Рынок электродвигателей

И. Кудинова, главный научный сотрудник ОАО «ИТКОР»

Последовавшее после кризиса августа 1998 г. сокращение импорта фактически по всем товарным группам дало толчок к росту отечественного производства. Начал увеличиваться выпуск импортозамещающей продукции во всех отраслях, ориентированных на конечного потребителя. Возникла необходимость ввода в строй части ранее простаивавшего оборудования и приобретения нового. Это увеличило платежеспособный спрос на электродвигатели, необходимые как для замены отработавших свой срок на уже имевшихся станках и агрегатах, так и на комплектацию вновь производимых. Дополнительный импульс к росту отечественного производства электродвигателей дало сокращение импорта самих электродвигателей.

К концу 1999 г. электротехническая промышленность России увеличила производство всех видов электродвигателей.

В 2000 г. высокие темпы прироста производства всех типов двигателей сохранились. Однако в ситуации, сложившейся к концу года, когда объемы импорта начали восстанавливаться, темпы роста собственного производства замедлились, а платежеспособность как населения, так и хозяйствующих субъектов оставалась ограниченной, поэтому такие темпы прироста стали избыточными. И в первой половине 2001 г. положение кардинально изменилось. Только в производстве взрывозащищенных двигателей и электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм сохранились положительные темпы прироста объемов выпуска продукции.

После глубочайшего спада 1998 г., когда электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм было изготовлено 286,64 тыс. шт., объемы их выпуска начали увеличиваться и в 2000 г. более чем в 2 раза превысили объемы производства 98-го. В этот период росли объемы реализации на внутреннем рынке и поставки по экспорту.

В течение последних лет около 90% всех электродвигателей переменного тока выпускали 5 заводов: ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный, «Уралэлектро-СТМ», «Сибэлектромотор», Псковский завод машин постоянного тока. Однако внутри этой группы крупнейших производителей происходили серьезные изменения. Так, в объемах предложения существенно уменьшилась доля продукции Владимирского и Ярославского заводов и почти в 2 раза выросла доля электродвигателей, производимых медногорским заводом «Уралэлектро-СТМ».

В 2000 г. все крупные производители электродвигателей, кроме Ярославского машиностроительного завода, значительно увеличили выпуск продукции при темпах прироста производства гораздо более высоких, чем в целом по стране. В текущем году объемы производства электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм продолжают увеличиваться, хотя темпы роста значительно ниже прошлогодних.

В I полугодии их было изготовлено 293 437 шт., что на 8,31% превысило уровень производства в этот же период прошлого года. Основной прирост производства имел место во II квартале. В апреле – июне было выпущено 150,53 тыс. электродвигателей, что на 5% больше уровня I квартала текущего года и на 14% выше уровня II квартала прошлого года.

В этот период ситуация на рынке с одной стороны определялась тем, что невысокие темпы прироста производства в I квартале способствовали уменьшению их запасов. С другой стороны, во II квартале улучшился показатель прироста промышленной продукции в целом и в машиностроении в частности.

В настоящее время наиболее динамично наращивает производство сельскохозяйственное машиностроение, в то время как улучшение в станкостроении – минимальное (в январе – марте здесь было произведено продукции 96,4% от уровня соответствующего периода прошлого года, в январе – июне – 96,8%). Снижение запасов и улучшение темпов прироста производства в потребляющих отраслях несколько активизировало спрос на двигатели.

Весьма существенно к уровню I квартала нарастили производство «Сибэлектромотор», «Уралэлектро-СТМ», наиболее массовая продукция которых двигатели со средней единичной мощностью 3,27 – 4,15 кВт. Увеличил выпуск двигателей и ВЭМЗ. Вместе с тем, при улучшении динамики прироста производства продукции на Ярославском заводе, объемы выпуска на нем в физическом исчислении продолжают сокращаться.

Как и в предшествующие периоды продолжает увеличиваться уровень экспортной реализации электродвигателей. Во II квартале за пределы страны их было поставлено 27,03 тыс. шт., что достигло почти 18% от объема произведенной продукции и почти на 20% превысило уровень экспорта предшествующего квартала. На 66,7% увеличились объемы импорта, как и прежде, главным образом с Украины и Молдавии. В апреле – июне в страну было ввезено 23 тыс. электродвигателей. Однако полугодовой объем ввоза остался ниже объемов импорта I полугодия прошлого года.

Таким образом, в I полугодии на рынке России объем предложения электродвигателей превысил прошлогодний объем предложения в соответствующем периоде на 3,4%, и этот прирост при нормальном уровне запасов кажется вполне оправданным с точки зрения динамики изменения производства в потребляющих отраслях и сбалансированности рынка. Однако, по нашему мнению, количество электродвигателей, имеющихся в запасах (из-за опережающих темпов прироста производства в прошлом году), остается несколько избыточным. Это обстоятельство оказывает сдерживающее влияние на рост отпускных цен предприятий, крупнейшие из которых в течение квартала цены на свою продукцию не поднимали. С апреля по июнь дороже стали в основном только крупные машины.

Что касается перспектив развития рынка электродвигателей, связанного со всеми отраслями национального хозяйства, то они во многом будут определяться развитием макроэкономических процессов в экономике. И, ориентируясь на сложившиеся тенденции, можно ожидать, что годовой прирост производства электродвигателей в текущем году будет несколько ниже темпов прироста в I полугодии, а квартальные объемы во II полугодии – на уровне или даже несколько ниже объемов производства второй половины прошлого года. В целом за год прошлогодние объемы выпуска будут превышены на 3 – 4%. На 6 – 7% могут увеличиться объемы экспортной реализации. Несколько ниже уровня прошлого года могут быть объемы ввоза электродвигателей. Именно такие темпы изменения основных показателей, на наш взгляд, позволят поддержать рынок электродвигателей в состоянии, сбалансированном по объемам спроса и предложения.