Транспорт России и Москвы: мониторинг состояния в январе – сентябре 2002 г.

А. Рикошинский

Транспорт России

Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота торговли нашли свое отражение и в работе транспортного комплекса страны. В январе – сентябре 2002 г. грузооборот составил 2 917,1 млрд. т-км, в том числе железнодорожного транспорта – 1 100,5 млрд. т-км, автомобильного – 116,4 млрд. т-км, морского – 85,8 млрд. т-км, внутреннего водного – 68,0 млрд. т-км, воздушного – 1,9 млрд. т-км, трубопроводного – 1 544,5 млрд. т-км. Наибольший прирост наблюдался в трубопроводном транспорте – его грузооборот составил 107,2% к соответствующему периоду прошлого года, и на железнодорожном транспорте – 104,0%. Грузооборот транспортной авиации увеличился до 102,3%. Практически на уровне прошлого года остался грузооборот морского (100,3%) и автомобильного (99,9%) транспорта. И только объем грузооборота внутреннего водного транспорта несколько сократился – 98,2% от уровня прошлого года.

Что касается общей динамики грузооборота, то показатели прошлого года были превышены в каждом месяце на протяжении всех трех кварталов 2002 г.

Стабильная работа российского грузового транспорта укрепила позиции отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг. Объем международных перевозок вырос за 2002 г. на 12%, объем транзитных перевозок грузов в контейнерах через территорию России увеличился на 15%. Однако доля российских автомобильных перевозчиков на рынке внешнеторговых перевозок по-прежнему находится на уровне 40%, т.е. в этом сегменте рынка имеется резерв для роста. В морских портах за этот год на 13% увеличились объемы переработки грузов, а доля отечественной портовой индустрии в обеспечении российской внешней торговли превысила 75%. Из иностранных портов на российские было переключено дополнительно 8 млн. т грузов, что повышает транспортную безопасность внешней торговли.

Что касается перевозок пассажиров, то здесь сложилось следующее положение: пассажирооборот за январь – сентябрь 2002 г. к этому же периоду 2001 г. составил 101,5%, а объем перевозки пассажиров – 99,2%. Снижение количества перевезенных пассажиров с одновременным ростом пассажирооборота свидетельствует об оптимизации маршрутной сети и снижении количества пересадок по маршрутам их следования.

В настоящее время, в условиях нестабильности транспортных тарифов, происходит перераспределение пассажиропотоков между альтернативными видами транспорта, обусловленное возможностями удовлетворения платежеспособного спроса различных слоев населения. Динамика изменения объемов работ в разных секторах рынка пассажирских перевозок дает объективную рыночную оценку эффективности работы различных видов пассажирского транспорта.

Рост объема пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте связан с возобновлением регулярного сообщения на ряде российских рек, прекращенного в 90-е годы. В воздушном сообщении рост отмечен не только в международном сообщении, но и во внутреннем, длительное время переживавшим глубокий спад.

Улучшилось экономическое положение предприятий транспортного комплекса. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций отрасли в I полугодии составил 42 814 млн. руб. Просроченная кредиторская задолженность предприятий отрасли в августе 2002 г. сократилась и составила 132,7 млрд. руб. (71,8% к уровню августа 2001 г.). Начисленная среднемесячная заработная плата в августе составила 6 423 руб. (130,4% к августу 2001 г.), что более, чем на 40% превышает среднероссийский уровень.

По состоянию на сентябрь 2002 г. рост тарифов на грузовые перевозки опережал индекс потребительских цен. За 9 месяцев 2002 г. индекс потребительских цен составил 110,3%, а индекс тарифов на грузовые перевозки – 116,8%. Внутри отрасли в наибольшей степени выросли тарифы на железнодорожном транспорте – 119,5%, на трубопроводном транспорте рост составил 116,0% и на автомобильном – 110,6%. Таким образом наименьший рост стоимости наблюдается в наименее монополизированной сфере.

Особое место в транспортном комплексе страны занимает московский транспорт. Московский транспортный узел занимает первое место в стране по объему переработки грузов, приему-отправлению пассажиров как внутри страны, так и на международном уровне.

Транспорт столицы

В Москве представлены все существующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный, трубопроводный.

Наземный пассажирский транспорт

Городской наземный пассажирский транспорт – трамваи, троллейбусы, автобусы – является одним из основных перевозчиков в Москве и осуществляет около 50% перевозок. Основной его задачей следует считать обеспечение подвоза пассажиров к ближайшим станциям скоростных внеуличных видов транспорта – метрополитену и железной дороге. На сегодняшний день наземным транспортом в столице пользуются около 12 – 13 млн. пассажиров.

