На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В течение III квартала рынок грузовых автомобилей вновь несколько оживился. В целом он характеризовался незначительным увеличением спроса и заметным ростом рыночных цен. Это объясняется воздействием ряда факторов и, прежде всего, повышением экономической активности. По данным Института экономики переходного периода, ситуация в промышленности улучшилась. В июле темпы роста платежеспособного спроса заметно увеличились, бартерные сделки продолжали сокращаться. Наиболее интенсивно объемы реализации за деньги росли в строительной индустрии, нефтехимии, на предприятиях энергетики. Увеличению продаж автотранспортной техники способствовали осенняя активизация сельхозяйственных работ, а также связанный с ней рост интенсивности перевозок.

Что касается собственно автомобильной промышленности, то она сохранила положительную динамику выпуска грузовых автомобилей. По данным ОАО «АСМ-холдинг», за I полугодие предприятия России произвели 93 387 грузовых автомобилей, т.е. прирост к соответствующему периоду прошлого года составил более 10%.
Наиболее высокие темпы роста производства по-прежнему сохраняют заводы-продуценты большегрузных машин: ОАО «КамАЗ», АО «УралАЗ».

Челнинский завод увеличил выпуск грузовых автомобилей на 65,9% и выпустил в I полугодии более 10 тыс. большегрузов. Видимо, в настоящее время руководство завода считает основной задачей наращивание производства (по плану 2000 года – до 20 тыс. машин) для увеличения объема продаж и улучшения финансового положения предприятия. В условиях, когда полученная прибыль в первую очередь направляется на выплату заработной платы (в полном объеме и деньгами), на осуществление текущих платежей в бюджеты города, республики и федерации, ожидать сколько-нибудь значительных технических новинок преждевременно. Тем не менее, долгосрочным бизнес-планом (до 2005 года) предусмотрены существенное расширение модельного ряда, увеличение ежегодного выпуска до 25 тыс. грузовых автомобилей, диверсификация производства (в том числе за счет производства автобусов и шасси для них, а также спецнадстроек к автомобилям) и значительное увеличение продаж запасных частей.

В ближайшей перспективе (до конца текущего года) намечен выпуск опытно-промышленной партии тяжелых самосвалов КамАЗ-6520 грузоподъемностью 20 тонн и других машин этого семейства с осевой нагрузкой 10 – 13 тонн. Слабым местом в конструкции «КамАЗов» остаются силовые агрегаты – 260 л.с. явно маловато для современных большегрузов. Лишь по завершении монтажа и после пуска современного оборудования (по кредиту японского «Эксимбанка») завод сможет перейти к производству уже сертифицированных двигателей мощностью до 360 л.с., удовлетворяющих требованиям Euro-2.

Уральский автомобильный завод увеличил производство грузовых автомобилей в I полугодии в 1,8 раза (выпущено более 4 тыс. шт.), при этом в 2,4 раза вырос выпуск самосвалов (свыше 900 шт.). Новинок у «УралАЗ» также немного: до конца года завод планирует производство опытно-промышленной партии Урал-6361 и Урал-5323-21 (кабины производства СП «IVECO-УралАЗ», двигатели либо отечественные – Ярославского или Челнинского заводов, либо германский «Дойтц»).

Столичный ЗИЛ увеличил выпуск грузовых автомобилей на 10%, за I полугодие произведено более 10 тыс. шт. При этом особое внимание обращается на увеличение производства машин с дизельными двигателями: выпуск автомобилей с двигателем ЯМЗ-236А вырос на 50%, ЗИЛ-645 – на 52,9%. Однако основной прирост (более 900 шт.) по-прежнему дают автомобили ЗИЛ-43336 с бензиновым двигателем. Об очевидном стремлении АМО ЗИЛ максимально расширить моторную гамму для выпускаемых автомобилей свидетельствует оснащение среднетоннажника ЗИЛ-4331 новым дизелем Минского моторного завода Д-245.9 (136 л.с., с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха) и разработкой Уральского автомоторного завода – дизелем ЗИЛ-0550.40 (180 л.с., также с турбонаддувом и промежуточным охлаждением).

Растет производство Горьковского автомобильного завода, в том числе за счет увеличения выпуска среднетоннажников – ГАЗ-3307 (в 1,26 раза) и ГАЗ-3308. Всего за I полугодие изготовлено более 58 тысяч грузовых автомобилей. ОАО «ГАЗ» остается лидером по выпуску коммерческих автомобилей. Его доля на российском рынке грузовиков составляет 62%, а по автобусам и легким грузовикам – 32%.

В IV квартале завод планирует завершить подготовку производства полноприводных автомобилей-пикапов ГАЗ-2308 «Атаман» (грузоподъемность 800 кг; двигатель либо бензиновый ЗМЗ-4063, 126 л.с., либо дизельный лицензионный ГАЗ-560, 95 л.с.), а в конце года товарные автомобили могут поступить в продажу. Развертываемые мощности рассчитаны на производство 1 000 машин в год. При наличии спроса объем выпуска может быть скорректирован в сторону увеличения.

