Автоперевозки: как сберечь топливо

В. Мамедов

Совсем недавно цены на нефть на мировом рынке были низкими, и наше государство постепенно погружалось в долги. Теперь цены на нефть резко выросли, дела правительства улучшились. Однако транспортникам это принесло лишь новые проблемы: топливо подорожало не только за границей, но и внутри России. Вопрос его эффективного использования с каждым днем становится все более актуальным, причем не только в плане прямых затрат, но и по экологическим соображениям. Попробуем в нем разобраться, опираясь на материалы, предоставленные редакции компанией Volvo Trucks и базирующиеся на опыте эксплуатации магистральных автопоездов с тягачами компании на дорогах нашей страны.

Правильный выбор модели грузовика

Сегодня ведущие производители грузовиков стараются предложить перевозчикам автомобили для любых случаев жизни. В результате понятие «базовая модель» устарело, и чаще приходится говорить «модельный ряд». Так, Volvo Trucks только по мощности двигателя предлагает несколько разновидностей седельного тягача FH. Он может комплектоваться 300-, 340-, 380-, 420-, 470- и 520-сильным мотором. Плата и за недостаточную, и за избыточную мощность одна и та же: дополнительный расход топлива. Только современный компьютерный расчет позволяет оптимально выбрать характеристики дизеля в зависимости от тех маршрутов, на которых предстоит работать автомобилю. Делают это либо предварительно, либо непосредственно специалист представительства компании Volvo Trucks помогает в покупке, усаживаясь к компьютеру и расспрашивая потенциального покупателя о будущих нюансах работы машины.

Что же подразумевается под оптимальной энерговооруженностью автопоезда, расходующего минимальное количество топлива? Этот термин предусматривает, что при нормальной крейсерской скорости, двигаясь по равнине на высшей передаче, водитель легко может поддерживать частоту вращения коленвала двигателя в экономичном интервале, сохраняя резерв мощности для преодоления подъемов, порывов ветра и мест с повышенным сопротивлением качению колес.

Опыт показывает, что груженый автопоезд должен преодолевать на высшей передаче подъем от 1,2 до 1,5%. Хорошая энерговооруженность означает, что не менее 80% маршрута, проложенного по равнинной местности, тягач проходит на высшей передаче. При этом двигатель должен работать в диапазоне 1 400 – 1 500 об/мин. Меньшая энерговооруженность требует более частого переключения передач, обуславливает потерю скорости, что не способствует экономичности, а кроме того, чревата перерасходом топлива из-за неправильного выбора момента переключения передач.

При формировании и обновлении парка вам без сомнения поможет специалист представительства компании Volvo Trucks в России. Однако и в повседневной транспортной работе правильный подбор подвижного состава к условиям рейса позволяет сэкономить немалые деньги. Существуют ли здесь какие-либо правила? Заметим, что крупные предприятия могут приобрести программу MVC, ту самую, которую наша редакция использовала в рубрике «Виртуальный тест». Для более скромного бизнеса рискнем дать несколько рекомендаций, основывающихся все на том же «Виртуальном тесте». В условиях пригородного и междугороднего сообщения расход топлива очень мало зависит от мощности двигателя. При этом на пересеченной местности более мощные машины оказываются экономичнее. В городе же дополнительная мощность оборачивается солидным приростом потраченного топлива.

Согласно автомобильной науке, расход топлива определяется с одной стороны совершенством механизмов автомобиля – его двигателя, трансмиссии и шин, с другой – теми сопротивлениями, которые препятствуют движению автопоезда. Среди последних необходимо отметить сопротивление воздуха, сопротивление качению колес, инерцию машины. Остановимся на них подробнее.

Сопротивление воздуха – это одно из двух важнейших сопротивлений, на которые расходуется топливо при движении автопоезда по ровному, горизонтальному участку дороги. Оно заметно растет с увеличением скорости. Аэродинамически совершенный автопоезд – тот, который поток воздуха обтекает с минимальными завихрениями. Тягач с меньшей лобовой площадью и топлива расходует меньше, но он работает с полуприцепом. В последние годы эффективным средством снижения аэродинамического сопротивления стали спойлеры, или воздухоотражатели, устанавливаемые на крыше и боковинах кабины тягача. Они позволяют экономить до 10% топлива 40-тонному автопоезду, однако этого можно достичь, установив спойлер точно в соответствии с рекомендацией (важно расстояние от кабины тягача до прицепа, а также высота спойлера, нивелирующего перепад высот полуприцепа и кабины).

