Российский рынок шин

А. Рикошинский

Шины представляют собой привлекательный товар как для оптового рынка продукции промышленного назначения, так и для рынка потребительских товаров. Рынок шин – один из важнейших товарных рынков не только химического комплекса России, но и для всей экономики страны. В СССР выпускалось более 50 млн. шин в год. В 1995 г. было произведено около 45 млн. штук, т.е. сокращение производства оказалось сравнительно незначительным, при этом уровень использования производственных мощностей не превышал 45%. К настоящему времени данный показатель несколько повысился, и на крупнейших предприятиях отрасли он доходит до 70%.

В 2000 г. производство шин в России составило около 29 млн. штук, что менее 65% от уровня 1995 г. Сокращение объемов отечественного производства объясняется тем, что российские заводы уступили значительную часть рынка иностранным производителям. Из-за низкого качества продукции лишь немногие российские предприятия смогли конкурировать с зарубежными. Как следствие, отечественные изготовители шин вынуждены были устанавливать более низкую по сравнению с западными конкурентами цену. Но удерживать ее на низком уровне становилось все труднее: издержки продолжали расти, а предприятиям были необходимы средства на реконструкцию производственных мощностей. Это привело к тому, что в число основных направлений развития шинных заводов входит работа по повышению конкурентоспособности продукции, а значит – переход на производство высококачественных шин применительно к дорожным условиям России при достаточно низком уровне цен.

Тому, что последние годы российский рынок шин имел достаточно стабильную тенденцию к росту, кроме модернизации, проведенной многими предприятиями отрасли, способствовало улучшение состояния экономики в целом. На рынке шин в 2000 г. отмечался рост как собственного производства, так и российского экспорта.

Объем спроса на внутреннем рынке шин определяется состоянием производства – с одной стороны, и финансовым состоянием таких отраслей, как автомобилестроение, производство строительной и сельскохозяйственной техники, мотоциклов и мотороллеров, а также доходами населения (что особенно заметно при замене изношенных шин новыми) – с другой. Так, за истекший год, увеличению выпуска шин для грузовых автомобилей в 119,5%, для сельскохозяйственных машин – в 122,6% и стабилизации выпуска шин для легковых автомобилей соответствовал рост производства в автопроме в 103,3%, в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении – в 148,4%. Рост денежных среднедушевых доходов в 2000 г. составил 132,4%.

В 2000 г. прирост производства в шинной промышленности составил 14%, причем специалисты отмечали значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Основные производители постоянно оптимизируют свой ассортимент, предлагая потребителям новые модели.

Положительным тенденциям в новых условиях способствует создание современных организационных структур, помогающих предприятиям отрасли в сырьевом и финансовом обеспечении, а также реализации готовой продукции («Росшина»). Оживлению рынка содействовало и то, что российская шинная промышленность, учитывая требования рынка, не только ориентируется на нужды отечественного автомобилестроения, но и освоила выпуск покрышек для распространенных моделей грузовых и легковых иномарок.

В качестве положительного примера работы предприятий-производителей шин можно привести «Омскшину» и СП «Матадор – Омскшина», изготовивших в 2000 г. более 13% шин для легковых автомобилей (рост объема производства по сравнению с 1999 г. 136% при хорошем качестве продукции), и 15% шин для грузовых (рост – 143%).

«Омскшина» была построена в 1942 г. С 1954 по 1957 годы мощность завода удвоилась. В начале 60-х завод выстроил новые производственные корпуса и приступил к реконструкции и техническому перевооружению, освоил новые технологии, начал использовать современные материалы. В результате реконструкции за годы девятой и десятой пятилеток объем производства вырос на 70%, производительность труда – на 58,3%. По объему производства и уровню производительности труда ПО «Омскшина» вышло на одно из первых мест в нефтехимической отрасли.

На предприятии в 1997 г. в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 началась разработка и внедрение системы управления качеством при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании (МС ИСО 90001-94 и ГОСТ Р ИСО 9001–96). В настоящее время 7-тысячный коллектив «Омскшины» выпускает шины для грузовых, легковых и сельскохозяйственных машин, для мотоциклов и велосипедов. После сокращения производства в 1992 – 1994 годах, начиная с 1995 г., его объемы постоянно увеличиваются. Освоено более 150 типоразмеров шин, пользующихся постоянным спросом.

