Мировой автомобильный рынок в 2002 г.

А. Рикошинский

Автомобилестроение занимает значительное место в экономике развитых стран. При этом прослеживается тесная связь между валовым внутренним продуктом (ВВП) и уровнем развития национальной автомобильной промышленности. Так, США, мировой лидер по ВВП, являются лидером и в автомобилестроении. Вслед за США идет Япония, занимающая второе место и по производству автомобилей, и по ВВП. Аналогичная картина наблюдается в других странах: Германии, Франции, Италии, Великобритании, Корее, Испании и т.д. В общую картину в настоящее время вписывается и Китай, огромными темпами развивающий производство автомобилей.

Такое положение легко объяснимо, поскольку автомобильные предприятия тесно связаны с металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной промышленностью, станкостроением и с одной стороны зависят от их развития, а с другой – влияют на них.

Мировой опыт показывает, что одно рабочее место в автомобилестроении создает 7 – 8 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом торговли, технического обслуживания, ремонта и утилизации – до 10. Для примера можно взять США, где автостроение потребляет 15% производимой в стране стали, 46% ковкого чугуна, 70% натурального и почти 60% синтетического каучука, треть продукции станкостроения и половину выпускаемых роботов и манипуляторов. Если прибавить сюда смежные отрасли – автотранспорт, дорожное строительство, производство бензина, масел, аксессуаров и т.п., то становится очевидным, что автостроение обладает мощным мультипликативным эффектом. В США практически каждый шестой работающий в промышленности прямо или косвенно связан с автомобилестроением. Аналогичная картина складывается в Японии и в других странах.

Мировой автомобильный рынок, являясь частью мирового промышленного рынка, ощутил на себе результаты глобального экономического спада 2002 г. Общий объем продаж снизился по сравнению с 2001 г. на 2 – 3%, в том числе в Европе на 3,6%, и годовая емкость рынка составила порядка 55 млн. автомобилей (14,33 млн. в странах Еврозоны). Более существенное падение продаж удалось смягчить благодаря грамотно построенным продавцами маркетинговым стратегиям, проведением эффективных рекламных компаний, применению системы скидок и продаж в кредит.

Остановимся подробнее на региональных сегментах мирового автомобильного рынка.

Северная Америка

Североамериканский рынок является наиболее емким. На его конъюнктуру определяющее влияние оказывает состояние экономики США. Продолжающаяся рецессия промышленности, рост стоимости нефти и ослабление доллара могли бы привести к значительному сокращению объемов продаж, но эффективная маркетинговая политика «большой тройки» (General Motors, DaimlerChrysler и Ford) американских производителей автомобилей предотвратила обвальный спад продаж. Так, в США за прошлый год было продано 16 847 тыс. легковых машин, т.е. всего на 1,9% меньше, чем в 2001 г. (по данным Automotive News). Причем их производство выросло по сравнению с 2001 г. на 5,3%.

В течение 2002 г. ценовая ситуация на рынке оставалась сложной для продавцов. Годовое снижение цен составило 2,1%, в том числе в IV квартале 3,2%. Особенностью американского рынка в 2002 г. стало невиданное ранее увеличение продаж в последний месяц года. Так, в декабре продажи Ford превысили показатели 2001 г. почти на 9%, а General Motors более чем на 30%. Это стало результатом ценовой политики. Компания предоставляла покупателям модели Cadillac Seville 2002 г. под беспроцентный кредит и подарок в виде возврата до $4 000. Тем, кто покупал более популярные пикапы Silverado или внедорожник Yukon, возвращали до $2 000. Потенциальным покупателям было разослано обещание фирмы выплачивать бонус от 500 до $1 000 в зависимости от приобретаемой модели. Дилеры компании получали по $1 500 за каждую реализованную сверх среднестатистического уровня продаж машину. Хотя затраты на реализацию составили в среднем $3 690 на каждый проданный автомобиль, общая прибыль в 2002 г. существенно выросла по сравнению с 2001 г., и доля компании на автомобильном рынке США увеличилась до 28,3%, превысив на 0,2% показатель 2001 г.

