1
Российские сорта дизельного топлива
Современное оборудование щебеночных заводов
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Коробки передач грузовых автомобилей
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков

На рынке грузовиков: российский автопром по-прежнему подает надежду

В. Салыгин

Предварительная оценка итогов 2000 г. свидетельствует о том, что российский автомобильный рынок, несмотря на все трудности и проблемы, продолжает развиваться и предлагает покупателю достаточно широкую номенклатуру грузовых автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства.

Основное влияние на развитие внутреннего рынка грузовиков оказывает ряд факторов, в первую очередь, общее состояние российской экономики, объем и структура производства автотранспортных средств, соотношение экспорта и импорта, уровень платежеспособного спроса.

При оценке макроэкономической ситуации в стране специалисты выделяют такие позитивные моменты, как продолжающийся рост промышленного производства, в том числе и в автомобилестроении, укрепление бюджета, снижение инфляции, сохраняющиеся высокие доходы от экспорта ввиду благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Это в целом положительно сказывается на рынке грузовых автомобилей: объем фактических продаж в истекшем году несколько вырос (прирост более 3%) и приблизился к уровню 180 тыс. штук (без учета вторичного рынка), рост цен замедлился, сократилось количество бартерных сделок, расширился ассортимент запасных частей.

Одной из характерных особенностей российского рынка грузовых автомобилей является его замкнутость: он фактически полностью зависит от поставок автотранспортных средств отечественными производителями. Доля реализуемых на нем импортных коммерческих автомобилей (даже с учетом поставок из Белоруссии и Украины) не превышает 12 – 15%. Грузовые автомобили ведущих зарубежных фирм, поставляемые российским потребителям, конечно вносят разнообразие и яркие краски в палитру отечественных дорог, но сколько-нибудь существенного влияния на рынок грузовиков не оказывают и реальной конкуренции российским производителям не составляют.

Существующее положение вещей имеет негативную и позитивную стороны, так как не способствует качественному развитию российского автопрома, но дает ему шанс стабилизировать производство, а вместе с тем и финансовое положение предприятий-изготовителей, а также сохранить материальную, научно-техническую базу и квалифицированный персонал, необходимые для последующего развития. И, как представляется, большинство предприятий отрасли довольно успешно используют этот шанс. Согласно статистике ОАО «АСМ-холдинг», в 2000 г. в стране сохранялась положительная динамика выпуска грузовых автомобилей. За 9 месяцев истекшего года произведено 140,6 тыс. автомобилей (прирост 8,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Годовой выпуск составил около 190 тыс. штук.

Наиболее высокие темпы роста производства показали заводы-изготовители большегрузных машин: АО «УралАЗ» и ОАО «КАМАЗ». Уральский автомобильный завод увеличил производство более чем в 1,5 раза (годовой выпуск оценочно – более 8,5 тыс. шт.), Челнинский – более чем на 30% (годовой выпуск – свыше 20 тыс. шт.). Существенное место в программах производства обоих заводов занимает изготовление шасси: «камазовских» произведено в истекшем году в 4 раза больше, «уральских» – более чем вдвое. И это не случайно. Оба предприятия расширяют сотрудничество с другими российскими заводами по изготовлению специальной техники, в частности, для нефтегазового комплекса, дорожных строителей, коммунальных служб, а также автомобильной техники для пассажирских перевозок.

Фактически на прежнем уровне сохранили производство столичный ЗИЛ и ОАО «ГАЗ». Некоторое снижение выпуска малотоннажника ЗИЛ-5301 «Бычок» (на 5 – 6%) компенсируется увеличением производства карбюраторных (двигатель ЗИЛ-508.10) среднетоннажников серии ЗИЛ-43336. Их годовой выпуск составил около 7,5 тыс. штук (прирост 15%). Втрое увеличился выпуск большегрузов с ярославским двигателем ЯМЗ-236А, в том числе двухосного ЗИЛ-534330, трехосного ЗИЛ-6409. Однако существенной роли в общей программе завода выпуск этих машин (до 400 шт. в год) пока не играет.

На Горьковском автомобильном заводе несколько снизилось производство малотоннажников (ГАЗ-3302 «Газель» – на 3%, ГАЗ-2752 «Соболь» – на 8%), но выросло изготовление четырехтонников ГАЗ-3307 (до 6,5 тыс. шт., более чем на 10%) и ГАЗ-3308 «Садко» (в 3 раза). Новый грузовик повышенной проходимости (армейский вариант грузоподъемностью 2,3 т) может поставляться в Вооруженные Силы РФ на замену устаревшего ГАЗ-66.

По мнению специалистов, последние события, связанные с приобретением группой компаний «Русский алюминий» крупного пакета акций горьковского завода, могут радикально повлиять на положение лидера российского автопрома. При этом мнения несколько расходятся: оптимисты полагают, что установление фактического контроля над заводом со стороны «Русского алюминия» будет способствовать развитию производства. В качестве аргумента приводятся сообщения о достигнутой договоренности с Правительством РФ о реструктуризации долгов госбюджету (934 млн. руб.), о готовности Европейского банка реконструкции и развития к отсрочке долгов, а также о разрабатываемой перспективной концепции развития ОАО «ГАЗ».

Пессимисты в своих оценках делают акцент на потере самостоятельности одного из крупнейших российских предприятий автомобилестроения, уже возникших трудностях во взаимоотношениях с заводами-поставщиками, в том числе с Заволжским моторным заводом (как результат временная остановка конвейера ГАЗа в начале декабря).

