Производство строительных машин в 2002 г. (по материалам Госкомстата РФ)

А. Рикошинский

Представленная Госкомстатом Российской Федерации информация об итогах производства строительной техники в 2002 г. позволяет сделать вывод, что остановить замедление экономического роста, достигшего своего пика в 1999 – 2000 гг., не удалось. Причина этого связана со сложившейся моделью экономического развития России. Экспорт сырьевых ресурсов не смог обеспечить необходимого мультиплицирующего воздействия на другие отрасли. Хотя стоимостной объем промышленного производства в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и вырос (в целом по промышленности индекс промышленного производства составил 103,7%, а по отрасли «Машиностроение и металлообработка» – 102,0%), в натуральном измерении наблюдается некоторое падение производства.

Спрос на продукцию строительно-дорожной индустрии продолжает оставаться достаточно высоким, но удовлетворяется он в значительной мере за счет зарубежных поставок. Одно из объяснений спада в производстве российской строительной техники заключается в том, что возможности наверстывать упущенное за счет увеличения использования мощностей, включая лучшее использование рабочей силы, уже исчерпаны. Кроме того, многие отечественные заводы до сих пор работают с перебоями, и не в состоянии наладить выпуск качественной техники – за незначительным исключением, наблюдается отставание технического уровня продукции российского машиностроения от западной и дальневосточной. В первую очередь это относится к надежности и топливной экономичности машин, а также эргономике рабочего места их оператора.

По всем основным строительно-дорожным машинам отечественное производство (в натуральном измерении) в 2002 г. сократилось по сравнению с 2001 г.

Остановимся подробнее на объеме и структуре производства этих видов строительно-дорожных машин за истекший 2002 г.

Краны на автомобильном ходу в прошлом году производили 19 предприятий. Основной объем производства (более 87,5%) приходился на пять заводов.

Краны на гусеничном ходу производились только на четырех заводах, в основном в Челябинской обл.

Экскаваторы производились на 19 предприятиях (в 2001 г. на 17). Около 40% совокупного производства приходится на ОАО «Тверской экскаватор», а на три крупнейших производителя приходится почти 3/4 изготовленных машин.

Несомненным лидером по выпуску бульдозеров является АО «Уралтрак» (Челябинская обл.) – на его долю приходится более 80% от общего производства.

Из отражаемой в отчетности Госкомстата РФ восьми предприятиях-изготовителях, формально производство в 2002 г. было зафиксировано на шести заводах, но фактически все автогрейдеры были произведены на трех предприятиях-изготовителях.

Строительные погрузчики изготавливались на девяти из десяти зарегистрированных предприятиях-производителях. Причем основной объем производства приходится на четыре завода.

Количество предприятий, на которых выпускались дробилки, уменьшилось с девяти в 2001 г. до семи в 2002 г., причем больше 90% всего производства в 2002 г. было сосредоточено только на трех.

Мельницы в прошлом году производились на шести заводах (в 2001 г. на семи). Максимальное количество мельниц было изготовлено на Режском механическом заводе (Свердловская обл.).
Около 40% от всех изготовленных в 2002 г. тракторов пришлось на Волгоградский тракторный завод, а доля трех крупнейших производителей составила более 76%.



А. Рикошинский Основные Средства 02'2003 2 февраля 2005

Комментарии (0)