Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез

Промышленность и транспорт России в I полугодии 2003 г. (по материалам Минэкономики и Госкомстата РФ)

А. Рикошинский

Результаты работы промышленности
и транспорта России в I полугодии 2003 г. свидетельствуют о сохранении благоприятной экономической конъюнктуры. Большинство предприятий оценивают свое экономическое положение как хорошее или, по крайней мере, удовлетворительное.

Промышленность

Физический объем промышленного производства в январе – июне 2003 г. составил 106,8% относительно соответствующего периода предыдущего года (в I полугодии 2002 г. 103,2%). К концу II квартала 2003 г. в российской промышленности отмечались очевидные признаки оживления.

В июне 2003 г. по сравнению с маем этого же года наиболее существенное увеличение спроса на продукцию было зафиксировано на предприятиях строительных материалов, машиностроения и металлообработки. Был отмечен рост в черной металлургии, пищевой, химической и нефтехимической промышленности. В остальных отраслях зафиксировано снижение спроса. Наихудшие показатели в электроэнергетике и топливной промышленности.

Вслед за спросом активизировалось и производство, продолжается рост реальной прибыли предприятий. Прирост производства продукции наблюдается в машиностроении и металлообработке (на 7,6%). Последствия кризиса перепроизводства легковых автомобилей (их выпуск составил 90,1% от уровня января – июня 2002 г.) компенсировались значительным увеличением экспорта оборонной продукции, оживлением производства в энергетическом, металлургическом, железнодорожном, строительно-дорожном и коммунальном машиностроении, а также в приборостроении, кабельной промышленности и ряде других отраслей.

По расчетам Минэкономразвития, в I полугодии 2003 г. наблюдалось замедление темпов роста промышленного производства России: в январе прирост составил 0,8%, в феврале – 1,1, в марте – 1,1, в апреле – 1,0, в мае – 0,6, в июне – 0%. В отраслях, производящих конечную продукцию, темп роста достиг 105,9%. Этот комплекс отраслей обеспечил около 31% общего роста. Из всех отраслей около 22% общего роста производства обеспечила отрасль машиностроения и металлообработки (107,6%) и 9% – пищевая промышленность (104,3%).

Отрасли, производящие сырье и материалы, обеспечили 28,5% общего роста при темпе роста 106,3%. Прирост черной металлургии в промышленном производстве составил 14,9% при темпе роста 109,5%. Цветная металлургия составила 6,6% общего роста производства при темпе роста 106,5%.

В конце I полугодия 2003 г. наблюдались следующие основные тенденции развития отраслей промышленности (с учетом исключения сезонного и календарного факторов). Из 10 основных отраслей промышленности России в июне 2003 г. спад производства наблюдался в трех, стабильный уровень – в трех, и рост – в четырех отраслях. В июне 2003 г. рост продолжился: в черной металлургии (готовый прокат черных металлов, стальные трубы, кокс, добыча железной руды); в цветной металлургии; промышленности строительных материалов (цемент, сборные железобетонные конструкции и изделия, плитка керамическая облицовочная, линолеум); в пищевой промышленности (безалкогольные напитки, мясо, включая субпродукты 1 категории, цельномолочная продукция).

Спад производства отмечался в машиностроении и металлообработке. Снизился выпуск кранов на автомобильном ходу, генераторов к турбинам, металлорежущих станков, легковых автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов, радиоприемных устройств.

В течение первой половины 2003 г. лидерами по ежемесячному росту цен cтали черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность. В июне по сравнению с маем снижение цен реализации зафиксировано у 6% предприятий, увеличение – у 20%. Рост цен был характерен для предприятий машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов и продуктов питания. В остальных отраслях темпы роста отпускных цен снизились. Вместе с тем сохранился более высокий рост цен на сырье и материалы по сравнению с ростом цен на готовую продукцию. Повышение цен на сырье и материалы отмечалось в основном на предприятиях черной металлургии, машиностроения и металлообработки.

