Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Как спланировать складские зоны
Расчет планировки товарного склада общего пользования
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Из истории создания гидравлических молотов
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
 3
Моторные масла
Первый параметр – вязкость
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве

На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В течение I квартала текущего года рынок грузовых автомобилей находился в состоянии, близком к стагнации. Объемы продаж снизились, уровень цен был нестабильным при сохранении общей тенденции их постепенного роста. Снижение спроса на грузовые автомобили стало следствием ряда причин и, в первую очередь, замедления роста промышленного производства в стране, сокращения традиционных статей российского экспорта, следовательно, и прибыли предприятий, являющихся основными потребителями автотранспортной техники, а также ввиду роста инфляционных ожиданий.

По данным Госкомстата РФ, наибольший спад производства в стране пришелся на январь текущего года. Так, объем промышленной продукции сократился (в рублевом исчислении) по сравнению с декабрем 2001 г. на 6,6%, масштабы строительства – вдвое, продукция сельского хозяйства – на 19,6%, грузооборот транспорта – на 3%. Снижение выпуска отмечено в ряде ключевых отраслей, в том числе в черной металлургии (3,6%), машиностроении и металлообработке (1,8%), электроэнергетике (1,6%). Спад в экономике страны, по мнению специалистов, обусловлен сезонными факторами. Однако и с учетом сезонной корректировки среднесуточное производство в январе текущего года было ниже по отношению к декабрю 2001 г.

Не стали исключением и предприятия российского автопрома. Ряд из них существенно снизил в I квартале текущего года выпуск грузовых автомобилей. Заметим, что некоторые заводы, по словам их руководителей, сокращают производство умышленно для финансово-экономического оздоровления предприятия.

Так, Совет директоров ОАО «КАМАЗ» в конце декабря 2001 г. принял решение снизить объемы производства грузовиков и запасных частей в I квартале 2002 г. более чем в 2 раза. Согласно намеченному плану главный сборочный конвейер периодически останавливался, ежемесячные объемы производства и продаж составляли в начале текущего года 600 – 700 большегрузов, которые реализовались за денежные средства. По мнению специалистов завода, такая схема организации производства и продаж позволит довести дебиторскую задолженность до минимума, снизить все виды затрат, в том числе на финансирование закупок.

Внедрение новой стратегии продаж, предусматривающей исключение из оборота бартера и установление равных для всех дилеров и дистрибьюторов условий приобретения и реализации автомобилей, позволит «вымыть» с рынка так называемые «серые» грузовики, поднять уровень рыночных цен и в дальнейшем проводить эффективную политику в области сбыта. Будем надеяться, что челнинскому предприятию удастся осуществить свои намерения. Вместе с тем заметим, что за последние 7 лет ОАО «КАМАЗ» неоднократно пыталось наладить безубыточный уровень производства грузовиков, определить оптимальные отпускные цены, уйти от бартерных сделок и установить обоснованные скидки и льготы для своих дилеров.

В течение последних лет завод, казалось бы, добился ощутимых результатов (в частности, выпуск грузовых автомобилей превышал 20 тыс. шт., уровень рентабельности продаж в 2000 г. составил 9%), и вновь серьезные проблемы. Видимо, для ритмичной и безубыточной деятельности крупного предприятия нужно не только выпускать достаточный объем продукции, но и поддерживать на нее потребительский спрос. Когда расторопные дилеры в своей рекламе сравнивают КамАЗы с танками, невольно возникает вопрос: «А нужны ли такие танки сегодня, да еще и в таком количестве?»

Сложным остается положение столичного АМО «ЗИЛ», несмотря на энергичную поддержку Правительства Москвы, увеличившего в истекшем году свою долю в акциях предприятия с 55,6 до 61,5%. За последние 2 года ежемесячный выпуск грузовых автомобилей снизился почти в 1,5 раза, доля в общем объеме продаж снизилась с 12,5% в 1999 г. до 9,2 в 2001 г. Следуя решению наблюдательного совета акционерного общества о прекращении реализации продукции по взаимозачетным схемам, заводу удалось существенно увеличить долю денежных расчетов (с 40% летом 2001 г. до 60 в начале 2002 г.).

