Российский рынок экскаваторов

А. Рикошинский

Положение дел в строительном комплексе во многом определяется уровнем механизации работ и состоянием обслуживающего его машинного парка. При этом снижение затрат в существенной степени обеспечивается совершенствованием используемой техники, повышением ее качества, надежности и универсальности.

Экскаваторы – один из основных механизмов для выполнения строительных работ. Изменение структуры строительства, увеличение доли малоэтажной и индивидуальной застройки соответствующим образом изменяет структуру парка строительной техники. Оно уже стимулировало появление малогабаритной техники, в частности экскаваторов с малой вместимостью ковша, экскаваторов на автошасси, гидравлических экскаваторов 3-й размерной группы на гусеничном ходу и другой специализированной техники.

Имеющийся парк

Наличие экскаваторов в кру
пных и средних подрядных организациях характеризуется следующими данными: 1998 г. – 31, 9 тыс. шт.; 1999 г. – 28,4 тыс. шт.; 2000 г. – 26,5 тыс. шт.

Продолжает увеличиваться доля машин с истекшим сроком службы: если в 1999 г. она составляла 37,6%, то в 2000-м увеличилась до 42,5%. В Камчатской и Магаданской областях этот показатель превышает 70%, а в Республиках Калмыкия и Тыва, в Амурской и Ульяновской областях он более 60%. Наилучшее положение в пяти субъектах Федерации. В них машин с истекшим сроком службы меньше 30%. Это Республики Дагестан и Ингушетия, Москва, Липецкая и Тюменская области. Устаревший парк негативно отражается на эффективности работы подрядных организаций: выработка экскаватора на десятом году службы на 50% меньше, чем у новой машины, а затраты на его эксплуатацию существенно больше.

Продажи

На внутреннем российском рынке наблюдается рост продаж экскаваторов: статистикой была зафиксирована в 1999 г. продажа 2 454 экскаваторов, в 2000-м – уже 3 422 машины, в I квартале 2001 г. их продали уже 952 (против 806 в I квартале 2000 г., т.е. 118,1%). Рост отечественного производства экскаваторов сопровождался увеличением числа их покупок внутри страны. Так, доля экспорта в объеме производства снизилась с 14,4% в 1999 г. до 11,3% в 2000-м, а в I квартале 2001 г. составила всего 4,3%. Экспортировано в I квартале 37 экскаваторов на общую сумму 4 762 тыс. долларов США. Их основными покупателями стали: Латвия (4 машины), Украина (6 машин) и Финляндия (5 машин).

Рост импорта, особенно в развитые страны, сдерживается тем, что, к сожалению, пока многие отечественные экскаваторы на мировом рынке существенно уступают зарубежным из-за низкой надежности, несоответствия требованиям международных норм эргономики, экологии и дизайна.

Спрос на экскаваторы удовлетворялся и за счет увеличения импорта, который составил в 2000 г. 492 машины, в то время как в 1999-м их было импортировано 254. В I квартале 2001 г., по данным ГТК, ввезено 135 экскаваторов, что почти вдвое больше, чем за соответствующий период прошлого года (76 шт.).

Доля отечественных ресурсов на внутреннем рынке составляет более 85%, что приблизительно соответствует удельному весу экскаваторов зарубежного производства в парке используемых машин, составляющему 19 – 20% (1999 г. – 19,2%, в 2000 г. – 19,6%).

Одним из главных индикаторов рыночной конъюнктуры является динамика цен. Если средняя цена производителей в I квартале 2000 г. составляла 734 619 руб. за машину, то в I квартале 2001 г. она достигла 907 976 руб. и составила 123,6%, что заметно выше инфляции. Это свидетельствует о некотором превышении спроса над предложением.

Производство

В нашей стране экскаваторостроение возникло еще до войны. Экскаваторы, в основном гусеничные, тогда выпускались на пяти заводах, которые к 1941 г. изготовили 2,1 тыс. одноковшовых машин. В 1985 г. было выпущено более 35 тыс. экскаваторов.

В I квартале 2001 г. более 85% экскаваторов произведено на пяти предприятиях-изготовителях.

В динамике роста производства экскаваторов лидирующее место занимают гусеничные машины 4-й и 5-й размерных групп, а также колесные экскаваторы 3-й размерной группы.

Крупнейшим российским производителем экскаваторов в I квартале 2001 г. являлся ОАО «Тверской экскаватор». Предприятие было создано в 1943 г., в настоящее время на нем работает 3 000 человек. Оно изготавливает гидравлические экскаваторы 3-й и 4-й размерных групп на пневмоколесном и гусеничном ходу. К продаже предлагаются следующие марки экскаваторов: ЕА-17, ЕК-12, ЕК-18, ЕТ-14, ЕТ-16, ЕТ-18, ЕТ-25, ЭО-3123, ЭО-3323.

Второе по объему производства – саранское АО «Сарэкс», которое специализируется на экскаваторах 2-й размерной группы, экскаваторах-погрузчиках и экскаваторах-бульдозерах на базе тракторов (ЭО-2621В-3, ЭО-2626, ЭО-2627). Предприятие родилось в 1943 г. как мотороремонтный завод, в 1959 г. было преобразовано в экскаваторный завод. В 1990-м оно стало акционерным обществом (АО). Численность работающих – 1 240 человек.

Третий по объему производства – «Уралвагонзавод» (УВЗ), был построен в 1936 г. как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического центра. В начале войны по решению правительства на базе УВЗ и эвакуированных заводов создан один из крупнейших оборонных комплексов страны – Уральский танковый завод («Танкоград»). В настоящее время предприятие выпускает следующие виды дорожно-строительной техники: бульдозеры самоходные с неповоротным и поворотным отвалом, автогрейдеры и планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины, дорожные катки.

Тенденции спроса

Рынок гусеничных экскаваторов расширяется за счет машин универсального класса с увеличенной грузоподъемностью. Если сначала в России, как и во всех странах, выпускались экскаваторы преимущественно с механическим приводом, то затем их постепенно вытеснили более эффективные по конструктивным и эксплутационным показателям гидравлические экскаваторы. Спрос на колесные экскаваторы определяется тем, что хотя они по мощности и уступают гусеничным, однако способны передвигаться по городским улицам, не повреждая дорожное покрытие.

В последнее время большим спросом пользуются экскаваторы с вместимостью ковша до 0,35 м3. Они способны работать на мягком грунте и в местах, недоступных для крупной техники, а также в условиях с повышенными требованиями к уровню шума и загрязнению окружающей среды. Главным их недостатком является малая скорость передвижения, из-за чего требуется привлекать дополнительный транспорт для доставки машин к месту работ.

Для экскаваторов всех типов прослеживается стремление к снижению шума и вибраций, удобству и комфортности работы оператора, достижению высокой точности управления и хорошей защищенности оператора. Современные модели оснащаются системами сокращения расхода топлива и поддержания оптимального режима работы. Машины строятся с учетом современных требований – по безопасности и экологичности (шум, отработавшие газы и прочее). Предусматривается выпуск широкой гаммы сменного оборудования и рабочих органов. Производители стремятся так продумывать конструкцию всех деталей экскаваторов, чтобы добиться наилучшего соотношения характеристик «мощность – масса – цена».

Общая тенденция для передовых предприятий-производителей – это стремление к прямым контактам с традиционными и потенциальными заказчиками, проведение активных рекламных компаний, т.е. приспосабливание к возрастающим требованиям развивающегося рынка.