Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Мультилифты
Новинки на рынке
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Колесные экскаваторы
Best of the best
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18

Рынок подшипников качения

Н. Гиенко, ст. научный сотрудник ОАО ИТКОР

Для российского рынка подшипников качения 2000 г. и I полугодие 2001 г. в целом можно охарактеризовать как успешный период, поскольку оживление и расширение рынка, наметившееся в 1999 г., получило дальнейшее развитие. В течение 2000-го и первой половины 2001 г. наблюдался устойчивый рост общероссийского объема производства подшипников всех типов, произошло увеличение их продаж как на внутреннем рынке, так и зарубежным партнерам.

Максимальное за последние 5 лет падение объема производства произошло в кризисном 1998-м (184 млн. шт.). В 1999 г. выпуск подшипников по сравнению с предшествующим годом увеличился на 17,9%, в 2000 г. – на 18,4%. По предварительным прогнозам рост общего объема производства произойдет и в 2001 г. (на 3 – 5%), однако темпы роста несколько снизятся.

Увеличение объема производства объясняется, прежде всего, ростом спроса в подотраслях машиностроения, использующих подшипники для выпуска собственной продукции. Так, в 2000 г. объем производства увеличился: в электротехнической промышленности – на 30,1%, в металлургическом машиностроении – на 30,2, в подъемно-транспортном машиностроении – на 42,0, в автомобильной промышленности – на 3,3, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении – на 48,4, машиностроении для легкой и пищевой промышленности – на 9,5, железнодорожном машиностроении – на 7,4%. В I полугодии 2001 г. производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло: в подъемно-транспортном машиностроении – на 21%, железнодорожном машиностроении – на 12,2, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении – на 48,8, электротехнической промышленности – на 18,2%.

Анализ показывает, что большинство крупнейших предприятий в течение 2000 г. увеличивало объемы производства подшипников. В I полугодии 2001 г. эта тенденция сохранилась, но некоторые производители снизили объемы выпуска продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Среди них: Саратовский ГПЗ-3 (–6,5%), «Московский подшипниковый завод» (–20,7%), Ижевский ГПЗ-13 (–8,9%), Курский ГПЗ-20 (–16,5%).

Объемы экспортных поставок всегда составляли значительную долю в сбыте отечественных подшипников. На протяжении последних 5 лет доля экспорта от годового объема их производства в России составляла примерно 38 – 45%. В 2000 г. объем экспортных поставок в Россию в натуральном выражении составил 111,08 млн. шт., в I полугодии 2001 г. – 48,5 млн. шт. География экспортных поставок подшипников весьма обширна. По данным таможенной статистики, подшипники в 1999 – 2000 гг. поставлялись в более чем 70 стран мира.
Основная доля экспортных поставок приходится на страны дальнего зарубежья. Анализ экспортных операций по подшипникам качения выявляет наличие устойчивых связей российских предприятий с зарубежными партнерами.

Импортная продукция в общем объеме продаж подшипников на отечественном рынке за последние 5 лет имела долю примерно 8 – 14% (при измерении объемов в натуральных показателях – млн. шт.). В 2000 г. объем импортных поставок в Россию составлял 15,4 млн. шт., в I полугодии 2001 г. – 14,1 млн. шт. Подшипники качения в 1999 – 2000 гг. завозились в Россию из более чем 50 стран мира. Большая часть поставок осуществляется в Россию из стран ближнего зарубежья.

В течение 2000 г. и I полугодия 2001 г. цены производителей на подшипники качения возрастали, как и цены на большинство видов промышленной продукции. В соответствии с данными Госкомстата РФ индекс цен производителей на конец декабря 2000 г. составил 145,9% по сравнению с декабрем 1999-го; в июне 2001 г. индекс цен был равен 101,7% к декабрю 2000 г. Таким образом, темп роста цен в I полугодии снизился по сравнению с предшествующим годом. Разброс цен по отдельным предприятиям-производителям значителен, однако объясняется различиями в номенклатуре продукции. На однородные изделия цены разных предприятий близки.

В течение 2001 г. положительные тенденции, проявившиеся в 2000 г. на рынке подшипников, сохранились. К моменту подготовки этой статьи статистических данных за весь год еще не было, но уже можно сказать, что объем производства подшипников по России в целом возрастет на 3 – 5% по сравнению с 2000 г., стабильными останутся и взаимоотношения с зарубежными партнерами при проведении экспортно-импортных операций.



Н. Гиенко, ст. научный сотрудник ОАО ИТКОР Основные Средства 12'2001 8 апреля 2005

Комментарии (0)