В январе – июне 2003 г. рост производства в топливно-энергетическом комплексе составил 109,2% к соответствующему периоду 2002 г. Выпуск первичных энергоресурсов в пересчете на условный эквивалент возрос на 6,4% при увеличении добычи нефти (11,2%), угля (12,6%), газа (2,8%) и производства электроэнергии на АЭС (6,7%). Работа ТЭК в I полугодии во многом определялась благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой рынка и ростом внутреннего спроса. В I полугодии 2003 г. было произведено 465 млрд. кВт.ч электроэнергии. По сравнению с январем – июнем 2002 г. рост составил 104,8%.

В январе – июне 2003 г. нефтедобывающая промышленность полностью обеспечивала потребности внутреннего рынка и рост экспортных поставок нефти, которые во многом определялись уровнем цен, развитой транспортной инфраструктурой, налоговыми условиями, наличием и качеством разведанной сырьевой базы России. В I полугодии добыто 202 млн. т нефти с газовым конденсатом против 182 млн. т в январе – июне 2002 г. Прирост добычи (11,2%) обусловлен увеличением внутренних поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы (на 4,1%) и существенным увеличением экспорта сырой нефти (10%). Доля экспорта в общем объеме добычи составила 49%.

Объем первичной переработки нефти в январе – июне 2003 г. составил 93,7 млн. т, или 104,1% к соответствующему периоду 2002 г. Товарные ресурсы нефтепродуктов формировались по мере повышения спроса отечественных потребителей и увеличения экспорта нефтепродуктов. Выпуск автомобильного бензина вырос на 4,3%, при этом доля высокооктанового топлива в общем объеме составила 49,6% против 47,7 за тот же период 2002 г. Производство дизельного топлива увеличилось на 2,9%, топочного мазута – на 3,4%, смазочных масел – на 13,8%.

С учетом растущего спроса на нефтепродукты объем первичной переработки нефти в 2003 г. может составить 190 млн. т (102,7% к уровню 2002 г.). Намечается произвести 30,1 млн. т бензина (103,8%), 53,9 млн. т дизельного топлива (102,7%), 54,8 млн. т топочного мазута (101,9%).

Добыча газа увеличилась с 302 млрд. м3 в январе – июне 2002 г. до 311 млрд. м3 в I полугодии текущего года. Рост (102,8%) обусловлен в основном повышением внутреннего спроса на газовое топливо в связи с более суровыми зимними условиями.

В I полугодии 2003 г. добыто 135 млн. т угля, что на 12,6% больше соответствующего периода прошлого года, в том числе увеличилась на 13,1% добыча энергетического угля, а также на 11,3% угля для коксования. Такой рост объемов производства в угольной отрасли также во многом связан с увеличением внутреннего спроса вследствие более суровых погодных условий зимнего периода при отсутствии необходимых запасов топлива.

В черной металлургии рост составил 109,5% и обеспечен в основном за счет увеличения выпуска готового проката (на 5%), главным образом, листового (на 11%) и стальных труб (на 17,4%). Возросло производство кокса (на 6,6%), товарной железной руды (на 7,8%), метизной продукции (на 9,4%) и электроферросплавов (на 23,3%). На динамику развития и улучшение финансового состояния предприятий отрасли существенно повлияли мероприятия по поддержке отечественных металлопроизводителей, отмена экспортной пошлины на черные металлы, ограничение импорта стальной продукции, проведение переговоров со странами-импортерами металлопродукции по улучшению условий торговли.

За прошедший год экспорт черных металлов вырос на 30% и составил $4,4 млрд. Стремительный рост экспорта связан с повышением уровня экспортных цен (так, при поставке в страны дальнего зарубежья плоского проката экспортные цены возросли на 51,3%) и увеличением поставок практически всех видов металлопродукции: кокса, железной руды, чугуна, ферросплавов и готового проката, составляющего в экспорте продукции черной металлургии более 60%.

В январе – июне 2003 г. рост производства в цветной металлургии к соответствующему периоду 2002 г. составил 106,5%. При этом производство глинозема выросло на 3,3%, первичного алюминия – на 3,5%.

