Грузовой транспорт: состояние и перспективы

А. Рикошинский

В наше время грузовой транспорт является важнейшей составляющей экономики любой страны и необходимым фактором для ее вхождения в мировую экономическую систему. Доля транспорта в ВВП в 2001 г. составила 8,5%, а налоговые поступления в бюджет – 15%. Численность работников транспортного комплекса на 1 декабря 2001 г. составила 1,64 млн. человек и немного уменьшилась (на 0,9%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако следует отметить, что динамика численности работников транспортного комплекса в сравнении с объемами транспортной деятельности свидетельствует о сохранении в 2001 г. тенденции роста производительности труда, сложившейся в 2000 г.

Средняя заработная плата работников транспортного комплекса выше, чем в среднем по стране на 25%. Начисленная среднемесячная заработная плата составила 4 456 руб. (в ноябре 2001 г.) и возросла по сравнению с ноябрем 2000 г. на 43,3%.

Транспорт не только объединяет производителей и потребителей товаров (без развитого грузового транспорта невозможно существование товарного рынка), но и является индикатором эффективности деятельности хозяйственного организма. В условиях происходящего в России в последние 3 года экономического роста объем перевозок грузовым транспортом адекватно увеличивался, обеспечивая платежеспособный спрос предприятий и населения страны. Грузооборот транспорта в 2001 г. составил 103,1% к уровню 2000 г.

Основное количество грузов (более 90%) по-прежнему транспортируется по железным дорогам и трубопроводам, причем прослеживается тенденция роста доли этих видов транспорта как в относительном, так и в абсолютном значении. Сезонность не оказывает существенного влияния на объемы грузовых перевозок.

Общий объем перевозок грузов (в весовом исчислении) в транспортном комплексе увеличился на 3,4% и превысил 9,3 млрд. т. Грузооборот составил 359,6 млрд. ткм. Общий объем грузовых внешнеторговых перевозок России в 2001 г. достиг 270,5 млн. т, что соответствует уровню 1984 г. Это является очень хорошим показателем с учетом того, что отечественная система грузовых внешнеторговых перевозок в период с «перестроечных времен» и до первой половины 90-х годов переживала значительный спад. Со второй половины прошлого десятилетия удалось увеличивать объемы перевозок на 10 – 11% ежегодно.

Трубопроводный транспорт

Самый большой по грузообороту трубопроводный транспорт – важнейшая и неотъемлемая составляющая топливно-энергетического комплекса страны. В России создана разветвленная сеть магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, проходящих по территории практически всех субъектов РФ. По системе трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки.

Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктопроводы, 151 тыс. км, нефтепроводных – 46,7 тыс. км, нефтепродуктопроводных – 19,3 тыс. км. Работа систем магистрального трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа является важнейшим фактором стабильности и роста экономического потенциала России. Системы трубопроводного транспорта – это рычаг, который позволяет государству регулировать поставки нефти, газа и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

Железнодорожный транспорт

По общей длине путей российский железнодорожный транспорт является самым протяженным в Европе и третьим в мире (после США и Канады). Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом – каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на дальние расстояния.

Автомобильный транспорт

Наибольший абсолютный прирост грузооборота (260 млн. т) наблюдался на автотранспорте, что обусловлено его гибкостью и мобильностью. Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов около 20 км), от двери к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию сохранности груза, срочность и надежность перевозок.

Многочисленные автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов: автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий, терминалов и т.п. Особенностью организации грузовых автоперевозок является то, что на нем доминируют крупные и средние автопредприятия, осуществляющие массовые перевозки торговых, строительных и других грузов, обслуживая постоянную клиентуру.

