Транспорт Московской области: состояние и перспективы

А. Рикошинский

Московская агломерация – крупнейшая в России, где на территории в 1,6 тыс. га (0,1% территории страны) сосредоточено около 7% населения страны. Поэтому ее транспортный узел занимает первое место в стране по объему переработки грузов, приему-отправлению пассажиров как внутри страны, так и на международном уровне. Кроме того, он выполняет еще и представительские (столичные) функции.

Транспортная инфраструктура столицы включает: железнодорожный узел; систему федеральных и местных автодорог; авиационный узел; водно-транспортный узел; систему магистральных трубопроводов; систему городского транспорта Москвы и городов ее агломерации.

Железнодорожный транспорт обеспечивает: дальнее междугороднее и местное пассажирское сообщение, пригородные перевозки (до 70% всех связей Москва–область), до 40% местной грузовой работы.

Включает 11 магистральных направлений. Характерная особенность – наличие в ближнем Подмосковье и у его границ ответвлений, по которым осуществляется грузовое и пригородное пассажирское движение. Направления обслуживаются 10 вокзалами, четыре из которых принимают международные составы. За два последних десятилетия реконструированы Киевский, Белорусский, Павелецкий, Савеловский, Рижский, Ярославский и Казанский вокзалы. Их полезные площади выросли на 20%, а на некоторых вокзалах – более чем в 2 раза.

После 1990 года объемы пригородных перевозок снизились на 20 – 35%, что вызвано общим ухудшением социально-экономического положения в стране. Эти величины условны, так как выросло число безбилетников из-за резкого повышения тарифов. Увеличение интервалов движения и сокращение количества вагонов в составе привело к ухудшению качества обслуживания пассажиров. Следствием этого стало перераспределение пассажиропотоков в сторону автомобильного транспорта.

Существующее распределение грузовых перевозок отвечает в целом структуре и объемам производства области, однако объемы нерациональных и экономически неоправданных короткопробежных перевозок значительны, а восстановление экономики обострит нерешенные ранее проблемы технической модернизации отрасли.

Для совершенствования железнодорожного сообщения необходимо построить дополнительные главные пути, использовать для пассажирского движения Малое и Большое кольца МЖД, построить системы скоростных железнодорожных сообщений, реконструировать существующие и построить новые пассажирские станции и вокзалы, включенные в единую трансконтинентальную международную систему скоростных железных дорог.

Для улучшения обслуживания пассажиров предполагается увеличить интенсивность движения электропоездов в утренние часы «пик» – сначала до 130, а затем – до 140 пар по прибытию на вокзалы против существующих 116, а также построить новые остановочные пункты.

В пригородно-городском сообщении намечается:

– организация пассажирского движения на участке малого кольца от Ленинского проспекта до Москва-Сити;

– увеличение интенсивности движения в часы «пик» до 130 пар поездов;

– строительство остановочного пункта в Митино.

Московский авиационный узел представлен четырьмя аэропортами общего пользования: «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и «Быково», из которых три – международные, и дополнен ведомственными аэродромами.

Проблемы авиационного транспорта связаны со срывами сроков реконструкции и нового строительства в аэропортах, что снижает объемы перевозок и ухудшает обслуживание пассажиров, а также отрицательно сказывается на авиационной безопасности.

Московский авиационный узел будет развиваться на базе существующих аэропортов и аэродромов, в основном, за счет модернизации аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево», в меньшей степени – «Внуково» и «Быково». Продолжится реконструкция аэродромов в Клину и Жуковском. Предполагается реконструкция и строительство новых взлетно-посадочных полос, расширение стоянок для самолетов, реконструкция зданий аэровокзалов. Кроме того, предусматривается:

– строительство нового городского авиакомплекса «Москва-Тушино» для бизнес-перевозок;

– использование военных аэродромов в Клину и Жуковском для грузовых перевозок.

Московский водный узел имеет два речных вокзала: Северный и Южный и три речных порта: Северный, Южный и Западный, а также 23 причала. Узел осуществляет грузовую работу и пассажирские перевозки, имеющие, главным образом, рекреационный характер. В Павельцах находится специализированный нефтеналивной причал при Павельцевской нефтебазе.

Объемы пассажирских перевозок, в том числе иностранных туристов, незначительны. Объемы грузоперевозок за последние 10 лет сократились примерно в 1,5 раза. Состояние водных путей и пропускная способность шлюзов по каналу имени Москвы не позволяет значительно увеличить пропуск грузовых судов.

