1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
 3
Моторные масла
Первый параметр – вязкость
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...

Российский рынок кранов на автомобильном ходу

А. Рикошинский

Автомобильные краны являются основными механизмами для проведения погрузо-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах. Применение автомобилей в качестве базового шасси в совокупности со сравнительно небольшими габаритами самих кранов позволяют применять их как в стесненных условиях современных городов, так и, что немаловажно для нашей страны, в условиях бездорожья на объектах, находящихся в труднодоступных и удаленных местах.

Для городского строительства главное качество автокранов – мобильность – является ключевым, поскольку задержка с появлением крана на стройплощадке ведет к ощутимым финансовым потерям. Поэтому спрос на эти машины в строительной отрасли никогда не упадет ниже критической отметки, и крупные строительные компании всегда имеют в своем распоряжении парк автокранов.

Происходящий в последние два года рост объемов производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве инициировал увеличение спроса на автомобильные краны на внутреннем российском рынке (в Европе также наблюдается увеличение продаж автокранов после спада начала девяностых годов). Соответственно, увеличилось и собственное производство, и импорт. Следует отметить, что влияние последнего на конъюнктуру рынка не очень значительно, но, однако, оно способствует поступлению на предприятия-изготовители «живых» денег.

Динамика производства кранов на автомобильном ходу в СССР и России в течение последнего десятилетия была отрицательной: происходило сокращение отечественного производства, причем его пик пришелся на 1994 г., а минимальный объем выпуска был зафиксирован в 1998 г., во время финансово-экономического кризиса. Последние два года отмечался стабильный рост производства, причем в прошлом году оно почти вдвое превзошло уровень 1998 г. В 2000 г. по сравнению с 99-м он составил 179%, а рост импорта – 125%.

Производственная база по выпуску автокранов представлена достаточно широко: в 2000 г. они производились на 20 предприятиях машиностроительной отрасли. Географическое распределение заводов-производителей автокранов по территории России оказывает определенное влияние на региональную структуру рынка. И оно неравномерно: на Центральный федеральный округ приходится около 75%, а на Уральский – 13% от общероссийского производства.

Импорт. На российском рынке представлены как отечественные автокраны, так и зарубежные. Однако потребности российского рынка в последние годы удовлетворяются, в основном, за счет российских ресурсов: продажи импортных автокранов в 2000 г. составили менее 3% от совокупного объема продаж. Из всех стран-импортеров крупнейшим является Германия, на долю которой в последние годы приходится от 20 до 50% совокупного годового импорта.

В Россию из Германии поступают автокраны таких фирм, как Liebherr, Grove Worldwide (купившей завод Krupp Mobilkran), Mannesmann, из Японии – традиционно KATO. Как правило, импортируются машины большой грузоподъемности, не выпускающиеся в России. В ближайшие годы вероятен приход на российский рынок вновь созданной компании CNH, владеющей такими торговыми марками, как Case, O&K, Fiat Allis, Fiat-Hitachi, New Holland Construction, Linkbelt. Присутствие такого мощного производителя автокранов приведет, конечно, к изменению структуры продаж на российском рынке. Касаясь ближайших перспектив, с уверенностью можно прогнозировать, что если в текущих рыночных тенденциях не произойдет глобальных перемен, то 2001 г. оправдает оптимистические ожидания импортеров автокранов.

Экспорт автокранов невелик – он составляет около 1% от объема производства и практически не оказывает заметного влияния на конъюнктуру рынка. С учетом растущего производства даже 100%-ное увеличение российского экспорта в 2001 г. не окажет заметного влияния на объемы продаж и цены внутреннего рынка.

Стандартные отечественные автомобильные краны имеют следующие характеристики: грузоподъемность – 6, 8, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 25, 30, 32 т; тип стрелы – решетчатая, а в последнее время, как правило, телескопическая – 2-х, 3-х или 4-х секционная; шасси – ЗИЛ-431412, ЗИЛ-431410, ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331, МАЗ-5337, Урал-5557, КрАЗ-250, КрАЗ-65101, КамАЗ-53213, КАМАЗ-53228, Урал-4320, Урал-5557, Урал-55571, МЗКТ-8006.

Краны имеют индивидуальный, независимый привод для каждого исполнительного механизма от гидромоторов и гидроцилиндров и оборудованы гидравлическими же выносными опорами. Гидравлическая система обеспечивает плавное управление крановыми механизмами и выносными опорами, совмещение крановых операций, а также предоставляет оператору широкий диапазон регулирования скоростей рабочих операций.

Безопасную работу кранов обеспечивает комплекс следующих приборов и устройств: ограничитель грузоподъемности, ограничитель подъема стрелы, предохранитель от запрокидывания стрелы, указатель вылета крюка и грузоподъемности, кренометр и сигнализатор крена, сигнализатор границы рабочей зоны, сигнализатор опасного напряжения, ограничитель натяжения грузового каната в транспортном положении, ограничитель крайних верхнего и нижнего положения крюка.

Динамика рыночных цен на автомобильные краны является достаточно мощной мотивацией для увеличения их производства. В целом по стране за прошедший год цены производителей автомобильных кранов выросли на 128%, что существенно превосходит рост цен в среднем по промышленности (118%).

Кроме обычной купли-продажи на рынке автомобильных кранов практикуется долгосрочная аренда (лизинг). Одним из популярных направлений лизинга является финансовый лизинг, который особенно привлекателен для организаций с ограниченными финансовыми ресурсами. По истечении срока лизинга автокран может быть выкуплен пользователем.

Отечественные краностроители начинали с производства автокранов простой конструкции, а затем, опираясь на потребности рынка, используя ряд технических новинок, позволяющих намного расширить возможности грузоподъемной техники, разрабатывают и осваивают такие направления, как:

– повышение проходимости, возможность преодолевать пересеченную местность;

– повышение скорости передвижения с места на место;

– компактность конструкции;

– возможность работы в стесненных условиях;

– возможность работы с неполным опорным контуром, например, когда опоры устанавливаются без выдвижения балок;

– возможность изменения длины грузовой стрелы;

– возможность работы в зоне 3600, т. е. грузоподъемные операции могут проводиться и над кабиной шасси.

В заключение можно сказать, что рынок автокранов динамично развивается, и в ближайшее время следует ожидать его расширения, а значит – некоторого увеличения и производства, и продаж этих машин.

А. Рикошинский Основные Средства 02'2001 10 марта 2005

Комментарии (0)