На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В III квартале текущего года положение на рынке грузовых автомобилей оставалось достаточно стабильным. Рыночные цены колебались незначительно, их рост замедлился. Объемы продаж несколько возросли. Летом уровень продаж грузовиков к объему их производства превысил 100%, что свидетельствует о заметном оживлении спроса. Позитивно влияет на рынок общее улучшение экономической ситуации в стране. В последние месяцы несколько увеличились темпы роста производства. По оценке Российско-европейского центра экономической политики, в июле реальный индекс выпуска продукции в пяти базовых секторах экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт и розничная торговля) составил 6,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Промышленное производство за 7 месяцев текущего года увеличилось на 5,4%. Важным результатом можно назвать рост на 9,7% в машиностроении и металлообработке.

Складывающееся в российском автопроме положение по-прежнему остается весьма пестрым – от убыточных, близких к банкротству предприятий до благополучных, уверенно набирающих темпы производства. Очевидным становится все возрастающее влияние рынка на финансовое состояние предприятий. В выигрышном положении находятся те заводы, которые, несмотря на повышение стоимости материалов, комплектующих изделий, энергоносителей и различного вида услуг, сдерживают рост себестоимости своей продукции, стремятся удовлетворить растущие требования к автотранспортным средствам.

Высокий темп выпуска большегрузных автомобилей (более 800 шт. ежемесячно) сохраняет Уральский автомобильный завод. В соответствии с планом внешнего управления в текущем году осуществляется реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных дочерних предприятий. В дальнейшем выпуск автомобилей будет осуществляться на ОАО «Автомобильный завод «Урал». На его баланс передаются все производственные мощности «УралАЗа». В этом году планируется произвести 10 тыс. автомобилей. Итог I полугодия (4 594 шт., рост 12,7% к выпуску в I полугодии 2000 г.) и продолжающееся наращивание темпов производства в текущем году свидетельствуют о том, что план становится реальностью. Завод по-прежнему делает упор на изготовление автоспецтехники для различных отраслей промышленности, Минобороны и других силовых ведомств. Семейство «Урал» сейчас насчитывает более 100 модификаций. На шасси «Урал» монтируется более 400 образцов наземного оружия и военной техники.

Принципиально новым направлением на заводе считается производство грузовиков бескапотной компоновки с колесной формулой 6х6 (бортовой «Урал»-6361, мощность двигателя Euro-2 – 250 л.с., грузоподъемность – 13 т) и 8х8 (вездеход «Урал»-53236, мощность двигателя – 300 л.с.). Перспективные планы завод надеется реализовать с привлечением дополнительных финансовых средств, в том числе под экспортные контракты. Доля экспортных поставок Уральского автозавода существенно выросла. В I полугодии 2001 г. она достигла 25% от общего объема производства.

Немаловажным достижением предприятия стала ликвидация вторичного рынка. По словам внешнего управляющего – генерального директора АО «УралАЗ» В. Панова, посредники стали продавать «Уралы» по их реальной цене, не ниже себестоимости. Подтверждением этому является наблюдаемая стабилизация рыночных цен на «Уралы» и резкое сужение их разброса.

Стабилизировалось финансовое положение Камского автомобильного завода, предприятие вышло на безубыточный уровень производства и достаточно устойчивый режим работы (свыше 10 тыс. автомобилей в I полугодии 2001 г.). Оздоровлению предприятия в значительной мере способствовало завершение реструктуризации задолженности компании и заключение соглашения о новации с основными кредиторами ОАО «КАМАЗ». Самый крупный пакет акций компании – более 75% уставного фонда – сейчас принадлежит государству и федеральным коммерческим банкам (в том числе Министерству имущественных отношений 35,8%). Иностранные акционеры владеют 13% акций. Советом директоров утверждена стратегическая программа «Продуктовая политика ОАО «КАМАЗ», рассчитанная на 10 лет и предусматривающая обновление модельного ряда камских большегрузов, двигателей и силовых агрегатов, а также создание новых образцов ранее не выпускавшейся техники.

