Коммунальная техника: на чем городские службы въехали в третье тысячелетие

Л. Малютин

Прошедшие в последние десятилетия перемены в экономике коснулись и городских служб. Их будничная, подчас незаметная деятельность призвана удовлетворять целый ряд жизненно важных социальных потребностей:

– поддержание удовлетворительного санитарного состояния: вывоз мусора, очистка и утилизация отходов;

– поддержание в чистоте проезжей части дорог, тротуаров, дворов, мест отдыха горожан, уборка и вывоз снега зимой;

– обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов зимой: полив дорог антигололедными реагентами, распределение по поверхности дорог абразивных материалов;

– поддержание в рабочем состоянии инженерных сооружений и коммуникаций;

– борьба с пожарами и обеспечение правопорядка.

Конечный потребитель всех этих услуг, а через налоги и покупатель – население. Заказчиком же являются муниципалитеты. Оснащение городских служб в итоге отражается на безопасности, здоровье и настроении жителей.

Снижение темпов ввода в действие объектов коммунального хозяйства (за исключением газопроводов) не означает, что уменьшается нагрузка на эксплуатирующие организации. Наоборот, растут объемы капитальных ремонтов, увеличивается число аварий. А бесхозяйственность и хищения, как, например, в Приморье, да и не только там, порождают объемы ремонтов, сопоставимые с прокладкой коммуникаций заново.

За прошедшие десятилетия возникла мощная индустрия производства коммунальных и специальных машин. В изготовление одних только машин и оборудования для коммунального хозяйства вовлечено более 50 отечественных предприятий и, кроме того, более десятка западных фирм ввозит в Россию свою технику.

В последние 10 лет много сделано в расширении модельного ряда. Созданы новые модели на базе тяжелых грузовиков МАЗ, КамАЗ, «Урал». Постепенно устраняется однобокость в модельных рядах, когда в качестве базовых машин использовались автомобили средней грузоподъемности ЗИЛ, ГАЗ и колесные трактора типа МТЗ. С такой техникой коммунальным службам сложно было справиться с вывозом больших объемов бытового мусора, характерных для крупных городов, а уборка дворов была возможна практически только вручную.

Здания повышенной этажности строятся с 30-х годов, однако машин, способных тушить пожары на верхних этажах, почему-то не производилось и не ввозилось из-за рубежа. До сих пор модельный ряд малогабаритных машин для уборки тротуаров, дворов, газонов состоит практически из западных образцов, хотя отечественная промышленность обладает всеми возможностями для работы на этом рынке.

Опросы московских городских служб, проведенные весной 2001 г., показывают, что три четверти организаций предпочли бы работать с импортной техникой. В качестве ее достоинств назывались высокая надежность, большой моторесурс, эргономичность, дополнительные функции, например, крабовый ход, широкий выбор и легкость смены навесного оборудования. Кроме того, для ряда работ выбор ограничен только западной техникой. Вместе с тем отмечается их труднодоступность по цене и сложность в ремонте. Зачастую исполнение заказа на запасные части растягивается на 2 месяца.

В качестве достоинств отечественных машин названы короткие сроки ремонта, так как запасные части легкодоступны, простота в эксплуатации, т.е. на машине может работать механизатор низкой квалификации. А недостатки – противоположности достоинств импортных машин.

На сегодня только половина городских служб Москвы оснащена техникой, средний возраст которой меньше 8 лет. Встречаются машины почтенного возраста – до 15 лет. Эти цифры перекликаются с общей по стране статистикой: 60% организаций жалуются на недостаточное количество машин для качественного выполнения возложенных на них обязанностей. Снежная московская зима 2000 – 2001 гг. ярко продемонстрировала неготовность городских служб. Но те же 60% планируют увеличивать и обновлять свои парки.

Коммунальные службы более всего нуждаются в уборочных машинах и пескоразбрасывателях. В качестве факторов, тормозящих этот процесс, были отмечены низкие расценки на уборку улиц, задержки расчетов городских бюджетов со службами, невнимание городских властей к проблемам служб.

Невзирая на трудности, при обсуждении того, насколько сильно простои из-за поломок техники влияют на выполнение поставленных задач, половина представителей московского коммунального хозяйства не высказывала особой тревоги по этому поводу: «терпимо», «выкручиваемся», «время терпит». Такое отношение можно объяснить рядом причин:

– еще не все внутренние резервы данных организаций исчерпаны;

– конкуренция на строительном рынке недостаточно остра, что позволяет выдерживать длительные простои;

– контроль со стороны заказчиков еще недостаточно жесткий;

– завышена самооценка конкретных хозяйственников.
Другая часть хозяйственников (30%) более трезво подходят к оценке своих возможностей и характеризуют ситуацию с простоями как «тяжелую», 16% хозяйственников уже чувствуют себя совсем плохо. Были даже руководители, не сумевшие оценить этот параметр.

А в общем и целом все это свидетельствует о слабости управления городскими службами и неоптимальном использовании ресурсов.

Отдельный вопрос – качество отечественной техники. То, что моторесурс отечественных машин на порядок меньше зарубежных аналогов не откровение. Основные причины частых поломок следующие:

– низкое качество изделий, как отдельных узлов и агрегатов, так и сборки; не редки случаи, когда одну и ту же деталь заменяют несколько раз в течение дня; причина – несоответствие материалов требуемым стандартам;

– очевидное несовершенство констр
укций отдельных узлов, например, у навесного щеточно-уборочного оборудования для тракторов МТЗ регулярно ломаются колеса и подвесная тяга;

– низкая квалификация механизаторов и безответственное отношение к работе; уровень профессионально-технического обучения, общая социальная напряженность, слабая кадровая политика в самих службах не способствуют обучению и повышению квалификации персонала.

Среди наиболее часто выходящих из строя узлов и агрегатов на эксплуатируемых машинах с достаточно большим отрывом лидируют гидравлические системы. За ними следуют рабочие органы. Примерами могут служить уже упоминавшееся навесное щеточное оборудование и поворотные круги грейдеров. Что касается ходовой части, то коммунальщиками упоминалось слабое крепление задних мостов снегопогрузчиков.

Большинство хозяйств (80%) организуют ремонт машин собственными силами на имеющейся ремонтной базе. И если для крупных хозяйств такой подход вполне оправдан, то для небольших содержание собственной ремонтной базы вряд ли можно назвать экономически целесообразной.

Таким образом, городские службы, стоящие на страже здоровья и безопасности горожан, находятся сегодня в затруднительном положении. При все возрастающих объемах работ их оснащение в лучшем случае сохраняется на прежнем уровне. Слабое управление, старение парков машин, мизерные темпы обновления фондов, низкая квалификация персонала, неполная модельная линейка – с таким букетом проблем вошли городские службы в третье тысячелетие. Теперь с поддержанием и обновлением городского хозяйства службы собственными силами, без внимания и помощи городских властей, уже не справятся. Также еще теплится надежда, что кто-нибудь решится приступить к выпуску малогабаритных уборочных машин.