Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Преимущества горизонтально направленного бурения
Гидравлический молот может работать под водой
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ

На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В течение I полугодия текущего года ситуация на российском рынке грузовых автомобилей изменилась незначительно. Вместе с тем можно отметить некоторые позитивные моменты, в частности, наметившийся рост производства грузовиков, увеличение объема их продаж и относительная стабилизация рыночных цен вызывают сдержанный оптимизм в оценке нынешнего положения.

Следует отметить, что ставший традиционным январский спад производства автотранспортных средств в текущем году оказался менее глубоким. В итоге к концу I квартала 2003 г. количество произведенных грузовых автомобилей заметно превысило выпуск аналогичного периода 2002 г., и составила более 42 тыс. ед. (рост 8,4%). Вырос и объем продаж грузовых автомобилей отечественного производства (на 5,3%), при этом экспорт, согласно таможенной статистике, несколько снизился и составил 5,5 тыс. ед. (на сумму $39,7 млн.). По мнению экспертов, позитивным переменам в значительной мере способствовала новая волна экономического подъема в стране, сформировавшаяся в начале года преимущественно под влиянием мощного инвестиционного спроса сырьевых отраслей, и в первую очередь, нефтяного комплекса.

Предварительные итоги I полугодия показывают, что прогноз Минпромнауки на 2003 г. о росте выпуска грузовых автомобилей на 5% может оправдаться, если основные автомобилестроительные заводы сохранят взятый с начала года темп производства.

Основу выпуска отечественных грузовых автомобилей (свыше 55%) по-прежнему составляет продукция ОАО »ГАЗ». В 2003 г. предусматривается довести изготовление малотоннажных грузовиков до 105 тыс. ед. (по сравнению с предыдущим годом рост 5%). По предварительным данным, выпуск шести месяцев текущего года составляет более 47 тыс. автомобилей. Чтобы реализовать намеченный план, ежемесячный темп производства во II полугодии должен быть не ниже 9 тыс. машин. Вопрос, видимо, не столько в том, сможет ли завод вести сборку в таком темпе, сколько в том, чему он отдаст предпочтение: увеличит производство грузовых ГАЗ-3302 или пассажирских ГАЗ-3221. Выпуск последних в прошлом году возрос в 1,64 раза и составил около 28 тыс. Ставшие популярными маршрутными такси ГАЗ-3221 «Газель» пользуются хорошим спросом.

Значительный рост производства грузовиков малой грузоподъемности, выпускаемых ОАО »Ижмаш-Авто» и ОАО »УАЗ», подтверждает тенденцию изменения структуры производства в сторону малотоннажных автомобилей. После снижения выпуска в 2002 г. («Ижмаш-Авто» – на 22,1%; УАЗ – на 1,8%), в текущем году эти предприятия значительно увеличили темп производства. Так, по итогам I квартала выпуск ОАО «Ижмаш-Авто» достиг 3 672 ед. (рост 49,6%), ОАО «УАЗ» – 5 220 ед. (рост 14,5%). При этом производственная программа первого фактически сведена к изготовлению грузовика Иж-2717, программа второго более разнообразна: здесь и грузовые УАЗ-3741 (более 10% выпуска), и ветераны УАЗ-3303 (до 25% выпуска), и специальные автомобили семейства УАЗ-3909 (до 65%). В общем объеме продаж доля грузовиков отечественного производства поднялась соответственно до 10% у Ижевского и до 8% у Ульяновского заводов.

В I полугодии 2003 г. достаточно устойчивым был спрос не только на малотоннажные автомобили, но и на большегрузные машины. В этих условиях ОАО «КАМАЗ» удалось не только значительно нарастить выпуск грузовых автомобилей, но и довольно успешно их реализовать. Особенно впечатляет итог I квартала – 5 091 большегруз. Прирост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 45,8%. Справедливости ради заметим, что в I квартале 2002 г. завод преднамеренно простаивал. Таким образом, план 2003 г., предусматривающий увеличение производства на 20% и изготовление 24 тыс. машин, может стать реальностью. Завод располагает значительным резервом производственных мощностей. Сложности могут возникнуть в сбыте. Ведь в конце прошлого года остаток нереализованной продукции превышал 1 000 машин.

Менее успешным было I полугодие для другого производителя отечественных большегрузов ОАО «Автомобильный завод «Урал»». По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск его сократился почти на четверть. Первоначальный план 2003 г. предусматривал производство 9,5 тыс. автомобилей. При нынешнем темпе (до 500 машин ежемесячно) годовой выпуск может оказаться существенно ниже прошлогоднего, составившего 8 589 ед.

