Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий

Российский рынок конвейерной ленты

А. Рикошинский, О. Курилова

Применяемая практически в любом промышленном производстве, как составная часть ленточного конвейера, лента конвейерная выполняет одновременно функции грузонесущего и тягового органов. Прорезиненные конвейерные ленты используются либо с тканевой, либо с тросовой основой. Изготовляют также металлические цельнокатаные и сетчатые проволочные ленты для транспортирования горячих и абразивных материалов. Все вместе они являются своеобразным индикатором состояния экономики страны в целом.

Все типы лент выпускаются с плоскими поверхностями, наружными резиновыми обкладками, нарезными или резиновыми бортами. В зависимости от условий эксплуатации лента конвейерная выпускается с заранее заданными свойствами, гарантирующими наиболее безопасное и долговременное ее использование.

В настоящее время основное количество конвейерных лент, представленных на рынке России, составляют резинотканевые транспортерные ленты (из общего количества произведенных в 2000 г. конвейерных лент их доля составила 95%, а в 2001 г. – 93%).

Конвейерные ленты этого типа применяются для транспортирования различных кусковых, сыпучих и штучных грузов: от руд черных и цветных металлов, крепких горных пород, угля, доломита до малоабразивных и неабразивных материалов. Специальная обработка ткани обеспечивает высокую прочность каркаса лент при расслоении.

Популярность резинотканевых лент по сравнению с резинотросовыми объясняется их потребительскими свойствами: повышенной эластичностью и гибкостью, меньшей (на 25 – 30%) массой, что позволяет экономить электроэнергию при эксплуатации, снижает риск самовоспламенения лент (при повреждении резинотросовой ленты происходит искрение металлических тросов).

Остановимся подробнее на резинотканевых транспортерных лентах, производимых в России.

1. Ленты конвейерные резинотканевые

В зависимости от условий эксплуатации и назначения выпускаются ленты трех типов:

– для тяжелых условий эксплуатации (транспортирование известняка, доломита кусками размером до 500 мм, руд черных и цветных металлов кусками до 350 мм и других крупнокусковых материалов, бревен до 900 мм, угля кусками до 700 мм и пород кусками до 500 мм);

– для средних условий эксплуатации (транспортирование глины, цемента мягких пород и других малоабразивных материалов кусками до 150 мм, руд черных и цветных металлов, крепких горных пород кусками до 100 мм, известняка, доломита, кокса, агломерата, шихты, концентрата рудного и других высокоабразивных материалов кусками размером до 150 мм). В эту группу входят: маслостойкие конвейерные ленты (ТУ 38-305103-96), предназначенные для работы в контакте с индустриальными маслами (И-8А, И-20, И-40 и др.); лента конвейерная резинотканевая с антипримерзающими свойствами (ГОСТ 20-85) – для транспортирования угля, глины, цемента, мягких пород и других малоабразивных материалов кусками до 100 мм; ленты конвейерные резинотканевые рифленые (ТУ 38-105141-91), предназначенные для транспортирования кварцевого песка с влажностью до 25% на наклонных конвейерах с углом наклона до 18°;

– для легких условий эксплуатации (транспортирование малоабразивных материалов, в том числе продуктов сельского хозяйства, неабразивных мелких, сыпучих и пакетированных материалов). Это ленты конвейерные резинотканевые (ТУ 38-305105-97) – для транспортирования пищевых продуктов (мясных, рыбных, молочных, мучных, кондитерских, жиров).

