1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Из истории создания гидравлических молотов
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Ремонтопригодность экскаваторов
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители

На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В течение III квартала рынок грузовых автомобилей вновь несколько оживился. В целом он характеризовался незначительным увеличением спроса и заметным ростом рыночных цен. Это объясняется воздействием ряда факторов и, прежде всего, повышением экономической активности. По данным Института экономики переходного периода, ситуация в промышленности улучшилась. В июле темпы роста платежеспособного спроса заметно увеличились, бартерные сделки продолжали сокращаться. Наиболее интенсивно объемы реализации за деньги росли в строительной индустрии, нефтехимии, на предприятиях энергетики. Увеличению продаж автотранспортной техники способствовали осенняя активизация сельхозяйственных работ, а также связанный с ней рост интенсивности перевозок.

Что касается собственно автомобильной промышленности, то она сохранила положительную динамику выпуска грузовых автомобилей. По данным ОАО «АСМ-холдинг», за I полугодие предприятия России произвели 93 387 грузовых автомобилей, т.е. прирост к соответствующему периоду прошлого года составил более 10%.
Наиболее высокие темпы роста производства по-прежнему сохраняют заводы-продуценты большегрузных машин: ОАО «КамАЗ», АО «УралАЗ».

Челнинский завод увеличил выпуск грузовых автомобилей на 65,9% и выпустил в I полугодии более 10 тыс. большегрузов. Видимо, в настоящее время руководство завода считает основной задачей наращивание производства (по плану 2000 года – до 20 тыс. машин) для увеличения объема продаж и улучшения финансового положения предприятия. В условиях, когда полученная прибыль в первую очередь направляется на выплату заработной платы (в полном объеме и деньгами), на осуществление текущих платежей в бюджеты города, республики и федерации, ожидать сколько-нибудь значительных технических новинок преждевременно. Тем не менее, долгосрочным бизнес-планом (до 2005 года) предусмотрены существенное расширение модельного ряда, увеличение ежегодного выпуска до 25 тыс. грузовых автомобилей, диверсификация производства (в том числе за счет производства автобусов и шасси для них, а также спецнадстроек к автомобилям) и значительное увеличение продаж запасных частей.

В ближайшей перспективе (до конца текущего года) намечен выпуск опытно-промышленной партии тяжелых самосвалов КамАЗ-6520 грузоподъемностью 20 тонн и других машин этого семейства с осевой нагрузкой 10 – 13 тонн. Слабым местом в конструкции «КамАЗов» остаются силовые агрегаты – 260 л.с. явно маловато для современных большегрузов. Лишь по завершении монтажа и после пуска современного оборудования (по кредиту японского «Эксимбанка») завод сможет перейти к производству уже сертифицированных двигателей мощностью до 360 л.с., удовлетворяющих требованиям Euro-2.

Уральский автомобильный завод увеличил производство грузовых автомобилей в I полугодии в 1,8 раза (выпущено более 4 тыс. шт.), при этом в 2,4 раза вырос выпуск самосвалов (свыше 900 шт.). Новинок у «УралАЗ» также немного: до конца года завод планирует производство опытно-промышленной партии Урал-6361 и Урал-5323-21 (кабины производства СП «IVECO-УралАЗ», двигатели либо отечественные – Ярославского или Челнинского заводов, либо германский «Дойтц»).

Столичный ЗИЛ увеличил выпуск грузовых автомобилей на 10%, за I полугодие произведено более 10 тыс. шт. При этом особое внимание обращается на увеличение производства машин с дизельными двигателями: выпуск автомобилей с двигателем ЯМЗ-236А вырос на 50%, ЗИЛ-645 – на 52,9%. Однако основной прирост (более 900 шт.) по-прежнему дают автомобили ЗИЛ-43336 с бензиновым двигателем. Об очевидном стремлении АМО ЗИЛ максимально расширить моторную гамму для выпускаемых автомобилей свидетельствует оснащение среднетоннажника ЗИЛ-4331 новым дизелем Минского моторного завода Д-245.9 (136 л.с., с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха) и разработкой Уральского автомоторного завода – дизелем ЗИЛ-0550.40 (180 л.с., также с турбонаддувом и промежуточным охлаждением).

Растет производство Горьковского автомобильного завода, в том числе за счет увеличения выпуска среднетоннажников – ГАЗ-3307 (в 1,26 раза) и ГАЗ-3308. Всего за I полугодие изготовлено более 58 тысяч грузовых автомобилей. ОАО «ГАЗ» остается лидером по выпуску коммерческих автомобилей. Его доля на российском рынке грузовиков составляет 62%, а по автобусам и легким грузовикам – 32%.

В IV квартале завод планирует завершить подготовку производства полноприводных автомобилей-пикапов ГАЗ-2308 «Атаман» (грузоподъемность 800 кг; двигатель либо бензиновый ЗМЗ-4063, 126 л.с., либо дизельный лицензионный ГАЗ-560, 95 л.с.), а в конце года товарные автомобили могут поступить в продажу. Развертываемые мощности рассчитаны на производство 1 000 машин в год. При наличии спроса объем выпуска может быть скорректирован в сторону увеличения.