В результате проводимой перестройки компания, видимо, превратится в концерн западного образца. При единой структуре управления заводами образуется несколько отделений: грузовых автомобилей, компонентов и заготовительных производств. Общекорпоративное управление осуществляется по направлениям: продажа и сервис, экономика и финансы, стратегическое развитие компании, персонал. Во главе каждого направления будут стоять вице-президенты ОАО «КАМАЗ», которые уже назначены.

Что касается конкретных производственных дел, то главные усилия компании, по словам вице-президента по стратегическому развитию Д. Валеева, сосредоточены на доработке и подготовке производства новых моделей, в том числе транспортных автомобилей повышенной грузоподъемности, перспективных полноприводных, специальных коммунальных шасси с осевой нагрузкой 10 – 13 т на базе покупных агрегатов, газовых и дизельных двигателей, соответствующих требованиям Euro-3.

С марта текущего года изготавливается опытно-промышленные партии родоначальников семейства камазовских грузовиков тяжелого класса – самосвалов КамАЗ-6520 грузоподъемностью 20 т и магистрального седельного тягача КамАЗ-6460 (допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство до 17 т, полная масса автопоезда до 46 т). Автомобили оснащаются двигателями класса Euro мощностью 320 и 360 л.с. Ожидается, что новый самосвал со временем сможет успешно конкурировать с уже завоевавшими значительную часть российского рынка минским МАЗ-5516 и кременчугским КрАЗ-6510.

Заметны успехи ОАО «КАМАЗ» и в экспорте своей продукции – каждый шестой большегруз реализуется за пределами России. Наиболее успешно развиваются торговые связи компании с партнерами в странах Азии. В текущем году уже продано более 1 000 автомобилей. Только в страны Индокитая автозавод планирует поставить в 2001 г. до 1 500 машин. За 7 месяцев текущего года в страны ближнего и дальнего зарубежья отгружено 1 926 грузовых автомобилей. Всего в портфеле заказов Торгово-финансовой компании имеются заявки на 3,5 тыс. машин.

Важным направлением продвижения продукции автозавода на зарубежный рынок руководство компании считает создание сборочных производств. Однако масштабы такого сотрудничества пока скромные. За 15 месяцев работы сборочного производства в Эфиопии (на базе фирмы Mesfin) собрано и реализовано 330 самосвалов и бортовых машин. В апреле текущего года началась серийная сборка КамАЗов в Казахстане (на производственной базе фирмы «ИСКЕР»), туда отправлены первые 100 машино-комплектов. С фирмой «Евромет» (Польша) подписано соглашение о поставке сборочно-комплектующих деталей, ведутся переговоры об организации сборочного производства КамАЗов в Китае.

Однако одними радужными красками положение отечественного автопрома описать, к сожалению, не удается. Среднемесячные темпы производства грузовых автомобилей в текущем году остаются ниже прошлогодних (по данным «АСМ-Холдинг», на 13,9% по итогам I полугодия). Это вызвано тем, что выпуск большинства российских автозаводов сократился.

Наиболее существенно сократилось производство на столичном АМО ЗИЛ (в I полугодии изготовлен 8 671 автомобиль, снижение – 20,7%). Заводу постоянно не хватает оборотных средств. По словам генерального директора В. Носова, чтобы работать с уровнем рентабельности не ниже 10 – 12% необходимо довести годовой выпуск до 35 – 40 тыс. грузовых автомобилей, т.е. увеличить темп производства вдвое. Сделать это предполагается, главным образом, за счет наращивания производства малотоннажных автомобилей – гаммы машин ЗИЛ-5301 «Бычок». Не подвергая сомнению реальность подобных планов, лишь заметим, что разброс рыночных цен у ЗИЛов (10 – 15%) самый высокий среди отечественных грузовиков. При этом наибольший разброс (до 15%) у ЗИЛ-5301 «Бычок». Видимо, без снижения себестоимости производства, налаживания системы сбыта, выработки и проведения оптимальной ценовой политики решить поставленные руководством задачи будет весьма сложно.

