Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Курьер для опасного груза
Бензовозы
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя

Рынок основных нефтепродуктов: автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута

А. Рикошинский

По официальным данным Госкомстата в Российской Федерации производством автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута занято 65 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Существенная часть их продукции поступает на экспорт. Его доля в объеме производства составляет: по автомобильному бензину – 12%, по дизельному топливу – 37, по топочному мазуту – более 55%. Суммарный стоимостной объем рынка (с учетом экспорта) этих продуктов в 2001 г. может быть оценен в 630 млрд. руб.

В 2001 г. российский рынок нефтепродуктов функционировал стабильно. Этому способствовали как ситуация на мировом рынке, так и платежеспособный спрос со стороны всех секторов российской экономики и населения страны. Рост производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года был зафиксирован по всем рассматриваемым энергоносителям. При этом рост загрузки НПЗ сопровождается как строительством новых производственных мощностей, так и их реконструкцией, направленной на увеличение выхода высококачественных нефтепродуктов.

На российских заводах перерабатывается немногим более половины добываемой нефти и газового конденсата. Глубина переработки нефтяного сырья составляет около 70%.

Разброс средних отпускных цен производителей по регионам может составлять по автомобильным бензинам и дизельному топливу – 1,8 раза, а по топочному мазуту – 3 раза. В качестве примера можно привести разброс средневзвешенных отпускных цен российских нефтеперерабатывающих заводов сложившихся в период с 29.09 по 05.10.2001 г.

В Европейской части России самые высокие цены на бензины марок А-76, АИ-92/93 и Аи-95 были у завода НОРСИ (НК НОРСИ-ОЙЛ) – соответственно 8376,0; 9624,0 и 10104,0 руб./т. Самые низкие отпускные цены на бензины марок А-76 и АИ-92/93 – у Астраханьгазпрома: 5600,0 и 7200,0 руб./т, а на бензин марки Аи-95 у завода ЛУКОЙЛ-Н.-Новгород – 8750,0 руб./т.

Самые высокие цены на дизельное топливо летнее и зимнее отмечались у завода НОРСИ (НК НОРСИ-ОЙЛ) – соответственно 7440,0 и 8088,0 руб./т. Самое дешевое дизельное топливо летнее у Астраханьгазпрома – 5800,0 руб./т.

За Уралом самые низкие отпускные цены на бензины марок А-76/80, АИ-92/93 и Аи-95 были зафиксированы у компании «Башнефть», перерабатывающей свое сырье на Уфимских НПЗ, соответственно 5904,0; 7200,0 и 8304,0 руб./т.

Объемы переработки нефти и выпуска нефтепродуктов в последнее время остаются стабильными.

Бензин марок А-76 (АИ-80 и т.п.) и АИ-92 (АИ-93 и т.п.) присутствует в свободной продаже практически на всех АЗС территориальных центров России. В отдельных регионах на автозаправочных станциях отмечалось недостаточное предложение бензина Аи-95 и выше (Чита, Элиста, Петропавловск-Камчатский, Орел, Кемерово).

За первую неделю IV квартала текущего года удорожание бензина было отмечено в 10 центрах субъектов Российской Федерации. Более всего цены на автомобильный бензин выросли в Улан-Удэ – в среднем на 13,4%, в том числе на бензин А-76 (АИ-80) на 16,7, АИ-92 (АИ-93) – на 14,3%.

В 70 центрах субъектов Российской Федерации цены на автомобильный бензин практически не изменились.

Снижение средних цен на бензин было зарегистрировано в 8 территориальных центрах России. Наиболее существенным оно было в Пензе – в среднем на 1,6%, где более остальных подешевел бензин АИ-92 (АИ-93) – на 2,2%.

В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин всех марок практически сохранились на уровне последней недели III квартала.

Рассматривая перспективы развития рынка основных нефтепродуктов, следует учитывать, что продукция топливно-энергетического комплекса представляет собой одновременно и товар оптового рынка продукции промышленного назначения, и потребительский товар. В частном секторе потребляется около 40%, а предприятиями – 60% от всего реализуемого на внутреннем рынке бензина. Поэтому на конъюнктуру рынка нефтепродуктов влияет ситуация в обоих этих сегментах, которая, в свою очередь, определяется общим состоянием экономики и уровнем доходов населения.

Развитие экономики в последние месяцы 2001 г. подтвердило тенденцию преодоления спада в экономике, проявившуюся во II полугодии 2000 г., что позволяет с большой уверенностью говорить о перерастании ее в устойчивую тенденцию к росту в начале 2002 г. Это обстоятельство в сочетании с благоприятным для производителей положением на мировых рынках нефти и нефтепродуктов позволяет достаточно уверенно прогнозировать увеличение объемов производства и реализации нефтепродуктов на внутреннем российском рынке в натуральных и стоимостных (даже с исключением действия инфляции) показателях. С учетом сезонности в IV квартале ожидается рост цен (за вычетом инфляции) на топочный мазут на 13 – 18% и на дизельное топливо на 5 – 10%. Рост цен на бензин не прогнозируется (в пределах квартальной инфляции).


А. Рикошинский Основные Средства 12'2001 8 апреля 2005

Комментарии (0)