Новые автомобили с дизельным двигателем в основном предназначены на экспорт. По оптимистическим прогнозам службы маркетинга, экспорт, в первую очередь в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, может составить до нескольких тысяч пикапов. Считается, что «Атаман» окажется весьма конкурентоспособным, поскольку его цена будет существенно (на 20% и более) ниже зарубежных аналогов.

Преимущественно на экспорт идут и «Газели» с лицензионным дизелем «Штайер» (упомянутый выше ГАЗ-560), так как их цена на внутреннем рынке вдвое выше «Газели» с традиционным отечественным ЗМЗ-406 и спрос на них незначительный. Новая модель грузовика повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» пока существенным спросом не пользуется: армейский вариант (грузоподъемность 2,3 т) в силу ограниченности закупок Вооруженными Силами РФ, а коммерческие (грузоподъемность 2 и 4 т) – в виду отсутствия необходимых средств у сельскохозяйственных предприятий.

Любопытная ситуация складывается в секторе особо легких грузовых автомобилей – спрос на них по-прежнему достаточно высок. Но успехи заводов-производителей здесь разные. Если АО «Ижмаш-Авто» вдвое увеличило выпуск своих далеко не новых фургончиков (Иж-2715 и Иж-2717 образца середины 80-х) и АО «АвтоВАЗ» наращивает выпуск ВИС-2345 (на базе ВАЗ-2105), то АООТ «УАЗ» не удается сохранить уровень производства – за I полугодие снижение выпуска составило 8,3%. Причина, видимо, заключается в том, что конструктивно устаревшие «уазики» вагонной компоновки пережили все мыслимые «жизненные циклы», а их замена на новое семейство слишком затягивается.

Начало серийного производства новой базовой модели – мини-вэна УАЗ-3165 «Симба», планируется лишь на 2002-2003 годы. Новый модельный ряд будет включать однотонный грузовик УАЗ-2365 с бортовой платформой и цельнометаллический фургон УАЗ-2772. Свои надежды завод во многом связывает с госзаказом, прежде всего с поставками автотехники Минобороны РФ (в частности на текущий год подписан контракт на поставку автомобилей на сумму в 42 млн.руб. и запчастей – на 13 млн. руб.).

В целом российский рынок грузовых автомобилей можно считать достаточно насыщенным. Об этом свидетельствует уровень продаж по отношению к объему производства – в I полугодии он составил, по данным «АСМ-холдинг», 98,7%. За этот срок в стране было продано свыше 92 тысяч грузовых автомобилей (темп продаж 107,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в течение III квартала текущего года характеризовалась очевидным ускорением их роста. Летнее затишье, когда рост цен для подавляющего большинства моделей (марок) не превышал 1 – 2%, сменилось заметным ускорением. В августе прирост рыночных цен составлял 2 – 3% (по отдельным моделям до 4 – 5%), в сентябре темпы роста цен продолжали расти. Наибольший рост наблюдался по продукции Минского автомобильного завода (5 – 8%) и АМО ЗИЛ (4 – 6%). Несколько меньшими темпами росли цены на автомобили Челнинского и Кременчугского заводов (3 – 5%). Незначительным оставался прирост цен лишь на «Уралы» (1 – 1,5%).

Ускорение роста рыночных цен на грузовые автомобили явилось следствием неоднократного повышения заводами отпускных цен. Так, с 1 сентября в среднем на 5% повышены заводские цены ОАО «КамАЗ» и АМО ЗИЛ, на 3 – 5% (в зависимости от модели) ПО «АвтоКрАЗ». Дважды (в августе и сентябре) повышались отпускные цены на продукцию ОАО «ГАЗ. Предприятия автомобильной промышленности вынуждены повышать цены на готовую продукцию ввиду продолжающегося роста цен на сырьевые материалы, в том числе на алюминий, металлопрокат, пластмассы и другие материалы, являющиеся основой для производства комплектующих и собственно автомобилей.

По данным Госкомстата РФ, цены выросли (по сравнению с уровнем августа 1998 года): на алюминий – в 4 раза; цветной прокат – в 3,5; черный прокат – 2,5 – 3,5; продукцию химической промышленности – в 2,5 раза. В условиях нынешней ценовой практики большинство российских автозаводов работает с рентабельностью, близкой к нулю, и ожидать от них снижения себестоимости производимой продукции и отпускных цен было бы наивным.

С другой стороны, если верить российской статистике, положение в промышленности и в целом в экономике весьма обнадеживающее: ВВП за I полугодие вырос на 7,2%, промышленное производство – на 10%, инвестиции – более чем на 16%. По мнению оптимистов, можно ожидать дальнейшего оживления российской экономики, что должно способствовать снятию спросовых ограничений, в том числе и на рынке грузовых автомобилей.

Что касается рыночных цен, то в ближайшие 1,5 – 2 месяца можно ожидать замедления темпов их роста (до 2 – 3% ежемесячно). Говорить о реальных предпосылках стабилизации ценовой ситуации, по-видимому, пока преждевременно.


В. Салыгин Основные Средства 10'2000 22 июня 2005

Комментарии (0)