Экспортные поставки первичного алюминия за шесть месяцев 2003 г. составили 80% от объема производства. Благоприятная конъюнктура внешнего рынка во многом способствовала росту производства никеля (112,1%). Вместе с тем производство рафинированной меди снизилось на 0,8%.

Экспорт основных цветных металлов в первой половине 2003 г. возрос на 2% ($3,7 млрд.) в основном за счет роста средних экспортных цен на никель (на 33%), медь (8%), алюминий первичный (2%).

В химической и нефтехимической промышленности в январе – июне 2003 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года прирост производства составил 4,6% (в 2002 г. 1,9%). Произошло это в основном по причине увеличения экспортных поставок отдельных видов продукции и расширения внутреннего спроса.

Продолжает расти спрос на шины для грузовых автомобилей. Освоение новых мощностей позволило увеличить их производство до 5,5 млн. шт. (112,6%), а производство шин для легковых автомобилей и того больше – до 11,3 млн. шт. (113,1%).

Ряд предприятий шинной промышленности (ОАО «Нижнекамскшина», Уральский, Омский и Кировский шинные заводы) продолжают стабильно наращивать выпуск продукции. В то же время из-за недостатка оборотных средств длительное время простаивал Барнаульский шинный завод.

В январе – июне 2003 г. рост производства в машиностроении и металлообработке составил 107,6% к соответствующему периоду 2002 г. Значительный рост производства наблюдался в железнодорожном машиностроении (146,2%), металлургическом машиностроении (109,1%), приборостроении (113,5%), в машиностроении для легкой и пищевой промышленности (114,2 %).

В 2,1 раза увеличилось производство грузовых железнодорожных вагонов. Выпуск пассажирских вагонов вырос на 24,7%. В 1,7 раза больше стало производиться магистральных электровозов. Выросло производство прокатного (на 14,7%), доменного и сталеплавильного (в 1,8 раза) оборудования, электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм (на 16,5%), генераторов переменного тока мощностью свыше 100 кВт (в 1,8 раза), автомобильных свинцовых аккумуляторов и аккумуляторных батарей (на 19%), грузовых автомобилей (на 11,5%), автобусов (на 11,6%), персональных ЭВМ (на 18,3%).

В то же время на 0,7% снизился объем производства в подъемно-транспортном машиностроении, на 10,9% в станкостроительной и инструментальной промышленности, на 2,5% в автомобильной промышленности. Но наибольший спад наблюдался в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении – на 34,2%.

Значительный рост импорта легковых автомобилей в 2002 г. и в I полугодии 2003 г. привел к перенасыщению российского авторынка. Это значительно снизило производство отечественных легковых автомобилей (на 9,9%).
Спад производства тракторов (на 30,1%), зерноуборочных (на 37%) и кормоуборочных (на 26,5%) комбайнов связан в основном с дефицитом оборотных средств у предприятий-изготовителей. Сыграла свою роль низкая платежеспособность сельских товаропроизводителей и ужесточение требований по оплате продукции «живыми» деньгами.

По предварительным данным, общий объем экспорта машин и оборудования в январе – июне 2003 г. (по сравнению с январем – июнем 2002 г.) в страны дальнего зарубежья составил около 98%, а импорт из этих стран достиг 120%.

В I полугодии 2003 г. общий объем производства промышленной продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г., на 17,6%, продукции гражданского назначения – на 11,7%. В целом за 2003 г. объем производства продукции ОПК по сравнению с 2002 г. вырастет на 15,4%, продукции гражданского назначения – на 14,1%. При этом доля продукции гражданского назначения составит 41,7% (в 2002 г. 42,1%).

Производство продукции гражданского назначения в ОПК составило: авиационная техника – 89,3%, продукция гражданского судостроения – 101,7, изделия электронной техники – 116,3, оборудование для ТЭК – 112, медицинская техника и запчасти к ней – 83,1, потребительские товары – 110,1%.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в январе – июне 2003 г. рост производства составил 103,2% к соответствующему периоду 2002 г. и обусловлен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и увеличением спроса внутреннего рынка на лесобумажную продукцию высокой степени переработки. При этом производство пиломатериалов увеличилось на 0,9%, товарной целлюлозы – на 1,5, деловой древесины – на 2, бумаги и твердых древесноволокнистых плит – на 2,2, картона – на 7,3, клееной фанеры – на 8,9, древесностружечных плит – на 20,7%.