Ford предлагала своим покупателям беспроцентный кредит на модель Explorer и бонус в $1 000 на F-series, Ranger, Expedition и Escape. Но в отличие от GM прибыль компании в прошедшем году снизилась и составила 91,5% от уровня 2001 г.

Аналогичную тактику предпринял и концерн DaimlerChrysler. Правда, расходы на стимулирование клиентов были несколько меньше – около $3 000 на каждую машину. Жесткая программа сокращения рабочих мест, а также большой успех своего непрофильного бизнеса (в частности, делового телеканала) принесли компании годовую прибыль в 5,8 млрд. евро (в 2 раза больше планируемой).

Япония

Общая экономическая ситуация в Японии характеризовалась дефляцией иены, падением потребительского спроса и сокращением инвестиций. Но на фоне мирового экономического спада наиболее успешно в прошлом году работал японский автопром. По данным национальной Ассоциации автомобилестроителей JAMA, объем продаж автомобилей на внутреннем рынке в 2002 г. сократился незначительно и составил 5 792 тыс. шт. (98,1% к уровню 2001 г.), причем продажи легковых автомобилей даже выросли до 4 441 тыс. (103,5% к 2001 г.).

В 2002 г. производство машин Toyota в мире увеличилось на 9,7% (до 5,6 млн. шт.), Honda увеличила выпуск на 9,4% (до 2,9 млн.), Nissan на 8,1% (до 2,7 млн.). Четвертый по величине изготовитель автомобилей Mitsubishi Motors увеличил производство на 9,3% (1,8 млн.). Объемы выпуска Mazda Motor выросли на 13,8% (до 943 тыс.).

В 2002 г. на японском автомобильном рынке была весьма существенна роль внешнеторгового сегмента: экспорт из страны составил 4 699 тыс. машин (в том числе 4 012 тыс. легковых), т.е. рост 12,8% к уровню 2001 г.

Кроме экспорта автомобилей японские автопроизводители строят свои заводы и в других странах. В прошлом году было подписано соглашение между фирмой Toyota и китайской государственной компанией FAW, предусматривающее строительство в г. Тяньцзинь совместного предприятия по производству моделей Toyota и Daihatsu. Ввод завода в эксплуатацию намечен на 2005 г. Сотрудничество двух фирм в дальнейшем предполагается распространить на выпуск мини-автобусов и малогабаритных фургонов.

В 2002 г. по сравнению с 2001 вырос импорт легковых автомобилей в Японию. По данным национальной Ассоциации автоимпортеров (JAIA), годовой объем продаж иностранных легковых машин составил 273 тыс. шт. (101,7% к уровню 2001 г.). Наиболее раскупаемыми иномарками стали (в порядке убывания количества проданных автомобилей): Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW, Opel, Volvo, Peugeot. Более половины импорта (52,5%) приходится на первые три фирмы.

Южная Корея

В конце августа 2002 г. компания Daewoo Motor была вынуждена остановить производство на своих трех заводах из-за бойкота со стороны ее 191 поставщика комплектующих и, прежде всего, фирмы Delphi Automotive, на долю которой приходится 20% закупаемых частей и блоков. Это бойкот был вызван тем, что с начала лета Daewoo не платила по счетам, ожидая начала реализации соглашения с американской фирмой General Motors, подписанного в апреле 2002 г. В соответствии с этим соглашением GM должна выделить $251 млн. на приобретение 42,1% капитала совместного предприятия, создаваемого вместе с кредиторами Daewoo. Кроме того, GM согласилась выплатить поставщикам комплектующих для фирмы Daewoo $250 млн., но лишь после создания СП (долг Daewoo составляет более 1 500 млн. евро).

Китай

В Китае в 2002 г. объем продаж всех автомобилей впервые превысил 3 млн. шт. (легковых 1 млн.). По отношению к 2001 г. прирост составил более 20%. Объем импорта автомобилей в Китай по сравнению с предыдущим годом вырос на 55%. По объему продаж автомобилей Китай занимает четвертое место (после США, Японии и Германии). Правительство страны осуществляет реформу авторынка: вводит систему финансирования, облегчающую покупку нового автомобиля, а также законов, защищающих права потребителя.

