На рынке прицепной автотехники

В. Салыгин

Ситуация, складывающаяся в I полугодии на российском рынке прицепной автотехники, свидетельствует о том, что после ощутимого спада в прошлом, 2002 г., на нем вновь наметился подъем. По итогам шести месяцев текущего года объем производства автомобильных прицепов вырос по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. более, чем на 7%, а объем продаж прицепной автотехники – почти на 5%. Рыночные цены при этом продолжали расти с темпом, близким к уровню инфляции в стране.

В условиях все более обостряющейся конкуренции на внутреннем рынке прицепной техники отечественные предприятия стремятся расширить номенклатуру выпускаемой продукции, повысить ее качество и улучшить потребительские свойства, в том числе за счет использования импортных комплектующих, что также способствует ее удорожанию.

Увеличение общего выпуска прицепной автотехники в I полугодии в основном обусловлено относительно стабильной работой основного ее производителя – Ставропольского ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» и заметным ростом изготовления прицепной техники на ряде крупных предприятий. Так, производство прицепов и полуприцепов на Челябинском ОАО «Уралавтоприцеп» выросло в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. При этом опережающими темпами (более чем в 2 раза) увеличился выпуск тяжеловозов ЧМЗАП-93853 (грузоподъемность 24 – 26 т), ЧМЗАП-99865 (грузоподъемность 52 т). И это, видимо, соответствует потребностям рынка.

По оценке специалистов, в России, как и во многих других странах, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста объемов перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов. Вследствие этого сохраняется устойчивый спрос на тяжеловозы. Из семейства бортовых полуприцепов ЧМЗАП-9906 преимущество отдается изготовлению 29-тонных ЧМЗАП-9906.4. В то время как выпуск 25-тонных ЧМЗАП-9906.5 существенно сократился.

К новинкам Челябинского завода можно отнести универсальный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-990640 (спецификация 042К), предназначенный для перевозки разнообразных грузов, в том числе железобетонных конструкций панельного домостроения, большегрузных контейнеров, длинномерных и крупногабаритных неделимых грузов. Грузоподъемность полуприцепа с кониками – 37 т, с фермой для перевозки панелей – 35 т. Осевая нагрузка (около 10 т) позволяет широко использовать его на различных дорогах с асфальтобетонным покрытием. Доля ОАО «Уралавтоприцеп» в продажах отечественной прицепной автотехники превысила 8%.

Более, чем в 1,5 раза выросло производство прицепной автотехники на Нефтекамском ОАО «НЕФАЗ». При этом основу производственной программы по-прежнему составляют бортовые прицепы НЕФАЗ-8560 (рост в 2,7 раза).

Значительно нарастили темп производства прицепов и полуприцепов в I полугодии текущего года ряд более мелких предприятий автомобильного машиностроения, в том числе Московский «ПКС-Тонар» (в 1,8 раза), Ставропольское ЗАО «Авто» и Челябинская «Уралспецтехника» (рост на них до 30%), «Новоорский ОЭМЗ» Оренбургской обл. (увеличение более 50%).

В то же время существенный спад отмечен на Красноярском заводе прицепной техники, производящим прицепы и полуприцепы для грузовых и легковых автомобилей и запасные части к ним. Предприятие, видимо, испытывает серьезные финансовые трудности, о чем свидетельствует и значительное сокращение численности занятых (втрое по основному виду деятельности). Продолжается снижение производства на «Тавдинском мехзаводе» (спад до 30%).

Динамика рыночных цен на прицепную автотехнику в I полугодии носила в целом спокойный характер. Ежемесячные изменения уровня цен по большинству моделей не превышали 2%. При этом в I квартале текущего года цены оставались достаточно стабильными (по ряду моделей, в том числе по полуприцепам МАЗ-9758, МТМ-9330, КЗАП-9385 отмечалось даже снижение цен). Стабилизация рыночных цен свидетельствует о насыщении отечественного рынка прицепной автотехники. В мае-июне цены вновь стали расти – сказался сезонный фактор. Быстрее росли цены на самосвальные прицепы. Их прирост за шесть месяцев текущего года составил 3 – 5%. Медленнее росли цены на бортовые полуприцепы. При этом несколько быстрее дорожала бортовая прицепная техника средней и малой грузоподъемности. Практически прежними остались цены на тяжеловозы, цистерны, а также изотермические полуприцепы и фургоны, существенно подорожавшие в прошлом году.

В последнее время заметно оживился вторичный рынок прицепной автотехники, преимущественно зарубежного производства. Дилеры и посредники, как отечественные, так и зарубежные фирмы, активно предлагают довольно широкий перечень подержанных прицепов и полуприцепов ведущих европейских фирм, в том числе германских («Шмитц Каргобулл АГ», «Когель Фарцойгверке», «Соммер Групп»), финской («Ой Нарко»), бельгийской («Турбос Хоит групп») и других известных в мире компаний со стоянок в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, а также за рубежом (Германия, Бельгия, Нидерланды, Латвия). Цены на подержанную импортную автотехнику выпуска 1997 – 1999 гг. в 1,5 – 2 раза превышают цены на аналогичную отечественную. Ее подорожанию в течение последнего года в значительной мере способствовал ускоренный рост курса евро.

Повышению качества выпускаемой отечественной продукции и ее возможности более успешно конкурировать с западными фирмами способствует применение импортных комплектующих. Ряд российских производителей прицепной автотехники, в том числе «Уралавтоприцеп», «Тверьстроймаш» и компания «Спецприцеп» используют опоры, оси, подвеску, колеса, шины ведущих зарубежных изготовителей. Это сказывается, прежде всего, на надежности техники. Так, ее пробег с импортными комплектующими увеличивается в 2 – 3 раза. Техника с импортными узлами изготавливается по заказам на комплектацию, доля ее в общем объеме реализации остается пока незначительной.