Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Немецкие грузовики Henschel
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Российский рынок дизельногго топлива

А. Рикошинский

Дизельное топливо – продукт повсеместного и масштабного спроса, бесперебойное обеспечение которым создает нормальные условия для жизни населения и развития общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства. В силу этого дизельное топливо играет важную роль в ресурсном обеспечении экономики России. Кроме того, дизельное топливо занимает весьма заметное место в структуре российского экспорта.

Дизельное топливо (как и автомобильный бензин) является товаром для оптовой торговли на рынке продукции производственно-технического назначения в меньшей степени, чем бензин на рынке потребительских товаров (розничной торговли), а доля дизельного топлива, идущая на экспорт, не только в 3,5 раза больше экспортной составляющей в объеме реализации автомобильного бензина, но в 2001 г. даже превысила объемы реализации на внутреннем рынке. Импорт дизельного топлива находится в пределах 0,1 – 0,3% от объемов производства и не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние внутреннего российского рынка.

Отечественной нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо в соответствии с ГОСТ 305-82 трех марок:

– Л – летнее, применяемое при температуре окружающего воздуха выше 0°С;

– З – зимнее, применяемое при температуре до –30°С;

– А – арктическое, температура применения которого до –50°С.

Содержание серы в дизельном топливе марок «Л» и «З» не должно превышать 0,2%, а для марки «А» – 0,4%.

Для экспорта производится дизельное топливо в соответствии с ТУ 38.401-58-110-94 (содержание серы 0,2%).

В последние годы получили распространение более эффективные виды дизельного топлива.

Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками

С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе летнего дизельного топлива добавкой присадки, обеспечивающей снижение предельной температуры фильтруемости до –15°С, а температуры застывания до –30°С, что позволяет использовать его при температуре до –15°С.

Для применения в районах с холодным климатом при температурах до –25 и –45°С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-6-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения –15°С, товарное – с предельной температурой фильтруемости –25°С) и арктическое дизельное топливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения –35°С, товарное – с предельной температурой фильтруемости –45°С).

Экологически чистое дизельное топливо

Его выпускают по ТУ 38.1011348-89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05% (вид I) и до 0,1% (вид II).

С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В – не более 20%, для топлива марки ДЗЭЧ – не более 10%. Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Городское дизельное топливо
(ТУ 38.401-58-170-96)

Предназначено для использования в Москве. Основное его отличие от экологически чистого – улучшенное качество, благодаря использованию присадок (летом антидымной, зимой антидымной и депрессорной). Такие добавки снижают дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30 – 50%. Применяемые депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива, представляют собой в основном сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейскому стандарту EN 590, действующему в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г., соответствуют отечественные ТУ 38. 1011348-89.

В России производится и потребляется в основном летнее дизельное топливо, зимнего производится в 6 раз меньше, и совсем немного арктического.

По объему производства дизельное топливо находится на втором месте (немного уступая топочному мазуту) и в 1,8 раза превосходя производство автомобильного бензина.

Сезонность практически не отражается на среднероссийских объемах производства дизельного топлива, а при реализации на внутреннем рынке выражена не очень заметно: в прошлом году объем реализации на внутреннем рынке в I (минимальный уровень) и II (максимальный) квартале отличался в 1,18 раза. Разница между производством и потреблением реализуется на внешнем рынке (величина изменения запасов существенно меньше внутреннего потребления и экспорта).

Дизельное топливо производится во всех семи Федеральных округах РФ, но в разных объемах. Наиболее крупные производства находятся (в порядке убывания) в Республике Башкортостан, Самарской, Омской, Ленинградской и Ярославской областях.

Как и среди производителей автомобильного бензина, среди производителей дизельного топлива предприятий-монополистов в стране нет. Как видно из приведенных данных, крупнейшим производителем является Омский НПЗ, доля которого по результатам 2001 г. составила около 9% от совокупного объема производства (по итогам I квартала 2002 г. она составила 8,3%, и является максимальной среди всех предприятий-производителей). Омский НПЗ является и крупнейшим производителем зимнего дизельного топлива: в 2001 г. им было произведено 876,4 тыс. т, что составило 12,2% от общероссийского производства.

Вообще по результатам 2001 г. по кругу предприятий-производителей дизельного топлива (57 предприятий), которые отслеживаются Госкомстатом РФ, объемы производства только у 10 из них превышают 4% от общероссийского (т.е. более 2 015 тыс. т в год). Эта «десятка» произвела 28,3 млн. т дизельного топлива (более 56% от совокупного производства).

В июне практически исчерпалась тенденция роста цен на дизельное топливо. Было пройдено верхнее значение величины цен и в дальнейшем можно прогнозировать некоторое снижение по сравнению с максимально зафиксированной ценой. В III квартале отпускные цены производителей на дизельное топливо перестали расти, и стабилизировались на достигнутом уровне.

Так, на 12 августа в Европейской части России самые высокие отпускные цены (с налогами: НДС – 20%, с продаж – 5%, акциз – 612 руб./т) на дизельное топливо зимнее было у завода НижегородНОС (НК ЛУКОЙЛ) – 7 450 руб./т, на летнее – у завода Волгограднефтепереработка (НК ЛУКОЙЛ) – 7 350 руб./т. Самое дешевое дизельное топливо летнее продавал завод Астраханьгазпром – 6 150 руб./т, а зимнее – Славнефть-Ярославский НПЗ имени Менделеева и заводы самарской группы (НК ЮКОС) – 7 000 руб./т.
В Уральском регионе самая высокая цена на дизельное топливо летнее отмечалась у завода ПермНОС (НК ЛУКОЙЛ) – 7 550 руб./т, на зимнее – у Ангарской НХК (НК ЮКОС) – 8 100 руб./т. Самая низкая цена на летнее дизельное топливо у Уфимских НПЗ (НК Башнефтехим) – 5 952 руб./т, а на зимнее – у Сургутского ЗСК – 6 500 руб./т.

Объем продаж на внутреннем российском рынке дизельного топлива практически полностью обеспечивается собственным производством: доля отечественных ресурсов составляет в различные месяцы от 99,94 до 100,0%.

В ближайшие полтора года можно прогнозировать рост потребления дизельного топлива во всех отраслях экономики – промышленности (особенно в топливно-энергетическом комплексе), сельском хозяйстве, транспорте и строительстве.

Объем реализации на внутреннем российском рынке зависит от потребностей и покупательной способности предприятий и населения, а также конъюнктуры мирового рынка. Объемы производства не являются ограничениями для поставок дизельного топлива на рынок. Последние годы наблюдается рост производства дизельного топлива отечественными производителями: запасы нефти и технологические возможности НПЗ позволяют, при необходимости, существенно увеличить производство.

Таким образом увеличение продаж дизельного топлива на внутреннем рынке возможно не только за счет сокращения экспортной составляющей (около 50% от производства), но и увеличения объемов производства нефтеперерабатывающей промышленностью и зависит только от уровня платежеспособного спроса.



А. Рикошинский Основные Средства 10'2002 17 января 2005

Комментарии (0)