Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин

Рынок основных нефтепродуктов

А. Рикошинский

Самым большим китом, держащим российскую экономику, является топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Его продукция составляет 20% от всей произведенной в стране и больше половины объема российского экспорта.

В настоящее время отрасли ТЭК находятся в стадии динамического роста. Показатели работы практически для всех их в 2000 году улучшаются: индекс производства продукции по комплексу в целом в I полугодии составил 103,2% к уровню аналогичного периода 1999 года, 103,6% – к уровню 98-го и 102,8% – к уровню 97-го. За семь месяцев нынешнего года в России добыто 184,5 млн. тонн нефти с газовым конденсатом, что на 8,3 млн. тонн (4,7%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Важнейшая составляющая ТЭК – нефтеперерабатывающая промышленность, сырьевой основой которой является нефтедобывающая отрасль. В настоящее время добычу нефти ведут 12 компаний, 110 самостоятельных акционерных обществ нефтяной (включая малые предприятия) и 10 предприятий газовой промышленности и геологической разведки недр. Этими организациями в I полугодии было добыто 152 млн. тонн (104,5% к уровню I полугодия 1999 года). Более 90% суммарного прироста – 6 млн. тонн – было получено в результате ввода в эксплуатацию ранее простаивавших скважин.

Более половины – около 55% – нефти и газового конденсата, добытых в РФ, перерабатываются внутри страны. Переработкой нефти заняты 29 предприятий и организаций, в том числе 10 компаний с вертикально-интегрированной структурой, охватывающих всю технологическую цепочку – от добычи нефти до розничной реализации нефтепродуктов.

По состоянию на 1 августа в этом году на переработку уже поставлено 103,3 млн. тонн нефтяного сырья. К аналогичному периоду 1999 года поставки нефти на перерабатывающие заводы увеличились на 6,7 млн. тонн (рост 6,9%). При этом производство основных видов нефтепродуктов за 7 месяцев этого года оказалось выше, чем за тот же период прошлого на 403 тыс. тонн. В частности, производство автомобильных бензинов увеличилось на 6%, дизельного топлива – на 8, топочного мазута – на 3%.

Произошло не просто количественное увеличение объемов переработки, но и ее качественное улучшение. Возросло производство нефтепродуктов с использованием углубляющих технологий: термического крекинга – на 14,5%, каталитического крекинга – на 10,6%, гидрокрекинга – в 2,9 раза. При этом глубина переработки сырья возросла с 69,5% в I полугодии 99-го до 70,1% в I полугодии этого года.

Такое хорошее положение в нефтяной отрасли объясняется, прежде всего, благоприятной конъюнктурой мировых рынков нефти и нефтепродуктов.

В производстве и реализации нефтепродуктов на внутреннем российском рынке в этом году сохранились тенденции, сложившиеся в прошлые два года. На конъюнктуре рынка нефтепродуктов отразились как общее улучшение состояния российской экономики (в том числе увеличение объема перевозок), так и традиционное влияние сезонных колебаний. В I полугодии 2000 года (по сравнению с I полугодием 99-го) было реализовано: автомобильного бензина – 105,1%, дизельного топлива – 111,1, топочного мазута – 102,1%.

Наиболее крупные производители нефтепродуктов – Башкирская и Самарская группы нефтеперерабатывающих заводов, которые выпускают от общероссийского объема производства, соответственно:

– автомобильного бензина – 17 и 12%;

– дизельного топлива – 16 и 11%;

– топочного мазута – 15 и 11%.

Если импорт нефтепродуктов практически отсутствует, то их экспорт продолжает оставаться весьма существенным. В прошлом году его доля в производстве составила: дизельного топлива – 48%, топочного мазута – 42,7, автомобильного бензина – 7,2%. Во II квартале этого года за границу вывозилось 13% произведенного автомобильного бензина, 35% дизельного топлива и 53% топочного мазута. По итогам I полугодия Россия экспортировала нефтепродукты на сумму 4 493,96 млн. долл., что в 2,2 раза больше показателей аналогичного периода прошлого года. Экспорт моторных бензинов различных марок составил 1 932,0 тыс. тонн, дизельного топлива – 12 631,4, мазута – 11 196,3 и масел – около 359,87 тыс. тонн.

За прошедшее полугодие Россия поставила бензина: в Латвию – 470,5 тыс. тонн, в Нидерланды – около 259,19 тыс. тонн, дизельного топлива: в Великобританию – порядка 1461,5 тыс. тонн, в Нидерланды – 1393,6 тыс. тонн, а масел в Польшу и Казахстан – соответственно 92,9 и 72,16 тыс. тонн.

Экспорту нефтепродуктов способствует в настоящее время конъюнктура мирового рынка, что находит свое отражение в росте экспортных цен. А сдерживает рост экспорта нефтепродуктов, кроме таможенных налогов и квот, их качество, зачастую не соответствующее мировым стандартам.

Важнейшим элементом рыночного механизма и одновременно индикатором его состояния являются цены. Сложившийся на конец июня 2000 года уровень цен приобретения нефтепродуктов промышленными организациями и их соотношение с ценами производителей мы приводим в таблице. По автомобильному бензину и дизельному топливу наблюдается существенный разрыв по этим параметрам, а по мазуту он значительно меньше, что можно объяснить различной платежеспособностью потребителей этих нефтепродуктов.

Рост цен производителей в нефтеперерабатывающей промышленности в целом составил в июне 2000 года по сравнению с декабрем 99-го 107,3%, а индексы цен на отдельные нефтепродукты приведены в таблице.

Инфляция за этот период составила 109,5%, т.е. рост цен производителей на дизельное топливо и топочный мазут опережал инфляцию, а рост цены на автомобильный бензин от нее отставал.

Представляет интерес сравнение цен на нефтепродукты и сырую нефть. В июне 2000 года сложились следующие соотношения средних цен производителей с ценой на нефть (средняя цена нефти в июне составила 1 204 рублей за тонну): автомобильный бензин – 356,4%, дизельное топливо – 322,7, топочный мазут – 116,3%.

Из анализа контрактных цен становится очевидна эффективность экспорта нефтепродуктов: по результатам II квартала 2000 года сложились следующие соотношения между экспортной контрактной ценой в страны дальнего зарубежья и ценой производителей: по автомобильному бензину – 1,5, по дизельному топливу – 1,5, по топочному мазуту – 2,1.

Однако и на внутреннем российском рынке наблюдается существенная дифференциация цен. Разброс средних цен производителей по регионам за I полугодие составил: по автомобильным бензинам – 1,78, по дизельному топливу – 2,13, по топочному мазуту – 2,34.

Поэтому как для закупок, так и для реализации нефтепродуктов внутри страны большое значение имеет выбор региона с учетом транспортных затрат.

Приводим также потребительские цены и цены производителей на автомобильные бензины, сложившиеся в середине II квартала по некоторым городам России.

В заключение отметим, что, по крайней мере, до конца года можно достаточно уверенно прогнозировать продолжение действия таких общеэкономических факторов, как благоприятная для производителей конъюнктура мировых рынков и позитивные тенденции в российской экономике. Это будет способствовать продолжению развития рынка нефтепродуктов.



А. Рикошинский Основные Средства 09'2000 15 июня 2005

Комментарии (0)