На рынке «большегрузов» Украины оживление

Н. Лубенко

В I полугодии на украинском рынке новых крупнотоннажных грузовиков (тяжёлый класс, полная масса не менее 15,6 т) наметились положительные тенденции. Реализован 721 «большегруз», что почти вдвое превышает показатель аналогичного периода прошлого года, но более чем на порядок уступает показателям развитых стран Европы. Первую «четвёрку» поставщиков, как и прежде, составляют МАЗ (231 автомобиль, 32% рынка), Volvo (192 машины, 26,6%), КамАЗ и Scania (по 98 шт., 13,6%).

ОАО «ХК «АвтоКрАЗ», которое продолжает работать в основном на российский рынок, из произведенных 1 049 машин сумело реализовать в Украине лишь 62 автомобиля (8,6% рынка). На шестом месте автомобили DAF (16 ед., 2,2%), на седьмом – ввезённые частными лицами из-за рубежа 10 машин Renault (1,4%), на восьмом – сдающий год от года свои позиции Mercedes-Benz (7 ед., 1%). Усилиями «МАЗконтрактЛИЗИНГа», дочерней торговой компанией республиканского унитарного предприятия (РУП) «МАЗ», в Украине впервые реализована партия из 5 седельных тягачей МАЗ-MAN 543268 (4х2, Euro-2; 0,7%).

В секторе седельных тягачей произошли серьёзные изменения: увеличив на 30,7% продажи автомобилей FM/FH 12, на первое место вышла продукция шведского концерна Volvo. Все тягачи Volvo (4х2, 340 – 460 л.с., Euro-2 и -3) реализуются, как правило, вместе с полуприцепами немецких производителей (в первую очередь, Krone). Основными потребителями продукции шведов являются ведущие украинские международные перевозчики.

У МАЗа в I полугодии наметился спад объёмов реализации тягачей (–25,9%, 2-е место), причём из проданных 93 шт. лишь 13,5% 400-сильных машин отвечают требованиям Euro-2, 56,8% 330-сильных – Euro-1, а остальные 29,7% 240-сильных автомобилей не соответствуют европейским нормам и рассчитаны на эксплуатацию только внутри страны. Сложен и сам учёт поставок Минского автозавода: расхождение данных, полученных от МАЗа и МВД достигает 20,8%. Дело в том, что из-за сохраняющейся на автозаводе солидной доли бартерных расчётов крупными поставщиками грузовиков являются даже такие предприятия, как Минский подшипниковый завод.

Основным поставщиком седельных тягачей МАЗ на украинский рынок является дилер Минского завода – ООО «УкрАвтоКомплект» (43% поставок). Минчане планируют усилить свои позиции на украинском рынке открытием осенью представительства «МАЗконтрактЛИЗИНГа» в Киеве и соответственно более широким использованием кредитных форм расчётов за реализованную автотехнику. Кроме того, следует учесть, что за I полугодие украинским потребителям продано более 37 прицепов и полуприцепов МАЗ, из которых почти 2/3 – трёхосные (TIR).

На третьей позиции по реализации седельных тягачей – шведская компания Scania (69 ед., 380 – 420 л.с.), киевское представительство которой сумело добиться роста продаж на 42%. Обеспечив рост объёмов реализации тягачей КамАЗ-54115 (240 л.с., Euro-1 и -2, полная масса автопоезда до 34,3 т) на 55,6%, ОАО «КАМАЗ» с 16-ю машинами заняло четвёртое место. Можно также отметить «десятку» тягачей Renault (в прошлом году реализаций не было), а также по семь автомобилей у DAF (увеличение продаж вдвое; 85- и 95-е серии) и М-В (спад на 48,1%).

В секторе бортовых автомобилей и шасси наибольший рост продаж (64,4%) зарегистрирован у МАЗа (66 ед., 180 – 240 л.с.), а наиболее продаваемыми являются 240-сильные шасси МАЗ-53366 (38 шт., 57,6% продаж) для установки разнообразных фургонов, в первую очередь, для перевозки напитков. Причём продукция МАЗа «берёт» не столько низкой ценой, сколько непритязательностью двигателей ЯМЗ к СНГовскому дизтопливу, которое они потребляют без предварительной очистки (сепарации), ну и, конечно, низкой стоимостью ТО и ремонта.

С 38-ю шасси «АвтоКрАЗ» оттеснил на третью позицию продукцию КАМАЗа (36 ед.), несмотря на рост продаж последней на 25%. 77,8% объёма реализации у челнинцев составляют достаточно современные 11-тонные бортовые автомобили КамАЗ-53215 (240 л.с., Euro-1 и -2). Недавно созданная в Набережных Челнах компания «Автопром-Лизинг» пока не принимает участия в работе на украинском рынке. Наиболее активным украинским дилером КАМАЗа остаётся компания «Автек», реализовавшая в I полугодии с помощью кредитных схем расчётов 45,7% всей челнинской продукции.

Следует также отметить активизацию усилий западных компаний по реализации современных развозных грузовиков, которые предназначены для перевозок на короткие и средние расстояния. Scania продала 29 новых «двухосников» Р94D, DAF – 11 фургонов 55- и 65-х серий и Volvo – 8 машин FL6Н.

В секторе самосвалов на первое место по объёмам реализации также вышел МАЗ (72 ед.), причём, в первую очередь, за счёт 10-тонных 180-сильных МАЗ-5551 (96,5% продаж). КАМАЗ, оттеснив «АвтоКрАЗ» (20 машин) на третье место, занял вторую позицию (43 автомобиля).

В этом секторе рынка у челнинских поставщиков «лидер продаж» выражен не так однозначно, как у минчан – это 13-тонный КамАЗ-55111 (44,2%). Реализуются на украинском рынке и 14–15-тонные КамАЗы, и 20-тонные МАЗы, однако популярность «младших» моделей свидетельствует о том, что главными покупателями, обеспечившими основной рост объёмов продаж РУП «МАЗ» и ОАО «КАМАЗ», являются строительные компании, занимающиеся городским строительством. Для полноты картины упомянем также реализованные в I полугодии четыре миксера СБ-92В-2 и экскаватор на 16,7-тонном шасси КамАЗ-53229, которые, в отличии от МАЗа, челнинцы поставляют «под ключ».

Несмотря на столь бурный рост продаж, существенного обновления парка большегрузных автомобилей страны, насчитывавшего на начало I полугодия 644 908 ед. (58 087 седельных тягачей, 309 681 бортовой автомобиль и 277 140 самосвалов), не произошло, поскольку доля приобретённых новых автомобилей составила немногим более 0,1% от общего зафиксированного их числа. При таких темпах обновление автопарка страны либо затянется на 50 лет, либо будет ускорено специальными мерами правительства и парламента страны. Последнее, как вы понимаете, предпочтительнее. В противном случае Украине никогда не избавиться от клейма «автосвалки» Европы и СНГ.