Рост производства строительных материалов в I полугодии 2003 г. составил 105,6%. На объемы выпуска продукции промышленности строительных материалов существенно влияет фактор сезонности основных строительных работ. Это в большей степени относится к цементной промышленности, к производству сборных железобетонных конструкций и изделий, доля которых составляет около 45% общего объема продукции отрасли.

Увеличение объемов производства строительной керамики (на 24,9%), строительных материалов и изделий из полимерного сырья (на 11,7%), известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов и изделий из них (на 4,2%), а также рост производства гипса (на 25,7%) обусловлены, главным образом, расширением работ по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.

По сравнению с I полугодием 2002 г. объем производства продукции легкой промышленности снизился на 0,8%. При этом общее производство тканей уменьшилось на 0,7%, в том числе хлопчатобумажных на 1,2%, шерстяных – на 11,7, шелковых – на 6,1%. Низкие цены импортной продукции, сопоставимой по качеству с отечественной, способствуют дальнейшему вытеснению с потребительского рынка российских товаров и падению производства российских трикотажных и швейных изделий.

Транспорт

Объем коммерческих перевозок грузов всеми видами транспорта в январе – июне 2003 г. составил 1 219,1 млн. т, 103% к уровню января – июня 2002 г. В основном рост обусловлен увеличением (на 8%) объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте, доля которого в общем объеме коммерческих перевозок составила более 45%.

На железнодорожном транспорте в I полугодии 2003 г. увеличились объемы погрузки каменного угля (на 12,7%), кокса (на 10,2%), нефти и нефтепродуктов (на 17%), руды цветной (на 8,6%), железной и марганцевой (на 7,6%), черных металлов (на 7,4%) и лома (на 18,1%), зерна и продуктов перемола (на 21,2%). Вместе с тем ниже уровня 2002 г. оказались объемы погрузки строительных материалов (на 2,6%), комбикормов (на 9,7%), импортных грузов (на 13,3%).

Объем коммерческих перевозок автомобильного транспорта сохранился практически на уровне января – июня 2002 г. (100,3%) и составил 604,2 млн. т. Снижение объема коммерческих перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (85,6%) обусловлено в основном уменьшением потребности строительно-дорожного комплекса в строительных грузах, а также переходом ряда потребителей угля на другие виды топлива. Уменьшению объемов перевозок также способствовала унификация железнодорожных тарифов. Объем коммерческих перевозок грузов всеми видами транспорта в 2003 г. оценивается на уровне 2 624 млн. т, или 102,9% к 2002 г.

Коммерческий грузооборот за шесть месяцев 2003 г. относительно такого же периода 2002 г. увеличился на 8,3% и составил 908,6 млрд. ткм. На железнодорожном транспорте прирост составил 13% (812,5 млрд. ткм), на автомобильном – 1,9% (28 млрд. ткм). В то же время отмечалось снижение коммерческого грузооборота на внутреннем водном транспорте на 17,2% и морском (на 32,4%) из-за сокращения почти на треть количества судов Новороссийского морского пароходства (в том числе на 80% сухогрузов, на 82% наливных судов) и увеличения количества судов, сданных в аренду. Коммерческий грузооборот транспорта в 2003 г. может составить 1 900 млрд. ткм, или 107,7% к уровню 2002 г.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе – июне 2003 г. составил 185,2 млрд. пассажирокилометров (101,9% к уровню января – июня 2002 г.). При этом рост пассажирооборота достигнут на всех видах транспорта: на железнодорожном – 1,6%, автомобильном – 1,8, воздушном – 3,3%. Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2003 г. оценивается на уровне 393 млрд. пассажирокилометров, или 101,9% к уровню 2002 г.


А. Рикошинский Основные Средства 09'2003 17 февраля 2005

Комментарии (0)