Сдерживает развитие перевозок в Московском водно-транспортном узле отсутствие отведенных для добычи песка русловых пойменных месторождений на Москве-реке, в большинстве портов нет единого непрерывного плана-графика, координирующего взаимодействие между речным и другими видами транспорта, нет благоустроенных причалов и хороших подъездных дорог.

В перспективе в Московском водно-транспортном узле предполагается создать свободную таможенную зону и построить международные терминалы для крупнотоннажных контейнеров на территории Северного и Западного портов, а также специализировать причалы для перегрузки контейнеров в Южном порту. Предусматривается реконструкция Северного речного вокзала, строительство новых причалов в городах ближнего Подмосковья: Химках, Лыткарино, Дзержинском. Кроме того, намечено реализовать комплекс природоохранных мероприятий.

К 2005 году предполагается частично реконструировать Западный порт для обработки контейнеров в объемах от 100 до 110 тыс. тонн. Предусматривается увеличение объемов контейнерных перевозок по Северному и Южному портам в 1,5 и 2 раза соответственно, реставрация Северного речного вокзала; начало реконструкции сооружений водоснабжения и канализации в Северном, Западном и Южном речных портах, а также дренажной системы и отстойников на причалах гидромеханизированной выгрузки Моснерудсбыта.

Трубопроводный транспорт. Для доставки нефти по территории Московской области, и частично через ближнее Подмосковье, проложены магистральные нефтепроводы Ярославль – Москва, Рязань – Москва, пропускная способность которых составляет 16,3 млн. т/год. Существующий в настоящее время объем перекачки нефти превышает 10 млн. тонн.

Участие трубопроводного транспорта в грузовой работе области активно растет (за 10 лет в 2 раза). Это следствие низкой стоимости и высокой устойчивости снабжения. В то же время существующая система магистральных нефтепроводов построена в основном в 50 – 60-е годы и к настоящему времени значительно износилась физически и морально.

Один из крупнейших потребителей системы трубопроводного транспорта – сеть АЗС, получившая в последние 5 лет широкое развитие как на территории Москвы, так и ближнего Подмосковья.

Сеть автомобильных дорог представлена радиально-кольцевой системой дорог федерального и территориального значения. В Москве берут начало 15 радиальных магистралей. В дополнение к ним в 50 – 60-е годы сооружены кольцевые автодороги: МКАД, 1-е и 2-е бетонные кольца. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 12 320 км, из которых 8 820 км – федерального значения. На территорию центральных районов Подмосковья приходятся 1 213 км дорог (федеральных – 268,5 км). Радиальная структура магистральных автодорог на территории ближнего Подмосковья своеобразно дополняется лучами, примыкающими к основным радиусам вблизи Московской кольцевой автодороги, но не входящими непосредственно в уличную сеть города.

На подходах к Москве в пределах ближнего Подмосковья степень загрузки радиальных направлений, использующих МКАД как основную распределительную магистраль, наиболее высока. Состояние улично-дорожной и магистральной сети характеризуется существенным отставанием дорожно-мостового хозяйства и темпов его развития и реконструкции от потребностей транспорта.

Бетонные кольца проходят соответственно в 35 – 40 и 50 – 60 км от МКАД. Их техническая оснащенность и эксплуатационные параметры на преобладающей протяженности не отвечают требованиям, предъявляемым к магистральным автодорогам. Отдельные отрезки проходят через населенные пункты, пересекают магистральные железнодорожные пути в одном уровне, не образуют взаимосвязанной системы более или менее значительной протяженности.

МКАД выполняет не только распределительные функции, но и заменяет отсутствующие кольцевые улицы внутри города и кольцевые дороги в ближнем Подмосковье. По мере роста транспортных потоков это повлечет увеличение перепробегов и неблагоприятную динамику эксплуатационно-экономических показателей работы автотранспорта.

Территориальные меж- и внутрирайонные дороги в основном имеют проезжую часть шириной 6,0 – 8,0 м (две полосы) и пропускают в сутки от 1 500 до 10 000 единиц транспорта.

Основными недостатками сети местных автодорог являются:

– недостаточная плотность сети магистральных улиц: от 0,82 км/км2 в Дзержинском до 1,2-1,3 км/км2 в прочих городах. Только в трех городах (Мытищи, Люберцы, Химки) плотность достигает и превышает 1,5 км/км2;

– территории городов разобщены магистральными железнодорожными путями;

– недостаточно развиты поперечные связи между радиальными федеральными дорогами и населенными пунктами;

– дороги на межселенных территориях с низкой плотностью и, как правило, низкими техническими параметрами;

– в дачных поселках и на селе более половины протяженности улиц не имеют асфальтобетонных покрытий.