По мнению специалистов завода, достаточно перспективным направлением является производство 10- и 14-тонных самосвалов, в том числе на шасси ЗИЛ-133 Д42 с двигателем ЗИЛ-6453.10 или ярославским силовым агрегатом ЯМЗ-236НЕ. При этом для экономии средств и снижения себестоимости изделия предполагается использовать оборудование (гидроцилиндр, насос, распределитель золотникового типа, кран управления, шланги) Московского завода гидроагрегатов, а 9-ступенчатую коробку передач – Смоленского агрегатного завода. По заявкам потребителей могут устанавливаться и силовые агрегаты Ярославского завода (8- или 5-ступенчатая коробка передач).

Автомобили сейчас проходят испытания на полигоне и Центральной машиностроительной станции сельского хозяйства. В дальнейшем планируется опробовать самосвалы в условиях строительства третьего Московского кольца. Основные заказчики – Госстрой и строители Москвы. Ожидается, что в начале 2002 г. новые самосвалы АМО ЗИЛ поступят в продажу. Оцениваемые мощности завода по их выпуску до 10 тыс. в год.

Снизил темп производства и лидер российского автопрома – Горьковский автомобильный завод (41 553 шт. по итогам I полугодия, сокращение – 16%). По мнению руководства, трудности временные и закономерные, поскольку связаны с проводимой перестройкой. Вместе с тем, есть и другие причины. По мнению экспертов, завод практически обеспечил насыщение существующей рыночной ниши коммерческих автомобилей особо малого класса. На отечественном рынке грузовые малотоннажники «Газель» и «Соболь» испытывают достаточно жесткую конкуренцию со стороны продукции Ульяновского и Ижевского («Ижмаш-Авто») заводов. Растет популярность фургонов на базе легковых автомобилей ВАЗ (пикапы серии «ВИС»). Все это затрудняет сбыт автомобилей ГАЗ.

Замедлилось производство грузовых автомобилей и на уже упоминавшихся ОАО «УАЗ» и ДОАО «Ижмаш-Авто» (по итогам I полугодия: 8 103 шт., снижение 19,1% и 5 932 шт., снижение 9,5% соответственно). Оба завода с учетом складывающейся конъюнктуры акцент делают, видимо, на производство легковых автомобилей – обновление модельного ряда и освоение выпуска новых машин.

Динамика цен на грузовые автомобили за июль – сентябрь характеризовалась незначительными колебаниями при сохранении общей тенденции роста. Стабилизации цен в известной мере способствовало отставание индекса рыночных цен от роста цен производителей автотранспортных средств в течение длительного периода (с января по июль текущего года). Летом максимальный ежемесячный рост цен не превышал 1 – 2%, за исключением цен на автомобили Кременчугского автозавода (3 – 5%). Практически постоянными оставались цены на «Уралы».

В связи с высоким уровнем цен на новые грузовые автомобили и продолжающимся их постоянным подорожанием, заметно вырос спрос на подержанные машины. Вслед за рынком подержанных легковых автомобилей в стране складывается рынок подержанных грузовиков. Этому способствует все увеличивающееся число предпринимателей – владельцев автотранспортных средств. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, у физических лиц сейчас находится более 30% грузового автопарка (данные по отрасли «Автомобильный транспорт»: все, что относится к сельскому хозяйству, промышленности, строительству и другим нетранспортным организациям, имеющими собственный автопарк, не является отраслевым). На долю сектора индивидуального автотранспортного предпринимательства в общем количестве лицензионистов (субъектов) рынка автотранспортных услуг приходится более 50%.

Многие предприниматели – индивидуальные владельцы автомобилей начинают свой бизнес с покупки подержанного грузовика, цена которого существенно ниже.

Анализ имеющейся статистики показывает, что за первые 3 года эксплуатации падение цены автомобиля наиболее значительно. Снижение цены на отечественные грузовики составляет 30 – 40% от их первоначальной рыночной стоимости. При этом быстрее падают в цене КамАЗы и «Уралы», медленнее на ЗИЛы и МАЗы. Снижение стоимости подержанных иномарок после первых 3 лет составляет лишь 20 – 25%. На рынке подержанных иномарок в большинстве своем российскому покупателю предлагаются седельные тягачи, реже – фургоны, еще реже – бортовые автомобили, самосвалы. Преобладают марки Volvo, Mercedes-Benz, MAN, IVECO, Scania.