германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого – диспропорция товарной структуры двусторонней торговли, ведь Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители. Наша страна является крупнейшим поставщиком газа для Германии: 1/3 импорта газа и 20% импорта нефти в эту страну приходится на долю России. В то же время Германия экспортирует в первую очередь машины и готовую продукцию. Но в последнее время традиционная схема: Россия – поставщик сырья, Германия – экспортер готовых товаров постепенно изменяется в сторону увеличения российского экспорта готовой продукции.

Автомобильный транспорт

Перевозки автомобильным транспортом между Россией и Германией осуществляются в соответствии с межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении, подписанным в 1993 г. В последнее время на фоне падения объемов перевозок грузов из Германии растет количество рейсов, выполняемых российскими перевозчиками в Германию и транзитом через ее территорию. При этом удельный вес перевозок автопредприятий «третьих» стран в прошлом году составил 59% всего объема перевезенных грузов. В соответствии с договоренностью российские перевозчики получают с 1998 г. «зеленые разрешения» на экологически чистые транспортные средства, отвечающие нормам Euro I и Euro II.

Появились и некоторые проблемы, связанные с вопросами международного автомобильного сообщения. Консульские службы Германии в России нередко отказывают в выдаче многократных шенгенских виз российским перевозчикам, работающим по разрешениям ЕКМТ. По информации перевозчиков, на территории Германии проводится принудительное техническое обслуживание российских автотранспортных средств, что не всегда укладывается в незапланированные объемы расходов. Кроме того, с 31 августа 2003 г. Германия ввела (точнее, попыталась, а затем по техническим причинам отложила введение на неопределенный срок. – Ред.) на своей территории сбор за пользование дорогами, размер которого зависит от расстояния (12,4 цента за километр пути). Еврокомиссия сочла подобное регулирование противоречащим законодательству о свободной рыночной конкуренции в пределах Европы и потребовала от правительства ФРГ пересмотра этого правила. Таким образом, Евросоюз удовлетворил жалобу, поданную несколькими крупными транспортными фирмами, в том числе российскими.

Морской транспорт

Сотрудничество в этой области между Россией и ФРГ осуществляется в соответствии с соглашением о морском судоходстве, заключенном в 1991 г., по которому действует Смешанная комиссия Министерства транспорта РФ и Министерства транспорта и жилья ФРГ по вопросам морского транспорта. 11 – 12 сентября 2002 г. в Калининграде состоялось восьмое заседание этой комиссии, на котором рассматривались вопросы двустороннего сотрудничества в области морского транспорта. Отмечалось, что судоходные компании Балтийского бассейна играют важную роль во внешней торговле Российской Федерации, поскольку связывают Россию с европейскими странами. Поэтому в российских планах портового строительства и интеграции в мировую транспортную систему отводится особое место прибрежным районам Балтийского моря. Чтобы наиболее полно использовать благоприятное географическое расположение региона в интересах экономики России, президентом издан указ «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива». Также поставлены задачи по созданию в отечественных портах недостающих мощностей.

В состав транспортного флота, зарегистрированного в морских портах Балтийского бассейна России, входят 397 судов общим дедвейтом 1 268,2 тыс. т (включая суда типа «река–море»), но только девять судов имеют дедвейт свыше 10 тыс. т, и этого недостаточно.

Речной транспорт

Германия является одним из основных партнеров российских судовладельцев по перевозке внешнеторговых грузов судами смешанного плавания «река–море». Между институтами и организациями Росречфлота и Федеральным институтом водного строительства ФРГ (Карлсруэ) Минтранса ФРГ с 1991 г. осуществляется научно-техническое сотрудничество по разделам: строительная техника, геотехника, машинная техника, гидротехника. Между российскими и немецкими специалистами проводится интенсивный обмен опытом в области эксплуатации водных путей и организации судоходства.

Воздушный транспорт

Сотрудничество в этой сфере осуществляется на основе соглашения о воздушном сообщении (СВС), заключенного 14 июля 1993 г. В соответствии с имеющимися договоренностями для выполнения регулярных полетов из России в Германию назначены 15 авиакомпаний: «Аэрофлот – Российские авиалинии», «Аэрофрахт», «Ист Лайн», «Сибирь», «Аэрофлот-Дон», «Омскавиа», «Красноярские авиалинии», «Сибавиатранс», «Тюменские авиалинии», «Авиаэкспресскруиз», «Трансаэро», «Пулково», «Уральские авиалинии», «Энкор» и «Кавминводыавиа». Российские авиаперевозчики имеют право выполнять регулярные перевозки из любых пунктов РФ в десять городов ФРГ: Берлин, Франкфурт, Гамбург, Ганновер, Дюссельдорф, Кёльн, Бонн, Мюнхен, Ханн и Штутгарт.

Немецкой стороной назначены авиакомпании: «Люфтганза», «Кондор», «ЛТУ», «Германия», «Люфтганза Карго», «Циррус Эрлайнз» и «Дойче Би Эй», имеющие право выполнять полеты в десять пунктов России. Сегодня выполняются полеты в семь пунктов: Москву, Санкт-Петербург, Самару, Казань, Екатеринбург, Пермь и Нижний Новгород.

Перспективы сотрудничества в области управления российско-германским транспортным комплексом изложены в совместной «Декларации Федерального Министерства транспорта, строительства и жилья ФРГ и Министерства транспорта РФ о взаимодействии в области совершенствования системы управления транспортным комплексом», которая была подписана в 2002 г. В Германии имеется хорошая информационная и методическая база по структурной настройке работы аппарата Минтранса Германии и совершенствованию организационно-функциональной структуры отрасли. На основании информации, предоставленной немецкой стороной, а также других источников проведен сравнительный анализ возможного использования опыта Германии в организации деятельности транспортного комплекса России, осуществления гибкой настройки структуры внутри и между структурными подразделениями министерства, а также организации постоянного мониторинга изменения поля функций и полномочий.

Результаты сравнительного анализа активно используются при подготовке предложений по развитию действующей системы федерального управления в России. Значительный интерес для отечественной отрасли представляет опыт работы Минтранса Германии с федеральными землями при отработке транспортной политики. Полученные результаты активно использовались для организации комплекса мероприятий в системе «Транспортная стратегия России».



А. Рикошинский Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)