Особую остроту неудовлетворительной транспортно-планировочной ситуации в Москве и ближнем Подмосковье придает резкий рост автомобильного парка.

В перспективе планируется расширение сети автодорог в столичной агломерации:

– реконструкция головных участков основных магистралей, имеющих в черте города продолжение в виде улиц I и II класса, со строительством сооружений, обеспечивающих непрерывный режим движения;

– увеличение в пределах Москвы протяженности магистральной улично-дорожной сети до 1 510 км за счет строительства: 3-го внутригородского кольца протяженностью 20 км, дублирующих магистралей общей протяженностью 75 км, участка Восточного полукольца, магистралей Шелепиха – Медведково, ул. Свободы – Живописная ул., Куркино – ул. Свободы; строительство отдельных транспортных сооружений;

– строительство новых головных участков федеральных дорог, выходящих в пределах Москвы на новые направления общегородских магистралей;

– коренная реконструкция существующих первой и второй бетонных кольцевых автодорог, а также локальных поперечных направлений на северо-западе, востоке, юго-востоке и юге агломерации;

– быстрое развитие местной сети муниципальных автодорог.

В период до 2005 года предполагается:

– реконструировать основные радиальные автомагистрали: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Минск, Москва – Архангельск, Москва – Казань, Москва – Киев, Малое бетонное кольцо с доведением их до класса скоростных дорог со всеми видами обустройства;

– завершить строительство новой трассы дороги Москва – Ростов-на-Дону на участке МКАД – Кашира (пересечение с автодорогой на Астрахань) и Рязанского шоссе на участке Чулково – МБК, а также построить обходы поселков Октябрьский и Островцы с новым мостом через Москва-реку и выходом на новую трассу в районе Чулково;

– построить Ново-Егорьевское шоссе с вводом в Москву в районе Косино;

– сформировать дополнительные поперечные связи между МКАД и Малым бетонным кольцом не в виде замкнутого кольца, а отдельными секторами с минимальным нарушением сложившейся системы расселения, максимально используя существующие дороги; наиболее целесообразно начать с формирования восточного полукольца, состоящего из двух секторов – от Ярославского шоссе до проектируемой трассы Ново-Егорьевского шоссе и от Рязанского до Симферопольского шоссе, но для этого необходимо в местах пересечения с основными направлениями построить полные транспортные развязки.

Системы городского транспорта, а также транспорта, обеспечивающего межселенные связи, представлены: метрополитеном, автобусным и троллейбусным сообщением.

Московский метрополитен обеспечивает более половины всего городского пассажирооборота. Отставание темпов его строительства от требований транспортного обслуживания осложняет взаимодействие метрополитена с другими видами транспорта. Система метрополитена работает с нагрузками выше критических или близкими к ним.

Наземный общественный транспорт максимально приближен к особенностям пассажирообразования. Его состояние также оставляет желать лучшего. Практически во всех предприятиях произошло сокращение подвижного состава (за 10 лет в 1,5 – 2 раза), что усугубляется снижением коэффициента выхода на линию (0,7 – 0,8). Это повлекло увеличение интервалов движения. Для межселенных территорий характерны значительные величины пешего подхода – 1,5 – 2,0 – 3,0 км.

Развитие Московского метрополитена и других видов скоростного городского пассажирского транспорта включает:

– увеличение объемов и темпов метростроения, сооружение новых и продление существующих линий за пределы МКАД;

– техническое перевооружение метрополитена, его автоматизацию, реконструкцию действующих линий, замену типов вагонов;

– строительство новых станций на действующих линиях и вторых входов на станциях, развитие производственно-эксплуатационной базы;

– развитие скоростного пассажирского транспорта принципиально новых видов для связи с аэропортами, железнодорожными вокзалами и московским метрополитеном в целом. Так, для обеспечения скоростными связями аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово» с центром Москвы предлагается строительство эстакадных (монорельсовых) линий: Москва-Сити – «Шереметьево» – Зеленоград, Москва-Сити – «Домодедово», причем участок Москва-Сити – «Шереметьево» предполагается реализовать к 2005 году.

