Рынок основных нефтепродуктов

А. Рикошинский

Самым большим китом, держащим российскую экономику, является топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Его продукция составляет 20% от всей произведенной в стране и больше половины объема российского экспорта.

В настоящее время отрасли ТЭК находятся в стадии динамического роста. Показатели работы практически для всех их в 2000 году улучшаются: индекс производства продукции по комплексу в целом в I полугодии составил 103,2% к уровню аналогичного периода 1999 года, 103,6% – к уровню 98-го и 102,8% – к уровню 97-го. За семь месяцев нынешнего года в России добыто 184,5 млн. тонн нефти с газовым конденсатом, что на 8,3 млн. тонн (4,7%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Важнейшая составляющая ТЭК – нефтеперерабатывающая промышленность, сырьевой основой которой является нефтедобывающая отрасль. В настоящее время добычу нефти ведут 12 компаний, 110 самостоятельных акционерных обществ нефтяной (включая малые предприятия) и 10 предприятий газовой промышленности и геологической разведки недр. Этими организациями в I полугодии было добыто 152 млн. тонн (104,5% к уровню I полугодия 1999 года). Более 90% суммарного прироста – 6 млн. тонн – было получено в результате ввода в эксплуатацию ранее простаивавших скважин.

Более половины – около 55% – нефти и газового конденсата, добытых в РФ, перерабатываются внутри страны. Переработкой нефти заняты 29 предприятий и организаций, в том числе 10 компаний с вертикально-интегрированной структурой, охватывающих всю технологическую цепочку – от добычи нефти до розничной реализации нефтепродуктов.

По состоянию на 1 августа в этом году на переработку уже поставлено 103,3 млн. тонн нефтяного сырья. К аналогичному периоду 1999 года поставки нефти на перерабатывающие заводы увеличились на 6,7 млн. тонн (рост 6,9%). При этом производство основных видов нефтепродуктов за 7 месяцев этого года оказалось выше, чем за тот же период прошлого на 403 тыс. тонн. В частности, производство автомобильных бензинов увеличилось на 6%, дизельного топлива – на 8, топочного мазута – на 3%.

Произошло не просто количественное увеличение объемов переработки, но и ее качественное улучшение. Возросло производство нефтепродуктов с использованием углубляющих технологий: термического крекинга – на 14,5%, каталитического крекинга – на 10,6%, гидрокрекинга – в 2,9 раза. При этом глубина переработки сырья возросла с 69,5% в I полугодии 99-го до 70,1% в I полугодии этого года.

Такое хорошее положение в нефтяной отрасли объясняется, прежде всего, благоприятной конъюнктурой мировых рынков нефти и нефтепродуктов.

В производстве и реализации нефтепродуктов на внутреннем российском рынке в этом году сохранились тенденции, сложившиеся в прошлые два года. На конъюнктуре рынка нефтепродуктов отразились как общее улучшение состояния российской экономики (в том числе увеличение объема перевозок), так и традиционное влияние сезонных колебаний. В I полугодии 2000 года (по сравнению с I полугодием 99-го) было реализовано: автомобильного бензина – 105,1%, дизельного топлива – 111,1, топочного мазута – 102,1%.

Наиболее крупные производители нефтепродуктов – Башкирская и Самарская группы нефтеперерабатывающих заводов, которые выпускают от общероссийского объема производства, соответственно:

– автомобильного бензина – 17 и 12%;

– дизельного топлива – 16 и 11%;

– топочного мазута – 15 и 11%.

Если импорт нефтепродуктов практически отсутствует, то их экспорт продолжает оставаться весьма существенным. В прошлом году его доля в производстве составила: дизельного топлива – 48%, топочного мазута – 42,7, автомобильного бензина – 7,2%. Во II квартале этого года за границу вывозилось 13% произведенного автомобильного бензина, 35% дизельного топлива и 53% топочного мазута. По итогам I полугодия Россия экспортировала нефтепродукты на сумму 4 493,96 млн. долл., что в 2,2 раза больше показателей аналогичного периода прошлого года. Экспорт моторных бензинов различных марок составил 1 932,0 тыс. тонн, дизельного топлива – 12 631,4, мазута – 11 196,3 и масел – около 359,87 тыс. тонн.

За прошедшее полугодие Россия поставила бензина: в Латвию – 470,5 тыс. тонн, в Нидерланды – около 259,19 тыс. тонн, дизельного топлива: в Великобританию – порядка 1461,5 тыс. тонн, в Нидерланды – 1393,6 тыс. тонн, а масел в Польшу и Казахстан – соответственно 92,9 и 72,16 тыс. тонн.

Экспорту нефтепродуктов способствует в настоящее время конъюнктура мирового рынка, что находит свое отражение в росте экспортных цен. А сдерживает рост экспорта нефтепродуктов, кроме таможенных налогов и квот, их качество, зачастую не соответствующее мировым стандартам.

Важнейшим элементом рыночного механизма и одновременно индикатором его состояния являются цены. Сложившийся на конец июня 2000 года уровень цен приобретения нефтепродуктов промышленными организациями и их соотношение с ценами производителей мы приводим в таблице. По автомобильному бензину и дизельному топливу наблюдается существенный разрыв по этим параметрам, а по мазуту он значительно меньше, что можно объяснить различной платежеспособностью потребителей этих нефтепродуктов.

Рост цен производителей в нефтеперерабатывающей промышленности в целом составил в июне 2000 года по сравнению с декабрем 99-го 107,3%, а индексы цен на отдельные нефтепродукты приведены в таблице.

Инфляция за этот период составила 109,5%, т.е. рост цен производителей на дизельное топливо и топочный мазут опережал инфляцию, а рост цены на автомобильный бензин от нее отставал.

Представляет интерес сравнение цен на нефтепродукты и сырую нефть. В июне 2000 года сложились следующие соотношения средних цен производителей с ценой на нефть (средняя цена нефти в июне составила 1 204 рублей за тонну): автомобильный бензин – 356,4%, дизельное топливо – 322,7, топочный мазут – 116,3%.

Из анализа контрактных цен становится очевидна эффективность экспорта нефтепродуктов: по результатам II квартала 2000 года сложились следующие соотношения между экспортной контрактной ценой в страны дальнего зарубежья и ценой производителей: по автомобильному бензину – 1,5, по дизельному топливу – 1,5, по топочному мазуту – 2,1.

Однако и на внутреннем российском рынке наблюдается существенная дифференциация цен. Разброс средних цен производителей по регионам за I полугодие составил: по автомобильным бензинам – 1,78, по дизельному топливу – 2,13, по топочному мазуту – 2,34.

Поэтому как для закупок, так и для реализации нефтепродуктов внутри страны большое значение имеет выбор региона с учетом транспортных затрат.

Приводим также потребительские цены и цены производителей на автомобильные бензины, сложившиеся в середине II квартала по некоторым городам России.

В заключение отметим, что, по крайней мере, до конца года можно достаточно уверенно прогнозировать продолжение действия таких общеэкономических факторов, как благоприятная для производителей конъюнктура мировых рынков и позитивные тенденции в российской экономике. Это будет способствовать продолжению развития рынка нефтепродуктов.