1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров

Рынок электродвигателей

И. Кудинова, главный научный сотрудник ОАО «ИТКОР»

Последовавшее после кризиса августа 1998 г. сокращение импорта фактически по всем товарным группам дало толчок к росту отечественного производства. Начал увеличиваться выпуск импортозамещающей продукции во всех отраслях, ориентированных на конечного потребителя. Возникла необходимость ввода в строй части ранее простаивавшего оборудования и приобретения нового. Это увеличило платежеспособный спрос на электродвигатели, необходимые как для замены отработавших свой срок на уже имевшихся станках и агрегатах, так и на комплектацию вновь производимых. Дополнительный импульс к росту отечественного производства электродвигателей дало сокращение импорта самих электродвигателей.

К концу 1999 г. электротехническая промышленность России увеличила производство всех видов электродвигателей.

В 2000 г. высокие темпы прироста производства всех типов двигателей сохранились. Однако в ситуации, сложившейся к концу года, когда объемы импорта начали восстанавливаться, темпы роста собственного производства замедлились, а платежеспособность как населения, так и хозяйствующих субъектов оставалась ограниченной, поэтому такие темпы прироста стали избыточными. И в первой половине 2001 г. положение кардинально изменилось. Только в производстве взрывозащищенных двигателей и электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм сохранились положительные темпы прироста объемов выпуска продукции.

После глубочайшего спада 1998 г., когда электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм было изготовлено 286,64 тыс. шт., объемы их выпуска начали увеличиваться и в 2000 г. более чем в 2 раза превысили объемы производства 98-го. В этот период росли объемы реализации на внутреннем рынке и поставки по экспорту.

В течение последних лет около 90% всех электродвигателей переменного тока выпускали 5 заводов: ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный, «Уралэлектро-СТМ», «Сибэлектромотор», Псковский завод машин постоянного тока. Однако внутри этой группы крупнейших производителей происходили серьезные изменения. Так, в объемах предложения существенно уменьшилась доля продукции Владимирского и Ярославского заводов и почти в 2 раза выросла доля электродвигателей, производимых медногорским заводом «Уралэлектро-СТМ».

В 2000 г. все крупные производители электродвигателей, кроме Ярославского машиностроительного завода, значительно увеличили выпуск продукции при темпах прироста производства гораздо более высоких, чем в целом по стране. В текущем году объемы производства электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм продолжают увеличиваться, хотя темпы роста значительно ниже прошлогодних.

В I полугодии их было изготовлено 293 437 шт., что на 8,31% превысило уровень производства в этот же период прошлого года. Основной прирост производства имел место во II квартале. В апреле – июне было выпущено 150,53 тыс. электродвигателей, что на 5% больше уровня I квартала текущего года и на 14% выше уровня II квартала прошлого года.

В этот период ситуация на рынке с одной стороны определялась тем, что невысокие темпы прироста производства в I квартале способствовали уменьшению их запасов. С другой стороны, во II квартале улучшился показатель прироста промышленной продукции в целом и в машиностроении в частности.

В настоящее время наиболее динамично наращивает производство сельскохозяйственное машиностроение, в то время как улучшение в станкостроении – минимальное (в январе – марте здесь было произведено продукции 96,4% от уровня соответствующего периода прошлого года, в январе – июне – 96,8%). Снижение запасов и улучшение темпов прироста производства в потребляющих отраслях несколько активизировало спрос на двигатели.

Весьма существенно к уровню I квартала нарастили производство «Сибэлектромотор», «Уралэлектро-СТМ», наиболее массовая продукция которых двигатели со средней единичной мощностью 3,27 – 4,15 кВт. Увеличил выпуск двигателей и ВЭМЗ. Вместе с тем, при улучшении динамики прироста производства продукции на Ярославском заводе, объемы выпуска на нем в физическом исчислении продолжают сокращаться.

Как и в предшествующие периоды продолжает увеличиваться уровень экспортной реализации электродвигателей. Во II квартале за пределы страны их было поставлено 27,03 тыс. шт., что достигло почти 18% от объема произведенной продукции и почти на 20% превысило уровень экспорта предшествующего квартала. На 66,7% увеличились объемы импорта, как и прежде, главным образом с Украины и Молдавии. В апреле – июне в страну было ввезено 23 тыс. электродвигателей. Однако полугодовой объем ввоза остался ниже объемов импорта I полугодия прошлого года.

Таким образом, в I полугодии на рынке России объем предложения электродвигателей превысил прошлогодний объем предложения в соответствующем периоде на 3,4%, и этот прирост при нормальном уровне запасов кажется вполне оправданным с точки зрения динамики изменения производства в потребляющих отраслях и сбалансированности рынка. Однако, по нашему мнению, количество электродвигателей, имеющихся в запасах (из-за опережающих темпов прироста производства в прошлом году), остается несколько избыточным. Это обстоятельство оказывает сдерживающее влияние на рост отпускных цен предприятий, крупнейшие из которых в течение квартала цены на свою продукцию не поднимали. С апреля по июнь дороже стали в основном только крупные машины.

Что касается перспектив развития рынка электродвигателей, связанного со всеми отраслями национального хозяйства, то они во многом будут определяться развитием макроэкономических процессов в экономике. И, ориентируясь на сложившиеся тенденции, можно ожидать, что годовой прирост производства электродвигателей в текущем году будет несколько ниже темпов прироста в I полугодии, а квартальные объемы во II полугодии – на уровне или даже несколько ниже объемов производства второй половины прошлого года. В целом за год прошлогодние объемы выпуска будут превышены на 3 – 4%. На 6 – 7% могут увеличиться объемы экспортной реализации. Несколько ниже уровня прошлого года могут быть объемы ввоза электродвигателей. Именно такие темпы изменения основных показателей, на наш взгляд, позволят поддержать рынок электродвигателей в состоянии, сбалансированном по объемам спроса и предложения.


И. Кудинова, главный научный сотрудник ОАО «ИТКОР» Основные Средства 09'2001 24 марта 2005

Комментарии (0)