Парк городского наземного транспорта включает в себя более 5 000 автобусов, 1 600 троллейбусов, 900 трамваев. В столице насчитывается 495 автобусных, 86 троллейбусных, 39 трамвайных маршрутов. Количество водителей – более 12 000 человек. В Москве постоянно увеличивается количество юридических и физических лиц-владельцев лицензий на перевозку пассажиров автобусами на коммерческой основе. Количество эксплуатируемых автобусов на коммерческих маршрутах за последние 2 года возросло на 50% и составило (по состоянию на 13.06.2002 г.) – 3 571, количество хозяйствующих субъектов увеличилось в 2 раза. На сегодняшний день московскими перевозчиками эксплуатируется 541 маршрут. Кроме того, перевозки пассажиров в городе на коммерческой основе осуществляют и транспортники из Московской обл.

Метро доставляет по городу более 9 млн. человек в сутки, что приравнивается к численности постоянного (так называемого ночного) населения Москвы.

Легковой и грузовой транспорт

Сегодня по улицам Москвы ездит порядка 2,7 млн. автомобилей, из которых приблизительно 2,2 млн. легковых, включая иногородние. Ежегодно парк автомобилей в городе увеличивался на 150 – 200 тыс. машин, и несмотря на то, что за последнее время темпы роста замедлились, в ближайшие годы парк автомобилей будет увеличиваться.

Статистика свидетельствует, что в «пиковые» периоды по Москве одновременно движется до 180 тыс. автомобилей, причем только в центре (включая Садовое кольцо) 25 тыс. В те же часы на улицах припарковано до 300 тыс. машин, а в центре – до 75 тыс. Средняя скорость движения по городу едва достигает 33 км/ч, а в пределах Садового кольца она меньше – 18 км/ч. Согласно прогнозам, в 2020 г. 80% населения города будут постоянно пользоваться личным легковым транспортом, а численность легковых автомобилей возрастет как минимум на 40%.

Железнодорожный транспорт

В Московском железнодорожном узле размеры движения составляют более 2 000 поездов в сутки. По состоянию на 1 июля 2002 г. в столице зарегистрировано 651 предприятие, осуществляющее перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность на железнодорожных путях (из них 426 владельцев железнодорожных подъездных путей, 106 организаций МГАО «Промжелдортранс», 119 – пользователей (контрагентов) и 110 железнодорожных переездов (из них на балансе МПС – 54, на балансе других организаций – 56).

Водный транспорт

Столичная судоходная компания (ССК) выполняет городской заказ. Она осуществляет перевозки пассажиров на пригородно-скоростной линии по каналу имени Москвы от Северного речного вокзала и в навигацию 2001 г. перевезла 120,5 тыс. человек теплоходами типа «Ракета» (5 ед.) и на внутригородских линиях (переправах) Северный речной вокзал – Захарково и Троице-Лыково – Серебряный Бор – 28,0 тыс. человек судами типа «Москвич» (2 ед.). Кроме того, ССК обслуживает экскурсионно-прогулочные линии от Северного речного вокзала и в центре города, на которых перевезено 644 тыс. человек теплоходами типа «Москва» (31 ед.).

На 01.07.2002 г. в Москве официально зарегистрировано 596 хозяйствующих субъектов, занимающихся деятельностью на водном транспорте. Из них 370 осуществляют не лицензируемую деятельность, 116 имеют лицензии на различные виды деятельности на внутреннем водном транспорте, 140 имеют лицензии для проведения той или иной лицензируемой деятельности на морском транспорте и 30 субъектов располагают лицензиями для осуществления своей деятельности как на внутреннем водном, так и на морском транспорте.

Московский метрополитен

Московский метрополитен сегодня – это основа транспортной системы столицы. Его доля в балансе пассажирской транспортной работы города составляет 55,1%. Ежедневно его услугами пользуется до 10 млн. человек. Общая протяженность 11 линий метро 264 км. На них расположены 162 станции.

Данные, характеризующие деятельность московского транспорта за I полугодие 2002 г.

Предприятиями автомобильного транспорта всех отраслей экономики, занимающимися грузовыми перевозками, перевезено 28,0 млн. т грузов, что на 8,0 % меньше, чем за тот же период 2001 г. Городскими автобусами (включая маршрутные такси) за I полугодие этого года перевезено (оплативших проезд по наличному и безналичному расчету) 1 175,7 млн. человек, что на 1,6% больше, чем за I полугодие 2001 г. Регулярность движения городских автобусов составила 94,7%.

Городским электрическим транспортом (включая метрополитен) перевезено 2 736,8 млн. пассажиров (оплативших проезд по наличному и безналичному расчету), что на 4,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Из общей численности пассажиров, перевезенных электрическим транспортом, 19,3% перевезено трамваями, 22,2% – троллейбусами, 58,5% – метрополитеном. Регулярность движения трамваев составила 99,5%, троллейбусов – 99,0%.

Работа московского транспорта за I полугодие 2002 г. характеризуется следующими показателями.