Продукцией «Омскшины» оснащаются «УралАЗы», КамаАЗы, МАЗы, КрАЗы, отечественные и зарубежные автобусы, троллейбусы и грузовые автомобили, легковые – «Нива», «Волга», «Москвич», импортные «Мицубиси», «Форд», «Тойота», «Ниссан», «Опель», «Ауди», БМВ, сельскохозяйственные и дорожные машины, мотоциклы «Иж-Юпитер», «Иж-Планета», «Восход», «Днепр», детские и взрослые велосипеды, кресла-коляски для инвалидов.

Совместное российско-словацкое предприятие «Матадор – Омскшина» («Matador – Omskshina») было учреждено АО «Матадор» (Словакия) и ОАО «Омскшина» (Россия) в апреле 1995 г. Первые шины были изготовлены через год. На предприятии внедрена Международная система управления качеством ISO 9002. Комплексная система контроля качества предусматривает полный контроль от поступления сырья на склад до условий хранения готовой продукции. Вся продукция проходит тестирование на силовую неоднородность.

Предприятие оснащено оборудованием фирм Krupp, Hoffmann, Acron и работает по оригинальной технологии АО «Матадор». Выпускаемая им покрышка 205/70 R14 MP 57 «Сибирь» удостоена золотой медали на Международной выставке Interguma (Словакия). Рисунок ее протектора был разработан специально для климатических условий Сибири.

Продукция предприятия продается не только в крупнейших городах страны – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кемерово, Иркутске, но и в странах СНГ – Казахстане, Киргизии, Белоруссии, Молдавии, Украине, а также в дальнем зарубежье – Словакии, Австрии, Литве, Латвии, Эстонии.

Но вернемся к общероссийским масштабам. Структура производства шин отражает потребность в них. Более 60% приходится на шины для легковых автомобилей, поскольку именно они пользуются наибольшим спросом. Такие шины выпускаются всеми 13-ю предприятиями отрасли, но при этом выделяется существенный рост производства в Омской обл. («Омскшина» и СП «Матадор–Омскшина»).

Шины для грузовиков изготавливаются на 12 предприятиях. Рост их производства отмечался у всех производителей. Для сельскохозяйственных машин в 2000 г. было выпущено 1 098,6 тыс. штук шин против 896,1 тыс. в 1999 г. Выросло также в 2000 г. и производство шин для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотоколясок – их было изготовлено 994,7 тыс. штук (в 1999 г. – 954,6 тыс.).

Следует отметить, что существенно (более чем на 12% по сравнению с 1999 г.) выросло производство радиальных шин (типа Р). В 2000 г. оно составило 20 215,2 тыс. штук.

Сильное давление на рынок оказывает импорт, и особенно заметно влияние Украины (в том числе шин, поставляемых в счет государственного долга). Объем украинского импорта колебался в течение разных кварталов 2000 г. от 60 до 65% от общего импорта.

Увеличению импорта шин способствует рост доли иномарок в эксплуатируемом автомобильном парке. В настоящее время доля импортных шин составляет 23% для легковых и 4% для грузовых автомобилей, причем можно с достаточной уверенностью прогнозировать ее рост.

Из России экспорт в основном идет в страны СНГ и составляет 16 – 17% от собственного производства.

Произошедший за 2000 г. рост цен у производителей шин приблизительно соответствовал росту цен производителей в среднем по промышленности и отражал подорожание энергоносителей и синтетических каучуков.

Основными направлениями развития отрасли остаются разработка и выпуск на базе новейших технологий шин нового поколения, расширение ассортимента и повышения потребительских свойств и качества выпускаемой продукции. Перспективным направлением является развитие экспорта, расширение международного партнерства, что позволит увеличить финансовые возможности предприятий-производителей, и привлечь денежные средства, необходимые для модернизации и развития производства.