Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
 1
Коробки передач компании EATON
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя

Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

В течение этого года рынок запасных частей к грузовым автомобилям оставался стабильным, без заметных скачков и падений. По-прежнему сохранялась тенденция постепенного роста продаж агрегатов, узлов и деталей к основным маркам машин. На фоне снижения продаж грузовиков в России в 2001 г. объемы реализации запасных частей выросли по сравнению с предыдущим годом оценочно на 8 – 10%. Одновременно наблюдалось их подорожание, темпы которого в целом соответствовали уровню инфляции в стране.

В условиях, когда сборочные производства оказываются недостаточно рентабельными, автозаводы наращивают выпуск запасных частей, спрос на которые остается высоким. Кроме того, расширению производства запчастей способствует и заинтересованность предприятий в сохранении существующей зависимости в приобретении запасных частей от завода-производителя автотранспортного средства. Характерным примером является деятельность ОАО «КАМАЗ».

Уровень среднемесячного производства двигателей и силовых агрегатов в течение 2001 г. превышал 2 300 шт. По итогам первых семи месяцев доля произведенных и реализованных запасных частей составила около 20% от всей товарной продукции предприятия (рост 9,5%). Немаловажно и то, что более 90% запчастей реализуются за деньги. Совершенствуя свою продукцию, предприятие активно продвигает ее на рынок. В частности, руководство завода надеется закрепить за ОАО «КАМАЗ» роль одного из основных производителей двигателей для сельскохозяйственной техники, удовлетворяющих требованиям введенным с 1 января 2001 г. Правил ЕЭК ООН № 96 по экологии.

Весьма успешно завершил истекший год лидер в производстве дизельных двигателей ОА «Автодизель», выпустивший более 50 тыс. моторов и силовых агрегатов для грузовых автомобилей и автобусов (рост около 10%). Оживает изготовление двигателей на Тутаевском моторном заводе – годовой выпуск составил более 500 шт. Лидер в производстве бензиновых двигателей АО «Заволжский моторный завод» не только сохранил выпуск на прежнем уровне (более 300 тыс. шт.), но и налаживает производство дизелей серии ЗМЗ-514.

Программа развития предприятия (до 2005 г.) предполагает в первую очередь увеличение производства двигателей семейства ЗМЗ-406 (в 2002 г. – до 220 тыс. шт.), а также организацию серийного изготовления дизелей ЗМЗ-514 (пока до 3 000 в год).

Уходящий год стал успешным не только для моторостроителей. Продолжался рост выпуска подшипников качения, хотя темп его снизился вдвое. Если прирост производства подшипниковой промышленности в 2000 г. составил 18,4%, то в истекшем году он немногим больше 8% (оценочно). Несколько расширился выпуск радиаторов, отопителей, а также электрооборудования к грузовым автомобилям.

К числу позитивных рыночных перемен можно отнести расширение номенклатуры предлагаемых потребителю запасных частей, в первую очередь, к автомобилям ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, а также специального инструмента для технического обслуживания и ремонта грузовиков. Несколько уменьшился разброс цен: по наиболее ходовым изделиям он не превышает 8 – 10%. Происходит выравнивание рыночных цен по регионам страны. Вместе с тем по отдельным позициям различия в ценах остались значительными и могут достигать 20% и более.

Что касается динамики рыночных цен на запасные части к грузовым автомобилям, то она характеризовалась, как и в предыдущем году, монотонным ростом с темпами, несколько ниже темпов роста цен на грузовики. Наибольший прирост цен (в 1,2 – 1,3 раза) отмечен по запчастям группы 16 (сцепление), а также групп 29 и 35 (подвеска, тормозная аппаратура). Медленнее росли цены на изделия группы 10 (двигатель, индекс цен 1,10 – 1,15), а также групп 11 и 13 (системы питания и охлаждения). Замедление роста цен на двигатели, видимо, связано с их значительным подорожанием в конце 2000 г., когда осенний прирост цен составил от 30 (двигатели ЗМЗ) до 45% (двигатели Ульяновского моторного завода).

Незначительное увеличение рыночных цен на свинцовые аккумуляторы и автомобильные аккумуляторные батареи обусловлено фактически насыщением рынка за счет как увеличения импорта, так и существенного наращивания отечественного производства (за последние 2 года оно увеличилось почти в 1,5 раза).

В течение 2001 г. произошли заметные изменения по отдельным статьям эксплуатационных расходов на автомобили, используемые для грузоперевозок. В связи с относительно стабильными ценами на бензин и дизельное топливо затраты на них увеличились незначительно (оценочно на 6 – 8%). Их рост обусловлен преимущественно увеличением грузооборота и более интенсивной эксплуатацией автотранспортных средств. Быстрее росли затраты на заработную плату водителей (свыше 15%). Наибольший прирост эксплуатационных расходов пришелся на техническое обслуживание и ремонт (более 20%, включая стоимость запчастей).

Анализ продаж запасных частей по номенклатуре показывает, что повышенным спросом пользуются детали двигателя (в том числе поршни, головки цилиндров, коленчатые валы), системы питания (топливные насосы, распылители, форсунки, топливные фильтры), системы охлаждения (радиаторы, насосы водяные, крыльчатки вентиляторов), а также детали подвески и элементы электрооборудования.

Качество предлагаемых покупателю запчастей по-прежнему оставляет желать лучшего. Несмотря на принимаемые отечественными заводами меры по улучшению качества продукции, в реализацию идут самые разные товары, вплоть до восстановленных деталей, выдаваемых за новые. Вина здесь, видимо, не только производителей, но и торговцев-посредников. Чтобы отечественный рынок стал рынком качественной продукции, необходим комплекс мер, в первую очередь законодательных, защищающих права потребителя.

Повышению качества технического обслуживания, ремонта и поставляемых запчастей несомненно будут способствовать шаги, предпринимаемые ведущими отечественными автозаводами (в том числе ОАО «КАМАЗ», АО «УАЗ») по совершенствованию своих дилерских сетей и сервисных центров. Производимый ими в настоящее время отбор дилеров осуществляется с учетом наличия сертифицированной торговой площадки, технического центра, обеспечивающего гарантийное и последующее обслуживание. Следует ожидать возрастания роли автоцентров заводов-изготовителей в обеспечении владельцев грузовых автомобилей запасными частями. Поддерживая тесные связи, как с автозаводами, так и с поставщиками комплектующих, они имеют возможность предлагать запчасти в более широком ассортименте и по умеренным (часто ниже заводских) ценам и успешно конкурировать с мелкими продавцами.

В новом году на рынке запасных частей следует ожидать дальнейшего роста как объемов продаж, так и цен. При этом темпы подорожания, видимо, останутся на прежнем уровне (1,0 – 1,5% ежемесячно).


В. Салыгин Основные Средства 12'2001 8 апреля 2005

Комментарии (0)