1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Критерии выбора лесных машин
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Автоматические системы управления на линиях BRT
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков

Рынок подшипников качения

Н. Гиенко, ст. научный сотрудник ОАО ИТКОР

Для российского рынка подшипников качения 2000 г. и I полугодие 2001 г. в целом можно охарактеризовать как успешный период, поскольку оживление и расширение рынка, наметившееся в 1999 г., получило дальнейшее развитие. В течение 2000-го и первой половины 2001 г. наблюдался устойчивый рост общероссийского объема производства подшипников всех типов, произошло увеличение их продаж как на внутреннем рынке, так и зарубежным партнерам.

Максимальное за последние 5 лет падение объема производства произошло в кризисном 1998-м (184 млн. шт.). В 1999 г. выпуск подшипников по сравнению с предшествующим годом увеличился на 17,9%, в 2000 г. – на 18,4%. По предварительным прогнозам рост общего объема производства произойдет и в 2001 г. (на 3 – 5%), однако темпы роста несколько снизятся.

Увеличение объема производства объясняется, прежде всего, ростом спроса в подотраслях машиностроения, использующих подшипники для выпуска собственной продукции. Так, в 2000 г. объем производства увеличился: в электротехнической промышленности – на 30,1%, в металлургическом машиностроении – на 30,2, в подъемно-транспортном машиностроении – на 42,0, в автомобильной промышленности – на 3,3, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении – на 48,4, машиностроении для легкой и пищевой промышленности – на 9,5, железнодорожном машиностроении – на 7,4%. В I полугодии 2001 г. производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло: в подъемно-транспортном машиностроении – на 21%, железнодорожном машиностроении – на 12,2, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении – на 48,8, электротехнической промышленности – на 18,2%.

Анализ показывает, что большинство крупнейших предприятий в течение 2000 г. увеличивало объемы производства подшипников. В I полугодии 2001 г. эта тенденция сохранилась, но некоторые производители снизили объемы выпуска продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Среди них: Саратовский ГПЗ-3 (–6,5%), «Московский подшипниковый завод» (–20,7%), Ижевский ГПЗ-13 (–8,9%), Курский ГПЗ-20 (–16,5%).

Объемы экспортных поставок всегда составляли значительную долю в сбыте отечественных подшипников. На протяжении последних 5 лет доля экспорта от годового объема их производства в России составляла примерно 38 – 45%. В 2000 г. объем экспортных поставок в Россию в натуральном выражении составил 111,08 млн. шт., в I полугодии 2001 г. – 48,5 млн. шт. География экспортных поставок подшипников весьма обширна. По данным таможенной статистики, подшипники в 1999 – 2000 гг. поставлялись в более чем 70 стран мира.
Основная доля экспортных поставок приходится на страны дальнего зарубежья. Анализ экспортных операций по подшипникам качения выявляет наличие устойчивых связей российских предприятий с зарубежными партнерами.

Импортная продукция в общем объеме продаж подшипников на отечественном рынке за последние 5 лет имела долю примерно 8 – 14% (при измерении объемов в натуральных показателях – млн. шт.). В 2000 г. объем импортных поставок в Россию составлял 15,4 млн. шт., в I полугодии 2001 г. – 14,1 млн. шт. Подшипники качения в 1999 – 2000 гг. завозились в Россию из более чем 50 стран мира. Большая часть поставок осуществляется в Россию из стран ближнего зарубежья.

В течение 2000 г. и I полугодия 2001 г. цены производителей на подшипники качения возрастали, как и цены на большинство видов промышленной продукции. В соответствии с данными Госкомстата РФ индекс цен производителей на конец декабря 2000 г. составил 145,9% по сравнению с декабрем 1999-го; в июне 2001 г. индекс цен был равен 101,7% к декабрю 2000 г. Таким образом, темп роста цен в I полугодии снизился по сравнению с предшествующим годом. Разброс цен по отдельным предприятиям-производителям значителен, однако объясняется различиями в номенклатуре продукции. На однородные изделия цены разных предприятий близки.

В течение 2001 г. положительные тенденции, проявившиеся в 2000 г. на рынке подшипников, сохранились. К моменту подготовки этой статьи статистических данных за весь год еще не было, но уже можно сказать, что объем производства подшипников по России в целом возрастет на 3 – 5% по сравнению с 2000 г., стабильными останутся и взаимоотношения с зарубежными партнерами при проведении экспортно-импортных операций.



Н. Гиенко, ст. научный сотрудник ОАО ИТКОР Основные Средства 12'2001 8 апреля 2005

Комментарии (0)