Автобусный рынок Германии

И. Никитина

Автобусный рынок Германии оценивается как сильнейший в Европе. Однако в прошлом году он сократился. Но не для всех изготовителей год оказался неудачным. Журналом Lastauto & Omnibus опубликованы данные по немецкому рынку автобусов с разделением его на рынок городских, междугородных и туристических автобусов.

Автобус самого крупного импортёра Bova

Как свидетельствует официальная статистика Kraftfahrtbundesamt (KBA), в 2001 г. на 2% уменьшилось количество новых регистраций автобусов полной массой свыше 3,5 т по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, продолжилась наметившаяся ещё в 2000 г. тенденция к спаду.

В сегменте автобусов полной массой больше 8,0 т сложилась более драматическая ситуация: снижение на 3,6% по сравнению с 2000 г. При общем объёме рынка, составляющем примерно 5 500 автобусов, сокращение составило 194 единицы.

Однако лишь при внимательном рассмотрении всех секторов становится ясно, как в действительности развивается автобусный рынок. Спад затронул не все категории автобусов. Продажи городских и междугородных автобусов, напротив, даже увеличились. Отсюда следует вывод, что рынок туристических автобусов понёс значительные потери. Ввиду слабого финансового положения компаний, занимающихся перевозками, делается меньше инвестиций в автобусные парки, и в прошлом году поставки туристических автобусов сократились на 268 единиц.

MAN может увеличить продажи городских и международных автобусов

В этом секторе рынка наблюдалось резкое падение (на 13%), причём непосредственно туристических автобусов, которые пока ещё обещают изготовителю достойную упоминания прибыль, в то время как производство городских автобусов из-за жесткой конкуренции способствует скорее загрузке завода, чем повышению дохода.

Крайне показательным в отношении готовности к запуску продукции, ценовой политики и наличия рынка является разделение на прибыльные и убыточные части рынка, поскольку, несмотря на снижение объёма рынка в 2001 г., были и оказавшиеся в выигрыше, в то время как другие понесли значительные потери. В большом убытке, несомненно, находится компания Evobus с её двумя марками Mercedes-Benz и Setra. Первая из них, лидер рынка, потеряла 4,7% рынка городских автобусов, а Setra, для которой рынок междугородных автобусов сократился на 3,6%, соответственно понесла потери в этом секторе. Напротив, компания MAN смогла прибавить в обоих секторах.

Neoplan выпускает теперь на 10% меньше автобусов

Другая ситуация на рынке туристических автобусов. Хотя Mercedes-Benz и сократила продажи на 77 автобусов, она смогла удержать свои позиции, в то время как Setra увеличила продажи на 2,6% и теперь может гордиться своей 25,5%-ной долей. Тяжелейшие потери выпали на долю Neoplan. Сокращение продаж на 100 автобусов – это примерно на 20% меньше, чем в 2000 г. и соответственно на 1,5% меньшая доля рынка.

Среди мелких автобусостроителей и импортёров также были проигравшие и победители. Сильнейшим импортёром была голландская компания Bova, сумевшая продать 174 автобуса, несколько улучшив результат прошлого года. Среди понесших убытки находятся Irisbus и Volvo, которые, прежде всего, потеряли в продажах междугородных автобусов. Однако светлая полоса замаячила на горизонте шведов, так как в 2001 г, так и в первой половине 2002 г. производство городских автобусов идёт на лад.

Однако незначительный успех в отдельных секторах и у отдельных изготовителей не может скрыть того, что новые регистрации автобусов не дотягивают до высокого уровня, наблюдавшегося в 1999 г., и автобусный рынок в этом году продолжит общую тенденцию к снижению.







И. Никитина Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)