Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
 2
Ковши для землеройной техники
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
О выборе гидромолота
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей

Российский рынок автомобильного бензина – мониторинг и прогноз развития

А. Рикошинский

Автомобильный бензин является товаром, торговля которым производится на всех сегментах товарного рынка – на оптовом рынке продукции производственно-технического назначения, на рынке потребительских товаров (розничной торговли) и на мировом рынке (экспортный товар, занимающий заметное место в структуре внешней торговли РФ). Соответственно на конъюнктуру рынка автомобильного бензина влияет ситуация на всех этих сегментах.

В настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется более 40 млн. автомобилей, автобусов и других механических транспортных средств. Большая часть этого парка оснащена бензиновыми двигателями. Современные автомобильные бензины отвечают целому ряду требований, как обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, так и эксплуатационных. В последние годы на первый план выдвигаются экологические свойства топлива.

В России производятся автомобильные бензины пяти марок (ГОСТ 2084-77): А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95 (цифры указывают октановые числа). Следует отметить, что А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия работающей на нем техники. Наибольшая потребность существует в бензине А-92, вырабатываемого по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой. Производятся также бензины марок АИ-80, АИ-96 и АИ-98, предназначенные в основном для экспорта.
В настоящее время объем производства бензина ниже А-92 несколько превосходит объемы производства высокооктановых бензинов. Сейчас прослеживается тенденция к росту производства высокооктанового бензина. Так, в I квартале 2002 г. его выпуск увеличился на 7,7%, а доля в общем производстве возросла с 42,8% в I квартале 2001 г. до 46,0% в I квартале 2002 г.

Производство автомобильного бензина достаточно равномерно распределено по стране. Несомненным лидером по производству бензина является Республика Башкортостан (более 20%) за ней с существенным отрывом идут Омская (11%) и Самарская области (около 9,5%).

Среди производителей автомобильного бензина в стране нет монополистов. Крупнейшим производителем является Омский НПЗ, доля которого по результатам 2001 г. составила около 11% от совокупного объема производства. По итогам I квартала 2002 г. доля этого предприятия составила 10,3% и является максимальной среди всех производителей бензина. Вообще же, по результатам 2001 г. по кругу производителей бензина (50 предприятий), которые отслеживаются Госкомстатом РФ, объемы производства только у 17 превышают 3% от общероссийского (т.е. годовой объем производства превысил 825 тыс. т). Эти предприятия в сумме произвели 23 421 тыс. т бензина (более 85% от совокупного производства). По результатам работы I квартала в эту группу предприятий вошло АО «НОРСИ» – 3,27% в I квартале 2002 г., доля которого в прошлом году была 2,98% (818,5 тыс. т).

Конкретная оптовая цена на бензин зависит от ряда факторов, таких как:

– структура закупаемой партии по маркам бензина;

– объем закупаемой партии;

– условия оплаты;

– исторические связи продавец-покупатель;

– условия, тарифы, сроки погрузки и доставки и т.д.

Во II квартале наблюдался значительный рост розничных цен на автомобильный бензин всех марок.

В июле-августе ситуация на оптовом рынке нефтепродуктов, в том числе автомобильного бензина, выглядела стабильной. Цена на бензины в течение месяца показывала коррекцию в небольших пределах 0,5 – 1% в неделю.

В августе отпускные цены российских НПЗ на бензин практически не менялись. В Европейской части России самые высокие отпускные цены (с налогами: НДС – 20%, с продаж – 5%, акциз на бензин с октановым числом меньше 80 – 1 512 руб./т, с иным октановым числом – 2 072 руб./т) на бензин марки А-76 были у Рязанского НПЗ (НК ТНК) – 8 000 руб./т, на бензин марки АИ-92/93 у Рязанского НПЗ (НК ТНК) и завода Ухтанефтепереработка (НК ЛУКОЙЛ) – 10 800 руб./т. Самая высокая цена на бензин марки АИ-95/96 была также у завода Ухтанефтепереработка (НК ЛУКОЙЛ) – 11 800 руб./т. Наиболее низкие отпускные цены на бензины марок А-76, АИ-92/93 и АИ-95/96 – у завода Астраханьгазпром – соответственно 7 080, 9 900 и 10 500 руб./т.

В Уральском регионе самые высокие отпускные цены на бензины марок А-76, АИ-92/93 и АИ-95/96 зафиксированы у завода ПермНОС (НК ЛУКОЙЛ) – соответственно 8 300, 11 460 и 12 590 руб./т. Самые низкие цены на бензины марок А-76/80 и АИ-92/93 у Уфимских НПЗ (НК Башнефтехим) – соответственно 7 002 и 9 804 руб./т, а на бензин марки АИ-95/96 – у Уфимских НПЗ (НК Башнефтехим) и у завода СалаватНОС – 10 800 руб./т.

Стабилизировались и цены на бензоколонках (потребительские цены).

В заключение отметим, что объем внутреннего российского рынка бензина зависит от потребностей и покупательной способности предприятий и населения, а также конъюнктуры мирового рынка. Запасы нефти и технологические возможности НПЗ позволяют при необходимости существенно увеличить производство бензина. Глубина переработки нефтяного сырья на российских НПЗ составляет 68 – 70%.

В ближайшие год-полтора можно прогнозировать как рост объемов экспорта, так и рост продаж автомобильного бензина на внутреннем российском рынке.




А. Рикошинский Основные Средства 10'2002 17 января 2005

Комментарии (0)