Рынок основных нефтепродуктов: автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута

А. Рикошинский

По официальным данным Госкомстата в Российской Федерации производством автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута занято 65 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Существенная часть их продукции поступает на экспорт. Его доля в объеме производства составляет: по автомобильному бензину – 12%, по дизельному топливу – 37, по топочному мазуту – более 55%. Суммарный стоимостной объем рынка (с учетом экспорта) этих продуктов в 2001 г. может быть оценен в 630 млрд. руб.

В 2001 г. российский рынок нефтепродуктов функционировал стабильно. Этому способствовали как ситуация на мировом рынке, так и платежеспособный спрос со стороны всех секторов российской экономики и населения страны. Рост производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года был зафиксирован по всем рассматриваемым энергоносителям. При этом рост загрузки НПЗ сопровождается как строительством новых производственных мощностей, так и их реконструкцией, направленной на увеличение выхода высококачественных нефтепродуктов.

На российских заводах перерабатывается немногим более половины добываемой нефти и газового конденсата. Глубина переработки нефтяного сырья составляет около 70%.

Разброс средних отпускных цен производителей по регионам может составлять по автомобильным бензинам и дизельному топливу – 1,8 раза, а по топочному мазуту – 3 раза. В качестве примера можно привести разброс средневзвешенных отпускных цен российских нефтеперерабатывающих заводов сложившихся в период с 29.09 по 05.10.2001 г.

В Европейской части России самые высокие цены на бензины марок А-76, АИ-92/93 и Аи-95 были у завода НОРСИ (НК НОРСИ-ОЙЛ) – соответственно 8376,0; 9624,0 и 10104,0 руб./т. Самые низкие отпускные цены на бензины марок А-76 и АИ-92/93 – у Астраханьгазпрома: 5600,0 и 7200,0 руб./т, а на бензин марки Аи-95 у завода ЛУКОЙЛ-Н.-Новгород – 8750,0 руб./т.

Самые высокие цены на дизельное топливо летнее и зимнее отмечались у завода НОРСИ (НК НОРСИ-ОЙЛ) – соответственно 7440,0 и 8088,0 руб./т. Самое дешевое дизельное топливо летнее у Астраханьгазпрома – 5800,0 руб./т.

За Уралом самые низкие отпускные цены на бензины марок А-76/80, АИ-92/93 и Аи-95 были зафиксированы у компании «Башнефть», перерабатывающей свое сырье на Уфимских НПЗ, соответственно 5904,0; 7200,0 и 8304,0 руб./т.

Объемы переработки нефти и выпуска нефтепродуктов в последнее время остаются стабильными.

Бензин марок А-76 (АИ-80 и т.п.) и АИ-92 (АИ-93 и т.п.) присутствует в свободной продаже практически на всех АЗС территориальных центров России. В отдельных регионах на автозаправочных станциях отмечалось недостаточное предложение бензина Аи-95 и выше (Чита, Элиста, Петропавловск-Камчатский, Орел, Кемерово).

За первую неделю IV квартала текущего года удорожание бензина было отмечено в 10 центрах субъектов Российской Федерации. Более всего цены на автомобильный бензин выросли в Улан-Удэ – в среднем на 13,4%, в том числе на бензин А-76 (АИ-80) на 16,7, АИ-92 (АИ-93) – на 14,3%.

В 70 центрах субъектов Российской Федерации цены на автомобильный бензин практически не изменились.

Снижение средних цен на бензин было зарегистрировано в 8 территориальных центрах России. Наиболее существенным оно было в Пензе – в среднем на 1,6%, где более остальных подешевел бензин АИ-92 (АИ-93) – на 2,2%.

В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин всех марок практически сохранились на уровне последней недели III квартала.

Рассматривая перспективы развития рынка основных нефтепродуктов, следует учитывать, что продукция топливно-энергетического комплекса представляет собой одновременно и товар оптового рынка продукции промышленного назначения, и потребительский товар. В частном секторе потребляется около 40%, а предприятиями – 60% от всего реализуемого на внутреннем рынке бензина. Поэтому на конъюнктуру рынка нефтепродуктов влияет ситуация в обоих этих сегментах, которая, в свою очередь, определяется общим состоянием экономики и уровнем доходов населения.

Развитие экономики в последние месяцы 2001 г. подтвердило тенденцию преодоления спада в экономике, проявившуюся во II полугодии 2000 г., что позволяет с большой уверенностью говорить о перерастании ее в устойчивую тенденцию к росту в начале 2002 г. Это обстоятельство в сочетании с благоприятным для производителей положением на мировых рынках нефти и нефтепродуктов позволяет достаточно уверенно прогнозировать увеличение объемов производства и реализации нефтепродуктов на внутреннем российском рынке в натуральных и стоимостных (даже с исключением действия инфляции) показателях. С учетом сезонности в IV квартале ожидается рост цен (за вычетом инфляции) на топочный мазут на 13 – 18% и на дизельное топливо на 5 – 10%. Рост цен на бензин не прогнозируется (в пределах квартальной инфляции).