Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Транспортная составляющая внешнеторговых связей с Германией

А. Рикошинский

Федеративная Республика Германия занимает лидирующее положение среди торговых партнеров России – она является крупнейшим поставщиком в нашу страну машин, оборудования и современных технологий (25% всего объема российского импорта этой продукции в 2002 г.), а также одежды и обуви (50%), медикаментов (15%) и продовольствия (14%). На ФРГ приходится около 14% всего внешнеторгового оборота России. Товарооборот между Россией и Германией в 2002 г. составил $14,6 млрд., в том числе экспорт $8,0 млрд., импорт – $6,6 млрд. Значительны между странами не только грузовые перевозки, но и пассажирские – только одна Lufthanse в 2002 г. перевезла около 700 тыс. пассажиров.

За I полугодие 2003 г. товарооборот между Россией и Германией составил $8,6 млрд. (экспорт $5,1 млрд., импорт $3,5 млрд.) Потенциал германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого – диспропорция товарной структуры двусторонней торговли, ведь Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители. Наша страна является крупнейшим поставщиком газа для Германии: 1/3 импорта газа и 20% импорта нефти в эту страну приходится на долю России. В то же время Германия экспортирует в первую очередь машины и готовую продукцию. Но в последнее время традиционная схема: Россия – поставщик сырья, Германия – экспортер готовых товаров постепенно изменяется в сторону увеличения российского экспорта готовой продукции.

Автомобильный транспорт

Перевозки автомобильным транспортом между Россией и Германией осуществляются в соответствии с межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении, подписанным в 1993 г. В последнее время на фоне падения объемов перевозок грузов из Германии растет количество рейсов, выполняемых российскими перевозчиками в Германию и транзитом через ее территорию. При этом удельный вес перевозок автопредприятий «третьих» стран в прошлом году составил 59% всего объема перевезенных грузов. В соответствии с договоренностью российские перевозчики получают с 1998 г. «зеленые разрешения» на экологически чистые транспортные средства, отвечающие нормам Euro I и Euro II.

Появились и некоторые проблемы, связанные с вопросами международного автомобильного сообщения. Консульские службы Германии в России нередко отказывают в выдаче многократных шенгенских виз российским перевозчикам, работающим по разрешениям ЕКМТ. По информации перевозчиков, на территории Германии проводится принудительное техническое обслуживание российских автотранспортных средств, что не всегда укладывается в незапланированные объемы расходов. Кроме того, с 31 августа 2003 г. Германия ввела (точнее, попыталась, а затем по техническим причинам отложила введение на неопределенный срок. – Ред.) на своей территории сбор за пользование дорогами, размер которого зависит от расстояния (12,4 цента за километр пути). Еврокомиссия сочла подобное регулирование противоречащим законодательству о свободной рыночной конкуренции в пределах Европы и потребовала от правительства ФРГ пересмотра этого правила. Таким образом, Евросоюз удовлетворил жалобу, поданную несколькими крупными транспортными фирмами, в том числе российскими.

Морской транспорт

Сотрудничество в этой области между Россией и ФРГ осуществляется в соответствии с соглашением о морском судоходстве, заключенном в 1991 г., по которому действует Смешанная комиссия Министерства транспорта РФ и Министерства транспорта и жилья ФРГ по вопросам морского транспорта. 11 – 12 сентября 2002 г. в Калининграде состоялось восьмое заседание этой комиссии, на котором рассматривались вопросы двустороннего сотрудничества в области морского транспорта. Отмечалось, что судоходные компании Балтийского бассейна играют важную роль во внешней торговле Российской Федерации, поскольку связывают Россию с европейскими странами. Поэтому в российских планах портового строительства и интеграции в мировую транспортную систему отводится особое место прибрежным районам Балтийского моря. Чтобы наиболее полно использовать благоприятное географическое расположение региона в интересах экономики России, президентом издан указ «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива». Также поставлены задачи по созданию в отечественных портах недостающих мощностей.

В состав транспортного флота, зарегистрированного в морских портах Балтийского бассейна России, входят 397 судов общим дедвейтом 1 268,2 тыс. т (включая суда типа «река–море»), но только девять судов имеют дедвейт свыше 10 тыс. т, и этого недостаточно.

Речной транспорт

Германия является одним из основных партнеров российских судовладельцев по перевозке внешнеторговых грузов судами смешанного плавания «река–море». Между институтами и организациями Росречфлота и Федеральным институтом водного строительства ФРГ (Карлсруэ) Минтранса ФРГ с 1991 г. осуществляется научно-техническое сотрудничество по разделам: строительная техника, геотехника, машинная техника, гидротехника. Между российскими и немецкими специалистами проводится интенсивный обмен опытом в области эксплуатации водных путей и организации судоходства.

Воздушный транспорт

Сотрудничество в этой сфере осуществляется на основе соглашения о воздушном сообщении (СВС), заключенного 14 июля 1993 г. В соответствии с имеющимися договоренностями для выполнения регулярных полетов из России в Германию назначены 15 авиакомпаний: «Аэрофлот – Российские авиалинии», «Аэрофрахт», «Ист Лайн», «Сибирь», «Аэрофлот-Дон», «Омскавиа», «Красноярские авиалинии», «Сибавиатранс», «Тюменские авиалинии», «Авиаэкспресскруиз», «Трансаэро», «Пулково», «Уральские авиалинии», «Энкор» и «Кавминводыавиа». Российские авиаперевозчики имеют право выполнять регулярные перевозки из любых пунктов РФ в десять городов ФРГ: Берлин, Франкфурт, Гамбург, Ганновер, Дюссельдорф, Кёльн, Бонн, Мюнхен, Ханн и Штутгарт.

Немецкой стороной назначены авиакомпании: «Люфтганза», «Кондор», «ЛТУ», «Германия», «Люфтганза Карго», «Циррус Эрлайнз» и «Дойче Би Эй», имеющие право выполнять полеты в десять пунктов России. Сегодня выполняются полеты в семь пунктов: Москву, Санкт-Петербург, Самару, Казань, Екатеринбург, Пермь и Нижний Новгород.

Перспективы сотрудничества в области управления российско-германским транспортным комплексом изложены в совместной «Декларации Федерального Министерства транспорта, строительства и жилья ФРГ и Министерства транспорта РФ о взаимодействии в области совершенствования системы управления транспортным комплексом», которая была подписана в 2002 г. В Германии имеется хорошая информационная и методическая база по структурной настройке работы аппарата Минтранса Германии и совершенствованию организационно-функциональной структуры отрасли. На основании информации, предоставленной немецкой стороной, а также других источников проведен сравнительный анализ возможного использования опыта Германии в организации деятельности транспортного комплекса России, осуществления гибкой настройки структуры внутри и между структурными подразделениями министерства, а также организации постоянного мониторинга изменения поля функций и полномочий.

Результаты сравнительного анализа активно используются при подготовке предложений по развитию действующей системы федерального управления в России. Значительный интерес для отечественной отрасли представляет опыт работы Минтранса Германии с федеральными землями при отработке транспортной политики. Полученные результаты активно использовались для организации комплекса мероприятий в системе «Транспортная стратегия России».



А. Рикошинский Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)