Кроме того, существуют другие типы лент, в том числе новинки:

– ленты конвейерные резинотканевые с утолщенными резиновыми прослойками (ТУ 38 -305146-01), предназначенные для транспортирования сыпучих, кусковых и штучных грузов на ленточных конвейерах;

– ленты конвейерные резинотканевые высокой прочности – взамен резинотросовых РТЛ-1500, РТЛ-2500, РТЛ ТВ-1500, РТЛ ТВ-2500, РТЛ ШТС-1500, РТЛ ШТС-2500, работающих в тяжелых и средних условиях эксплуатации на угольных шахтах и открытых горных разработках. Ленты разработаны на основе высокопрочной отечественной полиэфир-полиамидной ткани ТЛК (аналог ткани ЕР). Они обладают высокой прочностью и стойкостью к ударным нагрузкам, достаточным лоткообразованием, высокой прочностью связи между элементами конструкции;

– ленты конвейерные шахтные трудносгораемые (ГОСТ 153-12.2-001-97), предназначенные для эксплуатации в угольных, сланцевых, рудных шахтах и на открытых горных разработках;

– ленты специальные резинотканевые широкие (ТУ 38 105 754-90), предназначенные для работы на гипсопрокатных, вибропрокатных, железобетонных установках во влажной и паровоздушной среде;

– ленты конвейерные бесконечные (ТУ 38-3051 38-99);

– ленты конвейерные резинотканевые на основе ткани ТЛК-400 (ТУ 38-1051542-83) предназначены для транспортирования абразивных, малоабразивных и неабразивных крупно-, средне- и мелкокусковых грузов; средне- и крупнокускового угля и породы подземными конвейерами угольных и сланцевых шахт и рудников (калийных бокситов и др.). Ленты изготавливаются с утолщенной резиновой прослойкой (1,5 – 2 мм) между тканевыми прокладками тягового каркаса;

– ленты конвейерные резинотканевые на основе ткани ТЛК-200 (ГОСТ 20-85);

– лента сборная (ТУ 38-105 2007-91).

2. Ленты конвейерные резинотросовые:

– общего назначения: РТЛ-1500 (малоабразивные материалы); РТЛ-2500 (абразивные материалы); РТЛ-3150 (высокоабразивные материалы);
l трудновоспламеняющаяся: РТЛТВ-1500 (абразивные материалы); РТЛТВ-2500, РТЛТВ-3150, РТЛТВ-5000 (высокоабразивные материалы);

– трудновоспламеняющаяся на оцинкованном тросе: РТЛТВ-2500 (высокоабразивные материалы). Ленты на основе оцинкованного троса значительно превосходят ленты на основе латунированного троса за счет увеличения сроков службы, более высоких и стабильных адгезионных показателей во время всего срока эксплуатации ленты, отсутствием коррозии тросов в процессе работы в угольных шахтах;

– трудносгораемая (трудногорючая): РТЛШТС (ТГ)-1500, РТЛШТС (ТГ)-2500 (высокоабразивные материалы);

– морозостойкая: РТЛМ-2500 (высокоабразивные материалы).

3. Лента резинотросовая для уравновешивающих канатов:

– обычная ЛРТК и огнестойкая ЛРТОК, предназначенные для применения на грузовых подъемных установках вертикальных стволов шахт в качестве уравновешивающих.

Крупнейшие производители и динамика общего объема производства конвейерной ленты
Российское производство конвейерных лент в последние годы было достаточно стабильным – на уровне 2,5 млн. м2.

В данных Государственного комитета по статистике (с учетом «Реестра промышленных предприятий») обозначено девять предприятий, производящих резинотросовую и резинотканевую конвейерные ленты.

Крупнейшим изготовителем транспортерной ленты является ЗАО «Курскрезинотехника». По данным Госкомстата, это единственный завод, производящий резинотросовые конвейерные ленты. Помимо него крупными заводами-производителями являются АООТ «Уральский завод резиновых технических изделий», АООТ «РТИ-Каучук» и ОАО «Ярославрезинотехника».

Из общего числа заводов только два – ЗАО «Курскрезинотехника» и ОАО «Ярославрезинотехника» – в период с 2000 по 2001 гг. увеличили производство конвейерной ленты, прочие предприятия снизили выпуск продукции. Следует отметить, что ЗАО «Курскрезинотехника» является монополистом по позиции «Лента конвейерная резинотросовая» (по данным «Реестра хозяйствующих субъектов»).