Другой автозавод, АООТ «УАЗ», попавший под контроль крупнейшей в стране металлургической компании «Северосталь», сохранил выпуск грузовиков малой грузоподъемности на прежнем уровне в 20 тысяч. При этом несколько снизилось производство устаревших УАЗ-3303 (до 4 тыс. шт.) и выросло изготовление полноприводных фургонов УАЗ-3741 (до 4,5 тыс. шт.). Разработанная и принятая новым менеджментом программа предусматривает вывод предприятия из трудного экономического положения (долги составляют, по мнению специалистов, до 40 млн. долл.) путем снижения себестоимости производства и наращивания выпуска перспективных моделей.

Весьма успешно завершил год АО «Ижмаш-Авто», увеличив выпуск пикапов и фургонов на базе легкового автомобиля более чем на 30% (свыше 13 тыс. шт.). Несмотря на архаичность конструкции (Иж-2715, Иж-2717 выпускаются с середины 80-х годов) развозные фургончики пользуются спросом по всей стране. Кроме того, руководством завода предпринимаются попытки расширить экспорт своей продукции. Так, соглашение, подписанное с английской фирмой «Шейр Боннет проджектс», предусматривает поставки автотехники (до 1 500 пикапов Иж-27171 и 500 фургонов Иж-2717) в страны Африки. Основным преимуществом автомобилей из Ижевска остается низкая цена, а также надежность и простота обслуживания, что соответствует потребностям развивающихся стран.

Импорт грузовых автомобилей, согласно статистике Государственного таможенного комитета РФ, после августовского кризиса 1998 г. резко сократился. По данным представительств зарубежных фирм-производителей автотехники, импорт из дальнего зарубежья в 2000 г. не превысил 6 тыс. машин. При этом три четверти ввозимых автомобилей – подержанные. По грузоподъемности до 45% импорта составляют малотоннажники (до 3,5 т), около 16% – среднетоннажники (до 8 т) и около 40% – большегрузы (свыше 8 т). Наиболее крупными партиями поставлялись автомобили Tatra (самосвалы, тягачи, специальная автотехника), Volvo (седельные тягачи), Mercedes-Benz (развозные грузовики, фургоны). Из числа подержанных машин наибольшим спросом пользуются модели 1992 – 1995 гг. с пробегом до 500 тыс. км. Среди них преобладают Mercedes-Benz, Scania, Volvo, MAN, Iveco. Основная причина низкого спроса на современную импортную технику – ее высокая стоимость, определяемая не столько таможенной пошлиной (не она формирует уровень рыночных цен), сколько заводской ценой. Последняя превышает стоимость российского аналога (если их можно сравнивать!) в 3 – 4 раза.

В динамике рыночных цен на грузовые автомобили в течение 2000 г. преобладала тенденция их монотонного роста. Можно выделить три этапа в развитии ценовой ситуации: январь-февраль истекшего года – ежемесячный прирост рыночных цен составлял 3 – 4% (по отдельным моделям до 7%); более длительный весенне-летний период – замедление роста цен (1,5 – 2,5% ежемесячно) и начавшийся в сентябре третий – ускорение роста цен (2 – 3%, по отдельным маркам и моделям до 5%). В результате рыночные цены на отечественные грузовые автомобили за 2000 г. увеличились в 1,3 – 1,6 раза.

Наибольший прирост цен отмечен на автотехнику Горьковского автомобильного завода (индекс цен 1,5 – 1,6), наименьший – по автомобилям Уральского автозавода (1,25 – 1,3). Ускоренный рост цен, особенно в последние месяцы истекшего года, наблюдался на автомобили АМО ЗИЛ (годовой индекс 1,5 – 1,6). Заметно медленнее росли цены на машины Минского и Кременчугского заводов (индексы цен в интервале 1,2 – 1,3). Этот факт способствовал росту объемов их продаж.

В связи с ростом цен изменилась ценовая структура рынка грузовиков. Подавляющее число марок (моделей) автомобилей перешли в очередную, более дорогостоящую стоимостную нишу. В результате доля первой ниши (до 100 тыс. руб.) сократилась втрое (с 67 до 18%), а вес второй (от 100 до 150 тыс. руб.) вырос до 47%. Большегрузные КамАЗы перешли в пятую нишу (от 400 до 700 тыс. руб.), а «Уралы» уже выходят за ее границу. Основной причиной значительного роста цен на грузовые автомобили продолжает оставаться подорожание сырья, материалов, комплектующих изделий. Ощутимым очагом инфляции стала цепочка отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти.

По итогам года рост цен в нефтедобыче, переработке и нефтехимии значительно опережал уровень инфляции и прирост цен в машиностроении. Другой причиной смещения ценовой структуры автомобильного рынка в сторону удорожания является техническое совершенствование машин. В качестве основных направлений здесь можно выделить такие, как: развитие производства двигателей (ГАЗ-560 Steyr, ЯМЗ-7511, серия новых двигателей КамАЗ), совершенствование кузова (цельнометаллический, бескапотная кабина Iveco для Урал-6361, термокузова для малотоннажников), а также трансмиссии и ходовой части.

Что касается структуры продаж автомобилей по их грузоподъемности, то следует отметить некоторое снижение доли малотоннажников и рост продаж машин средней и большой грузоподъемности. Этот факт, видимо, не следует рассматривать как насыщение сегмента легких грузовиков и смещение спроса в сторону сегмента автомобилей средней и большой грузоподъемности. Причина некоторого изменения пропорций в продажах (по классам грузоподъемности) заключается в заметном приросте выпуска большегрузных автомобилей. Так, доля производства автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т увеличилась с 7,5 до 12%.

В целом нынешнее состояние российского автопрома и рынка грузовых автомобилей, а также наметившиеся тенденции их развития внушают определенный оптимизм и вселяют надежду на закрепление позитивных перемен.





В. Салыгин Основные Средства 01'2001 10 марта 2005

Комментарии (0)