Западная Европа

В 2002 г. на автомобильных рынках стран Еврозоны, так же как и в США, рост продаж был отмечен только в декабре. Хотя в декабре было продано машин на 11,5% больше, чем в декабре 2001 г., в целом за год уровень продаж составил 97,1% от уровня 2001 г. (14,3 млн. шт.). Но если в большинстве стран сокращение сбыта колебалось от 11,4 (в Португалии) до 2,6% (в Германии), то в пяти странах был зафиксирован даже рост продаж: в Дании на 15,3%, в Финляндии на 7, в Великобритании на 4,3, в Швеции на 3,2 и в Люксембурге на 1,4%.
Отметим, что, несмотря на введение евро, цены на автомобили на внутренних рынках европейских стран все еще сильно отличаются. Разница в цене на автомобили среднего класса по Европе может достигать 5 000 евро. Цены на автомобили в Германии, являющейся самым крупным европейским авторынком, наиболее высокие в Еврозоне. Дорогим является и рынок Великобритании. В Испании, Греции, Финляндии и Дании цены на автомобили до налогообложения самые низкие.
Остановимся немного подробнее на положении в крупнейших странах-производителях автомобилей.

Германия

Расширение экспорта новых моделей автомобилей, как наиболее дешевых (Mini), так и самых дорогих («Серия 7» и «Х-5») позволило группе BMW получить хорошие финансовые результаты. Консолидированные продажи группы возросли по сравнению с 2001 г. на 18%, чистая прибыль увеличилась на 12%, оборот на 9%. В географическом распределении продажи автомобилей BMW возросли: в ФРГ на 7%, в США на 16 и в Великобритании на 52%.

Группа VW – Audi инвестировала 135 млн. евро в расширение мощностей завода по выпуску автомобильных двигателей в венгерском г. Дьер. К середине 2003 г. его часовая производительность возрастет с нынешних 100 до 250 моторов, а ассортимент будет включать четыре типа 8-цилиндровых агрегатов (в 2001 г. на заводе было собрано 1,2 млн. двигателей и 50 тыс. машин).

Франция

Положение на французском авторынке за весь 2002 г. характеризовалось ежемесячным сокращением продаж на 2 – 9%. В августе отмечалось наибольшее по сравнению с августом 2001 г. падение продаж (на 14,7%). Продажи легковых автомобилей упали на 17,7%, а грузовых еще больше – на 23,1%. В целом за 2002 г. объем продаж сократился на 4,5%. Но некоторым французским фирмам удалось работать вполне эффективно: наибольшего успеха добилась фирма PSA Peugeot-Citroen, продемонстрировавшая рост в 4,3% по отношению к 2001 г.

Среди иномарок прирост продаж на французском рынке отмечался у моделей фирмы BMW, составивший в августе 21%, а также у японских (на 11%) и южнокорейских машин (17%). Наибольшей популярностью пользовались автомобили Toyota, в основном полноприводные и модель Jaris, собираемая во Франции.

Швеция

Не лучшим был 2002 г. и для шведских производителей автомобилей. Так, в I полугодии оборот группы Volvo сократился на 1,3% и составил 89 679 млн. шв. крон (9,44 млрд. евро). Валовая прибыль снизилась на 8,3% – до 1 197 млн. шв. крон, а чистая – до 334 млн. Сбыт грузовых автомобилей составил 59,1 млрд. шв. крон, сократившись на 1,3%, а валовая прибыль упала до 9 млн. с 789 млн. в I полугодии 2001 г.

В заключение приведем некоторые данные о доли России в мировом автомобильном рынке.

Улучшение финансового состояния российских предприятий и материального положения населения (рост реально располагаемых денежных доходов населения в 2002 г. составил 108,9% к уровню 2001 г.) привело к росту импорта в Россию автомобилей как легковых, так и грузовых.

За 2002 г. импорт автомобилей составил 173,2 тыс. шт., в том числе легковых 137,9 тыс. (118,7% к 2001 г.), грузовых 35,3 тыс. (115,0% к 2001 г.).

С учетом отечественного объема производства автомобилей в 1 154 тыс. шт. объем российского автомобильного рынка может быть оценен с учетом продаж подержанных автомобилей в 1 500 – 1 800 тыс. шт., что составляет около 3% от мирового рынка.