Основной производитель отечественных среднетоннажных автомобилей столичный АМО ЗИЛ стремится стабилизировать свое положение при неизменной поддержке Московского правительства. Постепенно наращивается производство (в I квартале на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.). Однако амбициозный план 2003 г. увеличить выпуск более чем в 2 раза кажется маловероятным. Завод корректирует производственную программу, в частности, вновь наращивается выпуск ЗИЛ-5301 »Бычок». А ведь в прошлом году их производство было сокращено почти вдвое. Увеличивается выпуск больших дизельных грузовиков ЗИЛ-4331, однако их производство исчисляется пока десятками. Заметно (на 15%) снизился выпуск семейства ЗИЛ-43336 с карбюраторным двигателем.

Рыночные цены на грузовые автомобили в период январь–июнь в целом были достаточно стабильными, наблюдались только незначительные колебания в ту или иную сторону. Индекс рыночных цен (июнь к январю текущего года) для различных моделей грузовых автомобилей оказался в диапазоне 1,03–1,07. Несколько большим был прирост рыночных цен по автомобилям Горьковского завода. В связи с рестайлингом семейства ГАЗ-3302 «Газель», индекс цен на них достиг 1,09. По другим маркам индексы цен составили: «Урал» – 1,07; КамАЗ и ЗИЛ – 1,03...1,06 и МАЗ – 1,02...1,04. КрАЗы практически остались в прежней цене. Незначительный прирост цен с начала года по различным маркам и моделям в основном обусловлен определенным насыщением российского рынка грузовых автомобилей и некоторым снижением темпов инфляции в стране.

Сравнительная оценка полезности автотранспортных средств по критерию удельной цены (отношение усредненной рыночной цены к грузоподъемности автомобиля) показывает, что значительных изменений в позиционировании отечественных грузовых автомобилей не произошло. К более конкурентоспособной группе грузовиков с невысоким уровнем удельной цены по-прежнему можно отнести бортовые: ГАЗ-3307, КамАЗ-53215, МАЗ-533702, ЗИЛ-433360, ЗИЛ-133Г 40; седельные тягачи: ЗИЛ-442160, ЗИЛ-13305А, КамАЗ-54115, МАЗ-543203 и самосвалы: КамАЗ-55111, МАЗ-555102. В группу автомобилей с завышенной удельной ценой попадают бортовой ЗИЛ-5301 «Бычок», цельнометаллический фургон ЗИЛ-5301 СС и полноприводные «Уралы», ЗИЛ-433420, УАЗ-3303.

В виду возросшего спроса на развозные грузовики с кузовами различного назначения заметно оживились производство и продажа автофургонов. Наибольшим спросом пользуются фургоны на шасси ГАЗ-3302 «Газель», ГАЗ-3307 (3308), ЗИЛ-5301 БО/ЕО «Бычок», ЗИЛ-4331. С ними активно конкурируют фургоны на базе МАЗ-4370, МАЗ-5337, МАЗ-53363, изготавливаемые минским «Заводом прицепов и кузовов МАЗ-Купава». Цены жестких кузовов в зависимости от их конструкции (объема, стен, термоизолирующих материалов и т.д.) и предназначения находятся в довольно широком диапазоне. Полезные объемы кузовов составляют 9,6–11,7 м3 при установке их на ГАЗ-3302, 16,8 м3 – на ГАЗ-3307 и до 22,77 м3 – на ЗИЛ-5301. Большегрузные кузова имеют объем до 50 м3 (в частности на шасси КамАЗ-5741 – 38,17 м3, МАЗ-6303 – 48,75 м3).

Все больше производятся недорогие промтоварные кузова с полимерным покрытием. Их цены находятся в пределах 21–25 тыс. руб. для автомобилей ГАЗ-3302 и 30–35 тыс. руб. для ГАЗ-3307 (3308). Изотермические оцинкованные кузова с полимерным покрытием для этих автомобилей в 1,5–2 раза дороже (25–31 тыс. руб. для ГАЗ-3302 и 43–47 тыс. руб. для ГАЗ-3307). Рыночные цены фургонов на шасси автомобилей ГАЗ-3302 лежат в интервале 186–210 тыс. руб. Цены промтоварных фургонов на шасси ЗИЛ-5301 БО/ЕО существенно выше – 330–410 тыс. руб., а изотермических достигают 430–520 тыс. руб.

Фургоны производства зарубежных фирм на российском рынке реальной конкуренции отечественным пока не оказывают. Основная причина – их высокая стоимость. Так, фургон «Рено-Маскот 110», который условно можно рассматривать в качестве аналога автофургона на шасси «Газели», оценивается в 690 тыс. руб., то есть в 3 раза дороже. Доля продаж импортных автофургонов, включая подержанные, согласно имеющейся неполной статистике, составляет менее 7%.

Возвращаясь к динамике цен на грузовые автомобили, с определенной уверенностью можно говорить о стабилизации рыночных цен в летний период (с незначительными колебаниями в 1–2%) и дальнейшем их росте с темпом, близким к уровню инфляции. Толчком к росту цен может стать повышение тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, в первую очередь, на энергоносители.


В. Салыгин Основные Средства 07'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)