Положение усугубляется тем, что львиная доля ЗИЛов реализуется в Москве, грузовой автопарк которой, согласно статистике Мосавтотранса, приостановил рост. Несмотря на неудовлетворительное состояние парка (50% автомобилей подлежат списанию), его обновление идет крайне медленно и составляет всего 2 – 3%. По оценке экспертов, дальнейший прирост столичного автопарка будет происходить преимущественно за счет увеличения числа малотоннажных грузовиков (грузоподъемностью 0,8 – 2,5 т), на долю которых уже сейчас приходится более 30% грузовых автомобилей в Москве.

Более оптимистичная картина с началом года складывается на автомобилестроительных предприятиях, сменивших (или меняющих) своих хозяев – ОАО «ГАЗ», «УАЗ», «АЗ «Урал».

Горьковский автомобильный завод, доля которого в общих продажах грузовых отечественных автомобилей превышает 50%, в I квартале текущего года работал стабильно. Подавляющая часть ежемесячного выпуска, по-прежнему, приходится на малотоннажники «Газель» и «Соболь». Наращивается производство новых моделей, в том числе «Соболь-Баргузин», «Садко», «Атаман»-пикап. Введенная в конце 2000 г. новая система сбыта, перемещающая центр продаж в регионы, позволяет, по мнению руководства ООО «РусАвтоГАЗ», значительно повысить уровень сбыта. Число аттестованных дилеров на начало марта превысило 270 предприятий товаропроводящей сети. Региональным дилерам сейчас направляется более 75% продукции предприятия.

По оценке экспертов, на ближайшие несколько лет семейства «Газель» и «Соболь» сохранят перспективу выпуска. В дальнейшем благополучие завода будет связано с его технической политикой. В качестве возможных направлений развития предприятия может быть возврат к производству грузового среднетоннажного автомобиля (грузоподъемностью 5,5 т), платежеспособный спрос на который может возникнуть со стороны крестьянских и фермерских хозяйств, или совместное производство грузового автомобиля с зарубежной фирмой, возможно с FIAT.

Ульяновский автомобильный завод, преодолев к осени 2001 г. спад, в новом году стремится нарастить темп производства как легковых, так и грузовых машин. Основу ежемесячного выпуска грузовых автомобилей, по-прежнему, составляют УАЗ-3303, растет производство цельнометаллического фургона УАЗ-3741. Свои дальнейшие перспективы новое руководство предприятия связывает с производством внедорожника УАЗ-3162 «Симбир», а также с разработкой и серийным выпуском новой полноприводной машины. Какой? Этого пока не знает и сам молодой генеральный директор. Возможно, по словам Эдуарда Шпаковского, это совместная ульяновско-тольяттинская разработка. А пока свою основную задачу специалисты завода видят в повышении качества выпускаемой продукции.

Существенно повысить качество на предельно устаревшем оборудовании, видимо, нелегко. Таким образом, руководству завода и его хозяину «Северстали» предстоит неотложно решать две проблемы: заново оснастить завод и разработать и внедрить новую модель. Расчет на госзаказ пока не оправдывает надежд – по заказу Минобороны РФ идет только 5% выпуска, в 2002 г. планируется увеличить это количество до 10%.

Уральский автомобильный завод сохраняет темп производства, достигнутый в прошлом году. Несмотря на проводимую реорганизацию, предприятие планирует выйти на ежемесячный объем производства в 1 000 грузовиков. В ходе структурной перестройки все производственные мощности по выпуску сложной техники и автомобилей «Урал» переведены на баланс созданного ОАО «Уральский автомобильный завод». Прежний ОАО «УралАЗ» осуществляет обеспечивающую деятельность. На его балансе, в частности, сохранились все энергосети, основные мощности по внутренней и внешней транспортировке. Что касается модельного ряда автомобилей «Урал», то он остается тем же.

