Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
 1
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ

Российский рынок бульдозеров

С. Макаренков, А. Рикошинский

Парк землеройных машин в настоящее время формируется с учетом воздействия структурных сдвигов в строительстве, которые приводят к изменениям в спросе на технику для земляных работ. Особенно вырастает потребность в многофункциональной технике индивидуального или бригадного пользования, а также технике, выполняющей не только земляные, но и другие виды работ.

На формирование рынка бульдозеров существенное влияние оказывает характер застройки, который с точки зрения механизации можно укрупненно поделить на три вида:

– новые поселки и квартальная застройка – большой объем выполняемых земляных работ позволяет эффективно использовать традиционную общестроительную технику;

– внутриквартальная, плотная застройка – применение традиционной техники малоэффективно, нужна мобильная, малогабаритная техника, способная маневрировать в данных условиях и оперативно передислоцироваться с объекта на объект;

– единичный объект по заказу отдельных застройщиков – нужна многофункциональная техника индивидуального или бригадного пользования.

В настоящее время для первого вида строительства имеется достаточно техники по номенклатуре и количеству. Однако парк машин сокращается в связи с более интенсивным (по сравнению с приростом) их выбытием. Сейчас удельный вес машин с истекшим сроком службы для бульдозеров составляет 47%. Из-за нерациональных по структуре парков морально и физически изношенных машин строительные организации несут повышенные затраты на их содержание, ремонт и эксплуатацию. Улучшению характеристик парка бульдозеров также не способствует импорт подержанной техники.

Следует отметить, что состояние парка бульдозеров достаточно сильно отличается по регионам.

Сохраняющаяся недостаточная инвестиционная активность смещает спрос на второй и третий виды строительства, предопределяет переход к новой структуре малообъемных работ и соответственно создает потребность в строительной технике средней и малой мощности. Таким образом, парк строительных машин должен не просто обновляться, а существенно видоизменяться.

Наиболее вероятными источниками финансирования обновления и переоснащения активной части основных фондов строительного комплекса являются амортизационные отчисления и собственная прибыль, а также заемные средства и средства заказчиков. Однако в настоящее время инвестиционная активность мала, поэтому существенных изменений в производстве и закупке строительной техники не происходит. К сожалению, отечественные производители продолжают по-прежнему ориентироваться на выпуск мощной техники, не обеспечивая потребности в бульдозерах малой мощности.

Что касается экспорта российских бульдозеров, то официальная таможенная статистика, начиная со II квартала 2000 г., не зафиксировала экспортных поставок, определяемых по коду ТН ВЭД 84291100 (Бульдозеры самоходные гусеничные). Однако это связано не с отсутствием спроса на данную продукцию на внешнем рынке, а с изменением внешнеэкономической политики товаропроизводителей. Поставки на экспорт осуществляются в виде крупноузловых сборочных комплектов. Например, АО «Уралтрак» поставляет упакованные в контейнеры комплекты, предназначенные для сборки бульдозеров на месте, в такие страны как Вьетнам, Китай, Ирак, Лаос, Камбоджу, Египет, Либерию, Эквадор.

Такой вид отправки, как показывает опыт, обеспечивает полную сохранность продукции при железнодорожных, автомобильных и морских перевозках, а сборка и испытания на месте позволяют обеспечить высокое качество машин. В частности, во Вьетнаме сборка удешевленных моделей бульдозеров (брезентовые тенты вместо кабин) в тропическом исполнении проводится местными рабочими на совместном российско-вьетнамском предприятии «Вутрак». При этом экспортная техника комплектуется чешскими турбокомпрессорами.

Рассматривая отечественное производство бульдозеров, можно проследить в нем следующую тенденцию: за два года (1999 – 2000 гг.) их производство по сравнению с 1998 г. практически удвоилось. Прирост производства в 2000 г. был зафиксирован на уровне 25% по отношению к 1999-му. Но достигнутый в 2000 г. объем выпуска на уровне 3 тыс. шт. составляет лишь 15 – 20% к годовым объемам выпуска в благополучные для отрасли «застойные» годы.

За первые три квартала ушедшего года производство бульдозеров уменьшилось на 259 шт. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. (на 13,6%). При этом сокращение выпуска на основном производителе этой техники – ОАО «Уралтрак» – составило 285 шт. В целом за год можно ожидать выпуск не более 2 600 бульдозеров. Это сокращение меняет сложившуюся в последние годы тенденцию постоянного повышения выпуска продукции от года к году.

В целом о перспективах и тенденциях, складывающихся на рынке бульдозеров, можно будет более определенно судить по результатам работы за год в связи с развитием общей ситуации в строительной и горнодобывающей отраслях – основных покупателях на отечественном рынке бульдозеров.



С. Макаренков, А. Рикошинский Основные Средства 01'2002 27 декабря 2004

Комментарии (0)