Сопротивление качению возникает между шиной и поверхностью дороги, и его уменьшение прямо пропорционально экономии топлива. Снижению расхода топлива способствуют: меньшее число шин и их большие размеры; бескамерные шины, имеющие больший срок службы и меньшее сопротивление качению. Важную роль играет рисунок протектора покрышек. Грубый рисунок протектора, большое число колес, колеса маленького размера, крайне низкий профиль шин увеличивают расход топлива. Любопытно, что комплект новых, еще не приработанных шин оказывает большее сопротивление качению, чем немного изношенных.

Наблюдайте за тахометром: оставайтесь в зеленом секторе и не прислушивайтесь к звуку двигателя. Используйте малые обороты двигателя – там заложена мощность.

Особо тщательно следует следить за давлением в шинах. Уменьшенное давление, кроме роста сопротивления качению, приводит еще к одной неприятности: их ресурс резко снижается. Как показывает практика, если давление в шинах составляет 80% нормы, ресурс шин также составит только 80%. Сокращают срок жизни покрышек перегрузка и высокая скорость движения.

О техническом обслуживании автомобилей

Для обеспечения безотказной и надежной работы тягача необходимо регулярно инспектировать его состояние и выполнять сервисные работы. Этим должен заниматься квалифицированный персонал на хорошо оснащенных пунктах.

Компания Volvo Trucks Corporation разработала компьютерную программу, позволяющую произвести расчет профилактического обслуживания автомобиля на любой промежуток времени, исходя из конкретных условий эксплуатации, а также учесть обязательное техническое обслуживание любого оборудования автомобиля. Руководитель транспортной фирмы и водитель грузовика теперь могут точно знать, когда и какие виды работ нужно проводить на машине, а также сколько придется заплатить за работу и материалы. Все это улучшает эффективность эксплуатации грузовика. По просьбе покупателя специалисты компании Volvo Trucks могут сделать необходимые расчеты. Кроме того, уже при покупке автопоезда покупатель получает расчеты проведения технического обслуживания как тягача, так и полуприцепа, что не мешает в дальнейшем корректировать этот план или рассчитывать новый, привлекая для этого специалиста шведской фирмы. Важно также отметить, что сегодня покупатель грузовика Volvo имеет возможность приобрести автомобиль, оплатив при этом работу по обязательному техническому обслуживанию на выбранный период времени. Этот вид услуг называется «договором на профилактическое обслуживание», который позволяет покупателю спланировать сервис и сконцентрироваться только на своей транспортной деятельности.

Особое значение для экономичной и долговечной эксплуатации имеют сорта масел, которым заправляют двигатель и картера агрегатов трансмиссии. У каждой фирмы на этот счет есть свои, строгие рекомендации.

О ежедневно меняющихся факторах

На крутых подъемах используйте весь диапазон числа оборотов, переключайте полными ступенями.

Сопротивление качению тесно связано с полной массой автопоезда и может меняться день ото дня, вызывая значительные колебания расхода топлива. При увеличении массы груза, например, на 5 тонн, следует ожидать повышения расхода топлива на 5 – 6%. Потребление горючего увеличивается на мокром асфальте по сравнению с сухим, или на дороге, покрытой тонким слоем снега. Холодная погода означает, что трение увеличивается и всем подвижным частям требуется больше времени для достижения рабочей температуры. Бывает, что в особо холодных условиях некоторые детали так и не нагреваются за рабочую смену до нормальной температуры, что является еще одной причиной повышенного расхода топлива.

Идеальная погода во время рейса – скорее исключение из правила, чем обычное явление. Сильный встречный и особенно боковой ветер могут значительно увеличить сопротивление воздуха и расход топлива. Следует отметить также, что расход топлива заметно возрастает, если водитель продолжает поддерживать высокую крейсерскую скорость при сильном встречном ветре.