Новые автомобили с дизельным двигателем в основном предназначены на экспорт. По оптимистическим прогнозам службы маркетинга, экспорт, в первую очередь в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, может составить до нескольких тысяч пикапов. Считается, что «Атаман» окажется весьма конкурентоспособным, поскольку его цена будет существенно (на 20% и более) ниже зарубежных аналогов.

Преимущественно на экспорт идут и «Газели» с лицензионным дизелем «Штайер» (упомянутый выше ГАЗ-560), так как их цена на внутреннем рынке вдвое выше «Газели» с традиционным отечественным ЗМЗ-406 и спрос на них незначительный. Новая модель грузовика повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» пока существенным спросом не пользуется: армейский вариант (грузоподъемность 2,3 т) в силу ограниченности закупок Вооруженными Силами РФ, а коммерческие (грузоподъемность 2 и 4 т) – в виду отсутствия необходимых средств у сельскохозяйственных предприятий.

Любопытная ситуация складывается в секторе особо легких грузовых автомобилей – спрос на них по-прежнему достаточно высок. Но успехи заводов-производителей здесь разные. Если АО «Ижмаш-Авто» вдвое увеличило выпуск своих далеко не новых фургончиков (Иж-2715 и Иж-2717 образца середины 80-х) и АО «АвтоВАЗ» наращивает выпуск ВИС-2345 (на базе ВАЗ-2105), то АООТ «УАЗ» не удается сохранить уровень производства – за I полугодие снижение выпуска составило 8,3%. Причина, видимо, заключается в том, что конструктивно устаревшие «уазики» вагонной компоновки пережили все мыслимые «жизненные циклы», а их замена на новое семейство слишком затягивается.

Начало серийного производства новой базовой модели – мини-вэна УАЗ-3165 «Симба», планируется лишь на 2002-2003 годы. Новый модельный ряд будет включать однотонный грузовик УАЗ-2365 с бортовой платформой и цельнометаллический фургон УАЗ-2772. Свои надежды завод во многом связывает с госзаказом, прежде всего с поставками автотехники Минобороны РФ (в частности на текущий год подписан контракт на поставку автомобилей на сумму в 42 млн.руб. и запчастей – на 13 млн. руб.).

В целом российский рынок грузовых автомобилей можно считать достаточно насыщенным. Об этом свидетельствует уровень продаж по отношению к объему производства – в I полугодии он составил, по данным «АСМ-холдинг», 98,7%. За этот срок в стране было продано свыше 92 тысяч грузовых автомобилей (темп продаж 107,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в течение III квартала текущего года характеризовалась очевидным ускорением их роста. Летнее затишье, когда рост цен для подавляющего большинства моделей (марок) не превышал 1 – 2%, сменилось заметным ускорением. В августе прирост рыночных цен составлял 2 – 3% (по отдельным моделям до 4 – 5%), в сентябре темпы роста цен продолжали расти. Наибольший рост наблюдался по продукции Минского автомобильного завода (5 – 8%) и АМО ЗИЛ (4 – 6%). Несколько меньшими темпами росли цены на автомобили Челнинского и Кременчугского заводов (3 – 5%). Незначительным оставался прирост цен лишь на «Уралы» (1 – 1,5%).

Ускорение роста рыночных цен на грузовые автомобили явилось следствием неоднократного повышения заводами отпускных цен. Так, с 1 сентября в среднем на 5% повышены заводские цены ОАО «КамАЗ» и АМО ЗИЛ, на 3 – 5% (в зависимости от модели) ПО «АвтоКрАЗ». Дважды (в августе и сентябре) повышались отпускные цены на продукцию ОАО «ГАЗ. Предприятия автомобильной промышленности вынуждены повышать цены на готовую продукцию ввиду продолжающегося роста цен на сырьевые материалы, в том числе на алюминий, металлопрокат, пластмассы и другие материалы, являющиеся основой для производства комплектующих и собственно автомобилей.

По данным Госкомстата РФ, цены выросли (по сравнению с уровнем августа 1998 года): на алюминий – в 4 раза; цветной прокат – в 3,5; черный прокат – 2,5 – 3,5; продукцию химической промышленности – в 2,5 раза. В условиях нынешней ценовой практики большинство российских автозаводов работает с рентабельностью, близкой к нулю, и ожидать от них снижения себестоимости производимой продукции и отпускных цен было бы наивным.

С другой стороны, если верить российской статистике, положение в промышленности и в целом в экономике весьма обнадеживающее: ВВП за I полугодие вырос на 7,2%, промышленное производство – на 10%, инвестиции – более чем на 16%. По мнению оптимистов, можно ожидать дальнейшего оживления российской экономики, что должно способствовать снятию спросовых ограничений, в том числе и на рынке грузовых автомобилей.

Что касается рыночных цен, то в ближайшие 1,5 – 2 месяца можно ожидать замедления темпов их роста (до 2 – 3% ежемесячно). Говорить о реальных предпосылках стабилизации ценовой ситуации, по-видимому, пока преждевременно.