Современная конъюнктура рынка грузовых автоперевозок формирует следующие требования к грузовому автомобилю:

– спрос на «усредненный базовый автомобиль» падает, а потребность в специализированном подвижном составе растет;

– продолжается развитие междугородных перевозок грузов, где автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой. Это означает, что и для рынка внутренних перевозок нужны магистральные автопоезда, отвечающие современным требованиям по грузоподъемности, скорости, экологии и т.д.;

– развитие мелкого и среднего предпринимательства привело к значительному росту объема перевозок мелких отправок. Отсюда возросший спрос на малотоннажные грузовые автомобили;

– увеличился спрос на дополнительные услуги перевозчика. В первую очередь на погрузку и разгрузку – этим обусловлена потребность в подвижном составе, оснащенном средствами для облегчения или механизации погрузо-разгрузочных работ.
Для повышения эффективности работы грузового автотранспорта и его конкурентоспособности необходимо:

– пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом, как по конструкции кузова (самосвалы, фургоны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 3 т и свыше 15 т) на основе внедрения системы лизинга;

– перевод работы грузовых автомобилей на более дешевые виды моторного топлива (сжатые и сжиженные газы);

– развитие транспортно-экспедиторских фирм и транспортных бирж, облегчающих поиск клиентуры, терминальную обработку грузов, освоение междугородных и международных перевозок;

– введение унифицированных форм первичного учета перевозок для всех субъектов рынка транспортных слуг, а также системы контроля по их применению.

Морской транспорт

Объем переработки грузов в морских торговых портах России увеличился по сравнению с уровнем 2000 г. на 10,9%. В том числе в каботажных перевозках – на 12,6%, в экспортных на – 8,9%, в импортных – на 22,8%. Проблемы морского транспорта связаны с тем, что поскольку внешнеторговые контракты на экспорт массовых грузов и нефтепродуктов заключаются в основном на условиях перевозки покупателем, пароходства испытывают недостаток грузовой базы в России. В результате этого они вынуждены отфрахтовывать тоннаж под перевозки грузов третьих стран, где ставка фрахта, как правило, ниже, чем по грузам внешней торговли.

Осуществляемый, в основном морским транспортом, северный завоз сопровождается ставшими обычными трудностями: у регионов нет средств на своевременную закупку товаров и их транспортировку, отсутствуют накопленные грузы в портах. Подготовленный для навигации в северные регионы флот приходится направлять на другие перевозки, а в конце навигационного периода вести северный завоз с участием ледоколов, что повышает стоимость доставки грузов.

Внутренний водный транспорт

Перспективы развития внутреннего водного транспорта связаны с увеличением смешанных железнодорожно-водных перевозок экспортных грузов; переключением грузопотоков экспортных грузов с портов Украины и Балтии на российские порты. Для этого необходимо увеличение парка специализированных судов «река-море», а также пропускной способности устьевых речных портов Азов и Ейск.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объеме грузовых перевозок, хотя он вне конкуренции среди других видов транспорта в отношении скорости доставки грузов на большие расстояния. Низкая доля грузовых перевозок этим транспортом связана с высокими тарифами.

Международные грузоперевозки

Перспективным направлением развития грузового транспорта представляется рост объемов международных грузоперевозок. Объем международных перевозок грузов в 2001 г. составил 112% к уровню предыдущего года. Изменение баланса между экспортными и импортными перевозками отразило характер изменения структуры внешней торговли в пользу импорта. Объем транзитных перевозок грузов в контейнерах через территорию РФ увеличился на 15%. Доля отечественных портов в обеспечении экспортно-импортных перевозок морем достигла 75% против 73 в 2000 г.

Тарифы

В последние годы наблюдается рост тарифов на грузовые перевозки. Правда, в 2001 г. он несколько замедлился. В 2000 г. по отношению к 1999 г. индекс роста составил 151,5%, а в 2001 г. к 2000 г. – 138,6%. Индексы роста тарифов на грузовые перевозки в 2001 г. опережали индексы роста цен в промышленности и инфляцию.

Перспективы

Перспективы развития грузоперевозок в современных рыночных условиях предъявляют высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов, сроков и стоимости их доставки, которые должны соответствовать мировым стандартам. Решение масштабных задач, стоящих перед грузовым транспортом, требует крупных инвестиций и непростых организационных решений, но динамика развития отрасли позволяет с оптимизмом смотреть в будущее транспортной составляющей экономики страны.