1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
 1
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
О выборе гидромолота
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин

На рынке прицепной автотехники

В. Салыгин

Оценка текущего состояния российского рынка прицепной автотехники показывает, что производственные планы большинства отечественных заводов на 2002 г. оказались явно завышенными, а прогнозы специалистов по объемам выпуска и продаж – излишне оптимистичными. После очевидного подъема в предыдущем году рынок перешел в состояние стагнации, а затем и спада. Рыночные цены на прицепную технику по подавляющему большинству марок и моделей в текущем году монотонно росли. Их прирост с начала года составил 6 – 10% (в зависимости от модели) и в среднем соответствовал уровню инфляции в стране. Объем продаж, хотя и незначительно, превысил уровень их производства, но сократился (оценочно почти на 15%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Выпуск прицепной техники в I полугодии текущего года был весьма нестабильным. Спад производства в машиностроении и металлообработке в первые месяцы не обошел стороной и предприятия, изготавливающие автоприцепы, хотя для них он и был не столь глубоким, как в других отраслях. Вместе с тем, ряду заводов удалось сохранить достаточно высокие темпы производства предыдущего года. В частности, радует стабильность в работе лидера по изготовлению отечественной прицепной техники ОАО «Автоприцеп-КамАЗ», на долю которого приходится более 30% российского выпуска. Не только сохранить прежний объем производства, но и существенно, почти в 1,5 раза, его нарастить удалось нефтекамскому заводу «НЕФАЗ».

Однако большинство предприятий, в том числе челябинский «Уралавтоприцеп», сосновоборский КЗПТ, «Ирбитский автоагрегатный завод», орский «ОЗТП-Сармат» и другие заметно снизили выпуск продукции. В итоге производство отечественных автоприцепов сократилось в I полугодии более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.

Динамика рыночных цен на прицепную автотехнику в целом носила монотонный характер. При этом в I квартале явно преобладала тенденция снижения, вызванная стремлением заводов-изготовителей и дилеров сократить запасы прицепной техники, оставшиеся с прошлого года. В апреле текущего года цены вновь стали расти. Этому способствовало и весеннее оживление потребительского спроса, связанное с ростом деловой активности в реальном секторе экономики.

Темпы подорожания прицепной техники заметно различались в зависимости от марки, типа и модели. Так, медленнее росли рыночные цены на тяжеловозы челябинского завода. Их прирост за 9 месяцев текущего года составил 3 – 4%. Незначительно поднялись цены и на контейнеровозы (4 – 5%). Быстрее росли цены на самосвальные прицепы. Их рост находился в интервале 6 – 10% в зависимости от марки и модели. При этом заметнее дорожали прицепы средней грузоподъемности (от 6 до 12 т).

Сезонное весеннее увеличение потребления топлива и стремительный рост цен на бензин способствовали подорожанию топливных цистерн. Прирост цен на них составил 6 – 9%, в то время как цены на пищевые цистерны выросли лишь на 2 – 4%. Медленнее росли рыночные цены на продукцию РУП «МАЗ», оказывающего серьезную конкуренцию производителям отечественной прицепной техники. Его производство стабильно растет и в текущем году может достичь 4 тыс. единиц прицепной техники, значительная часть которой направляется в Россию. Доля «мазовских» прицепов на российском рынке, по оценке экспертов, приближается к 25%, по объемам продаж белорусская техника уступает лишь продукции ставропольского завода «Автоприцеп-КамАЗ».

Что касается прицепной автотехники западноевропейских фирм, то ее продажи в России в текущем году несколько выросли, но существенной конкуренции отечественной продукции она пока не оказывает. Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, по-прежнему остается их высокая цена. К примеру, интересным для российских перевозчиков, по мнению дилеров, является предложение о продаже автопоезда в составе автомобиля MAN TG-А (6х2) с тентовым кузовом и прицепом Sommer (двухосный, объем 120 м3) за 150 тыс. евро. Условный отечественный аналог (бортовой КамАЗ-53215 с тентом и двухосный прицеп СЗАП-8357 тентовый) можно приобрести за 30 тыс. евро, т.е. в 5 раз дешевле. Следует заметить, что для автотранспортных предприятий, успешно работающих на международных перевозках, или крупных российских транспортных компаний вариант MAN-Sommer может оказаться действительно интересным.

Более ощутимую конкуренцию на рынке прицепов начинает составлять подержанная импортная автотехника. Последнее время значительно выросло число дилеров, предлагающих прицепную технику ведущих европейских фирм, в том числе германских «Шмитц Каргобулл АГ», «Когель Фарцойгверке», «Соммер Груп», финской «Ой Нарко», бельгийской «Турбос Хоит груп» и других известных в мире компаний со стоянок в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, а также за рубежом (Германия, Бельгия, Нидерланды, Латвия).

Преобладают в продажах импортной техники бортовые (тентовые) прицепы и полуприцепы. Значительная доля импорта подержанных автоприцепов приходится на рефрижераторные полуприцепы, контейнеровозы, а также самосвальные и полуприцепы-цистерны. Наибольшим спросом пользуется прицепная техника выпуска 1993 – 1997 гг. При этом цены на подержанную импортную технику, эксплуатируемую 5 – 7 лет близки к ценам на новую аналогичную отечественную (белорусскую) прицепную технику. Так, трехосные полуприцепы «Шмитц» 1995 – 1996 года выпуска (длина 13,61 м, остаток тормозных колодок 60 – 80%, износ покрышек 40 – 50%) предлагаются по цене $13,5 – 15 тыс., полуприцепы-контейнеровозы «Рендерс» 1996 – 1997 года выпуска (40-футовые, трехосные, пневмоподвеска, длина 13,6 м) – по $12 – 13 тыс.

Наблюдаемое «охлаждение» рынка прицепов вызвано, по-видимому, как общим состоянием отечественной экономики (отсутствие стабильности в развитии основных отраслей, недостаток инвестиций, замедление роста в целом и прочее), так и определенное его насыщение. Снижение спроса на отечественную продукцию заставит производителей отечественных прицепов расширить номенклатуру и поднять качество выпускаемой техники. Если сопоставить емкость внутреннего рынка автоприцепов (по самым скромным оценкам около 20 тыс. единиц) и годовой выпуск отечественных прицепов (10 139 шт. по итогам 2001 г.), то становится ясно, что у российских производителей есть перспективы развития и немалые.


В. Салыгин Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)