Динамика цен на конвейерную ленту

Ценовая конъюнктура на рынке конвейерных лент за период 2001 – I полугодие 2002 гг. характеризовалась почти абсолютной стабильностью. Индексы цен на резинотканевую ленту ведут себя совершенно спокойно и монотонно в течение последних полутора лет, практически не реагируя на дрейф цен в резиноасбестовой отрасли (куда входит производство ленты).

Несмотря на то, что Госкомстат не ведет учет индексов цен на резинотросовую конвейерную ленту, по мнению экспертов, положение с индексами цен на нее близко к ситуации с резинотканевой лентой.

Номенклатура производимых в стране конвейерных лент необычайно широка. В таблице приведены цены двух самых крупных производителей – ЗАО «Курскрезинотехника» и АООТ «Уральский завод РТИ». Хотя их ассортимент во многом различается между собой, что затрудняет ценовое сравнение, можно заметить, что в целом стоимость транспортерной ленты производства ЗАО «Курскрезинотехника» несколько ниже, чем у АООТ «Уральский завод РТИ». И это объяснимо, поскольку первое предприятие имеет вдвое большие масштабы производства.

Объем и структура импорта конвейерной ленты

В 2001 г. общий объем ввоза продукции без учета поставок из Белоруссии составил 4,2 тыс. т (около 600 тыс. м2) на сумму $16,7 млн. Стоит отметить, что больше половины импортируемых конвейерных лент приходится на резинотканевые транспортерные ленты.

Поставки конвейерной ленты в Россию осуществляют примерно 400 зарубежных фирм. Как правило, объемы поставок невелики, часто это разовые сделки. Получателями конвейерной ленты являются крупные заводы и комбинаты, т.е. конечные потребители. География импорта достаточно широка: в 2001 г. лента поставлялась более чем из 30 стран. Более трети поставок конвейерной ленты приходится на Германию (34,6%). Почти равные доли имеют Япония и Испания – немногим более 14%.

Структура импорта по странам изготовления конвейерной ленты выявляет тех же трех лидеров: Германия, Япония и Испания.

Оценка доли импортной продукции на российском рынке

По своему объему доля продукции отечественного производства на рынке превышает объем импорта транспортерной ленты. В 2001 г. объем импорта составил 600 тыс. м2, собственное производство – 2 551 тыс. м2, а экспорт – 1 229 тыс. м2. Таким образом, на российском рынке было реализовано около 2 000 тыс. м2 транспортерной ленты (1 322 тыс. м2 отечественного производства и 600 тыс. м2 – импортного).

Несмотря на то, что и российское производство, и импорт в 2002 г. уменьшились в среднем на 12% по сравнению с 2001 г., все же эти две характеристики вели себя в течение 2002 г. неодинаково. Если российское производство в 2002 г. росло (хоть и медленнее, чем годом ранее), то объем ввоза конвейерной ленты, начиная с IV квартала 2001 г., стал снижаться. Это сокращение импорта продолжалось в течение I полугодия 2002 г. и, по мнению экспертов, до конца года ситуация не изменится.

Оценка емкости рынка конвейерных лент и перспективы его развития

Определенные выше параметры и тенденции рынка конвейерной ленты показывают, что за последний год на нем произошел небольшой спад (емкость рынка за год снизилась примерно на 14%). При этом за 2001 – 2002 гг. импорт снизился на 11%, а экспорт уменьшился на 6,3%. Важно отметить, что за эти два года экспорт превышал импорт более чем вдвое. Отечественное производство снизилось на 13,6%. На рынке конвейерной ленты по-прежнему будет доминировать отечественная продукция.

Можно прогнозировать, что объем рынка транспортерных лент в 2002 г. составит 2 210 тыс. м2 против 2 550 тыс. м2 в 2001 г., т.е. падение на уровне 15%.




А. Рикошинский, О. Курилова Основные Средства 11'2002 26 января 2005

Комментарии (0)