Меткое выражение Владимира Каданникова: «Мы делаем «ВАЗ» под российский образ жизни» можно полностью отнести и к деятельности АО «Ижмаш-Авто». Производство фургончиков Иж-2717 и пикапов Иж-27171 составляет треть общего выпуска автозавода (по итогам 2001 г. 16 020 шт.). Доля грузовичков ижевского завода в общих продажах за два последних года выросла с 5,9 до 8,3%. Основное преимущество «каблучка» – низкая цена обеспечивающая ему устойчивый спрос и рыночный потенциал на ближайшие годы.

В последние несколько лет январский спад производства обычно сопровождался заметным ростом рыночных цен на грузовые автомобили. В нынешнем году этого не произошло. Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в период январь – март носила неустойчивый характер. При сохранении общей тенденции постепенного роста, цены на большинство марок (моделей) колебались. Их ежемесячные изменения, как в сторону увеличения, так и снижения, находились в пределах 2 – 3%, за исключением некоторых моделей ЗИЛа (до 8%). В итоге прирост цен на них в I квартале оказался наибольшим (4 – 6%, а по некоторым моделям до 15%).

Медленнее росли цены на автомобили ОАО «КАМАЗ» и «АЗ «Урал» (0,5 – 1,5%). Относительно стабильными оставались рыночные цены на автомобили Минского автозавода. Цены на автотехнику Кременчугского завода, заметно подросшие в конце прошедшего года, затем даже несколько снизились. Снижению цен на автомобили КрАЗ, а также некоторые другие марки (модели) способствовало, помимо уменьшения спроса, и стремление дилеров сократить значительные запасы, оставшиеся с прошлого года.

В условиях рынка преимущественно внутреннего потребления, ценовая ситуация весьма чувствительна не только к платежеспособному спросу, но и к объемам выпуска той или иной марки грузового автомобиля. По данным Министерства экономического развития и торговли, уровень загрузки производственных мощностей предприятий по выпуску грузовиков составляет немногим более 40%. Потенциальный рост производства на существующих мощностях (с учетом возможной загрузки мощностей на 90%) превышает 200%. Это во многом объясняет резкие скачки в ежемесячных (квартальных) выпусках отечественных автомобилей. При наличии оборотных средств предприятие может существенно увеличить выпуск, в противном случае – тотчас свернуть его.

В течение прошлого года менее стабильно и импульсивно работали АМО ЗИЛ, Камский и Ульяновский автозаводы. Так, выпуск столичного автозавода колебался от 1 097 грузовиков в январе до 1 888 шт. в марте; ОАО «КАМАЗ» – от 1 221 машины в январе до 2 000 в июне. Более ритмично работали автомобильный завод «Урал», а также «Ижмаш-Авто». На продукцию этих предприятий и цены оставались более стабильными.

Возвращаясь к ценовой ситуации на рынке грузовых автомобилей, можно предположить ее следующее развитие. В ближайшие 2 – 3 месяца с ростом объемов продаж цены, по-видимому, будут монотонно расти (1 – 3% ежемесячно). В дальнейшем можно ожидать их относительную стабилизацию, вплоть до осеннего периода. Годовой прирост цен на грузовые автомобили, как показывает статистика последних лет, обычно превышает официальный ожидаемый уровень инфляции. С учетом предполагаемого Правительством РФ роста инфляции, наиболее вероятный индекс цен на грузовые автомобили в текущем году может составить 1,2 – 1,25. Основной причиной роста цен остается повышение издержек производства, связанное преимущественно с увеличением цен на энергоносители и материалы, а также с ростом тарифов на транспортные перевозки.


В. Салыгин Основные Средства 04'2002 30 декабря 2004

Комментарии (0)