Строительно-дорожные машины в I полугодии 2003 г.

А. Рикошинский

Согласно официальным данным Государственного комитета РФ по статистике итоги I полугодия 2003 г. для России весьма успешные*. В период с января по июнь отечественной промышленностью было произведено продукции на 3 970 млрд. руб., что составило 106,8% к уровню I полугодия 2002 г. Рост объемов в значительной степени был обеспечен увеличением производительности труда, составившей за этот период 112,1% (подробнее в материале «Промышленность и транспорт России в I полугодии 2003 г.» «ОС», №9, 2003 г.).

Заметны успехи и в строительной отрасли. Выполненный объем работ по договорам строительного подряда составил 460,6 млрд. руб., или 114,3% к уровню I полугодия 2002 г. Сегодня строительная отрасль переживает бурное развитие в области использования новых технологий и мобильной техники малой мощности. Это ведет к увеличению спроса на современную строительно-дорожную технику, причем востребованность настолько велика, что отечественные производители не могут справиться с необходимыми объемами.

Потребности в основном компенсируются поставками импортной техники, достоинством которой является ее большая надежность, а недостатком – относительно высокая цена. Проблемы производства отечественной строительно-дорожной техники, в первую очередь, связаны с технико-экономическим состоянием заводов. Из-за недостатка финансовых средств производители не в состоянии обновить свой станочный парк, средний износ которого по стране приближается к 50%, и наладить выпуск необходимой строительно-дорожной техники.

За шесть месяцев 2003 г. из девяти отслеживаемых видов строительной техники рост производства по сравнению с январем – июнем 2002 г. отмечен только по трем позициям, по остальным – заметное падение. Однако следует отметить, что по итогам I квартала положение было еще хуже: рост производства был зафиксирован только по кранам на гусеничном ходу и бульдозерам.

Общее сокращение производства кранов на автомобильном ходу по сравнению с прошлым годом составило 179 шт. (12%). Доля производства трех самых крупных предприятий России составила 67%. Существенно увеличил выпуск этой техники «Уралтерминалмаш» (Челябинская обл.), остальные крупные предприятия снизили объемы производства, хотя их доля на рынке по-прежнему осталась подавляющей.

По кранам на гусеничном ходу зафиксирован рост производства на 9,1%, но по абсолютному значению объем производства увеличился лишь на две машины – с 22 в 2002 г. до 24 в этом.

По сравнению с прошлым годом сократилось производство экскаваторов (более чем на 20%). Уменьшили объемы производства все три крупнейших завода-производителя (их суммарная доля составляет 72%): «Тверской экскаватор» на 13%, «Сарэкс» на 15, «Уралвагонзавод» на 48%. Из заметных производителей только Дмитровский экскаваторный завод увеличил выпуск. Было изготовлено 65 экскаваторов против 51 в том же периоде 2002 г.

Наиболее благоприятное положение сложилось с производством бульдозеров. Все изготовители увеличили объемы производства: «Уралтрак» выпустил на 41 машину больше, чем в I полугодии прошлого года, челябинский «Завод мощных тракторов» в целых 4 раза превзошел прошлогодний уровень, хотя и отчитался в январе – июне за производство только 36 бульдозеров.

Трехпроцентный рост производства автогрейдеров был достигнут в основном за счет роста выпуска на Брянском заводе дорожных машин (31 автогрейдер) и «ОПК-Дормашина» (11 автогрейдеров), что компенсировало сокращение производства на ЗАО «Челябинские стройдормашины» на 31 автогрейдер.

Почти 9%-ное уменьшение выпуска строительных погрузчиков было вызвано сокращением производства на всех предприятиях, выпускающих это оборудование, кроме «Уралвагонзавода». Это предприятие хотя и производит больше половины всего отечественного объема погрузчиков, однако почти двойной рост производства не смог компенсировать падение на остальных предприятиях.

Производство дробилок за январь – июнь 2003 г. по сравнению с прошлым годом сократилось более чем на 30%. Больше всего дробилок было произведено на нижегородском ОАО «Дробмаш» (29 шт.), что составило 33% от общероссийского производства. У этого предприятия сокращение выпуска по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 24%. У двух других наиболее крупных производителей АО «Строймашина» (Кострома) и АО «Асстром» (Рязанская обл.) сокращение производства достигло соответственно 29 и 63%.

Сократилось в этом году и производство мельниц – их было выпущено 12 (в прошлом году 19 шт.). Производство пока носит единичный характер, объемы которого продолжают снижаться.

Практически все производство отечественных тракторов сосредоточено на семи предприятиях и по сравнению с прошлым годом оно сократилось на 1 625 машин (30%). Крупнейший производитель (четверть общероссийского производства) предприятие «Уралтрак», увеличивший свой выпуск на 24,4%, а также начавшие работу с этого года ПО «ЕЛАЗ» (Елабуга) и ООО «Тракторная компания «ВГТЗ»» (Волгоградская обл.) сумели лишь незначительно компенсировать падение производства на остальных заводах.

Количество зарубежной техники, работающей на российских стройках, становится все больше. Особенно это заметно в крупных городах. Спрос на такую технику определяет высокое качество и производительность иностранных машин. Отечественные производители представлены на рынке строительной техники еще очень широко, но настоящую конкуренцию иностранному оборудованию в состоянии оказывать только самые передовые предприятия отрасли, работающие над расширением своего модельного ряда, и улучшением качества выпускаемых машин.

В статье использованы официальные данные Госкомстата РФ. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных источников, приведенных органами государственной статистики.