При эксплуатации машин в холмистой местности двигатель, как правило, чаще работает на предельных режимах, что неблагополучно отражается на экономичности перевозок. Поэтому опытные водители прикидывают: а не выбрать ли иной, пусть более длинный путь по равнине. И чаще всего, они оказываются правы.

На подъемах выбирайте передачу, дающую малое число оборотов коленчатого вала.

На потреблении горючего сказывается также обстановка на дороге и стиль вождения. Все изменения скорости автомобиля и частоты вращения коленвала двигателя увеличивают расход топлива, так как вращающиеся части после замедления и при ускорении нужно дополнительно «раскручивать», преодолевая их инерцию, на что требуются дополнительные литры топлива.

Советы водителям

Как водителю экономично и в то же время эффективно перевозить грузы? Двигатели современных тягачей сконструированы для работы на малых оборотах и поэтому имеют высокую экономичность в широком скоростном диапазоне. Зеленый «экономичный» сектор тахометра указывает, где мотор наилучшим образом использует энергию топлива. Основное правило для водителя состоит в том, чтобы как можно дольше удерживать стрелку тахометра в этом секторе. К использованию предельных технических возможностей в принципе следует прибегать только при ускорении автопоезда и преодолении подъемов.

Отличным средством наблюдения за расходом топлива на современных тягачах является информационная система с бортовым компьютером, фиксирующая влияние стиля вождения и различных условий движения на экономичность. При трогании с места или разгоне следует быстрее достигать крейсерской скорости. В диапазоне низших передач можно и нужно выходить из «зеленого» сектора тахометра, используя повышенную частоту вращения коленчатого вала. Для быстрейшего достижения крейсерской скорости рекомендуется пропускать одну или две передачи – как показывает практика, это дает положительный эффект.

Большое значение имеет грамотное использование круиз-контроля, к слову, входящего на всех грузовиках Volvo в стандартную комплектацию. Круиз-контроль наиболее эффективен на равнинных дорогах при движении на высшей передаче. Крейсерскую скорость важно установить несколько ниже точки включения ограничителя скорости, чтобы избежать повторных, требующих дополнительного топлива, смен частоты вращения коленвала двигателя.

В холмистой местности круиз-контроль следует отключать. Хороший водитель заранее видит следующий участок пути и выбирает соответствующий стиль вождения. Электронная система начнет реагировать лишь тогда, когда машина потеряет скорость и «потребует» более низкой передачи.

Преодоление подъемов требует если не особого искусства, то, по меньшей мере, специальных навыков вождения. Перед подъемом следует увеличить подачу топлива – повысить скорость. Нежелательно переключаться на низкую передачу, как только сопротивление движению начнет увеличиваться. Нужно до конца использовать крутящий момент двигателя на пониженной частоте вращения коленвала в диапазоне топливной экономичности! Пусть даже скорость движения из-за этого окажется несколько ниже. Если на высшей передаче подъем не преодолеть, переключаться приходится, однако при этом следует помнить, что лишнее переключение – это всегда потеря топлива.

Для экономии топлива вершину подъема можно преодолевать накатом, используя инерцию автопоезда, конечно же, если за подъемом следует спуск. Перед вершиной холма ослабьте нажатие на педаль акселератора, и пусть машина движется по инерции. Не увеличивайте подачу топлива на вершине или на спуске – пусть автомобиль сам наберет скорость.

Регулятор давления на выхлопе и моторный тормоз грузовиков Volvo дают возможность эффективно гасить скорость двигателем, и важно уметь ими пользоваться. Они включаются автоматически при отпущенной педали акселератора, если не выключены переключателем на панели приборов. Нажатие на педаль акселератора выключит регулятор давления и моторный тормоз, но лучше пользоваться для этого переключателем.

Для экономичных перевозок важны такие качества водителя, как предусмотрительность и мягкость действий. Агрессивный стиль вождения сильно увеличивает расход топлива и к тому же, ускоряет износ шин и тормозных накладок. Во время движения нужно стараться смотреть на шаг вперед, тем самым, уменьшая необходимость в частых неоправданных торможениях и ускорениях.


В. Мамедов Основные Средства 01'2001 10 марта 2005

Комментарии (0)