К 2005 году предполагается построить четыре автобусных парка: в Чертаново, на Алтуфьевском шоссе, в Теплом Стане, в Зеленограде. Предлагается размещение новых автовокзалов и автостанций: в районе Митино (Западное и Северо-Западное направление), в Новокосино (Восток и Юго-Восток), ст. Беломорская (Северное и Северо-Западное направления), ст. Новопеределкино (Западное и Юго-Западное направления), в районе промзоны Планерная (Северное и Северо-Западное направления). К 2005 году предполагается разместить автостанцию в районе ст. метро «Выхино».

В пригороде должна появиться сеть крупных пересадочных узлов разных уровней: ближнего к Москве – в районе населенных и остановочных пунктов Челобитьево, Реутово, Бутово, Планерная; дальнего от Москвы – Шереметьево, Домодедово, Внуково, которые позволят сократить время на поездки.

Грузовой автомобильный транспорт. Столичный регион является крупным транспортно-распределительным центром, куда поступает огромная масса грузов, часть из которых складируется, а затем развозится по всей России и СНГ. Прогноз, выполненный в рамках программы «Московский терминал», предусматривает увеличение объемов перевозок в междугородном и международном сообщении с учетом наметившейся стабилизации и последующего экономического роста 2005 году на 40%.

Анализ изменения интенсивности на основных радиальных магистралях области показал резкое увеличение потоков – в среднем в 2 – 3,5 раза. Основные грузопотоки формируются на направлениях «Юг – Центр – Северо-Запад» и «Запад – Восток», где интенсивность грузового движения возросла особенно ощутимо. Основные грузонасыщенные магистрали: Москва – Челябинск (70% грузовых автомобилей), Москва – Минск и Москва – Казань (по 50%).

Развитие системы обслуживания грузовых перевозок для разгрузки уличной сети Москвы предполагает создание комплексных грузовых терминалов вблизи МКАД (программа «Терминал-Москва»): притаможенных комплексов для хранения и последующей реализации невостребованных грузов; терминалов Мострансэкспедиции в Очакове и Чагине; техническое перевооружение терминала в Коровине; строительство терминала транспортной компании в Бутове, терминалов на подходах к Москве в Одинцово, Балашихе, Видном, Химках, Гольеве, стоянок большегрузных автомобилей в зоне МКАД у мотелей, в зоне дублера Волгоградского проспекта, в Бирюлеве, у дублера Можайского шоссе. Ведется подготовка к размещению крупной таможни в Зеленограде (район ЦИЭ). Развивается сеть контейнерных площадок на товарных железнодорожных станциях Московского узла. Строятся механизированные причалы для приема и перевалки инертных материалов с речного на автомобильный транспорт. Предлагается частично освободить территорию для размещения грузового терминала на ст. сорт. Подмосковная, создание грузового терминала на ст. Бирюлево сорт.; создание грузового терминала на территории сортировочной станции Бескудниково.

В первую очередь предлагается:

– инвентаризация территорий, занимаемых автобазами, комбинатами под хранение грузового автомобильного транспорта в новых социально-градостроительных условиях;

– строительство терминальных комплексов в Москве с организацией отстоя большегрузных автомобилей в Очаково и Чагино, а также площадок отстоя большегрузных автомобилей на 15-м, 32-м км МКАД;

– создание и внедрение системы мониторинга рынка грузовых автотранспортных услуг.

Повышение эффективности работы Московского транспортного узла предполагает решение следующих задач.

1. Количественное наращивание возможностей существующих видов транспорта: увеличение плотности дорожной и транспортной сети, парков подвижного состава, прокладка дополнительных главных железнодорожных путей, строительство новых линий метрополитена, развитие сети автосервисного обслуживания.

2. Качественное совершенствование с учетом прогнозируемых процессов в социально-экономической, градостроительной и экономической сферах:

– типов транспортных связей и систем, активно развивающихся в последнее время на территории Москвы и Московской области;

– системы трансконтинентальных и межгосударственных, а также межрегиональных суперскоростных и скоростных транспортных коммуникаций – авиалиний, высокоскоростных железных и автомобильных дорог, линий принципиально новых видов транспорта, со строительством и реконструкцией системы аэропортов, вокзалов и других транспортно-общественных комплексов в Московском регионе;

– централизованной системы городского транспорта Москвы в условиях высокоплотной застройки с различными функциями, основу которой составляют метрополитен, магистральная улично-дорожная сеть и электрифицированная железная дорога, а также новые виды транспорта с безусловным приоритетом общественного транспорта.

3. Развитие и совершенствование территориальных подсистем:

– локальных транспортных систем крупных городов ближнего Подмосковья с развитой улично-дорожной сетью;

– локальных транспортных систем поселений ближнего Подмосковья с малоэтажной, коттеджной, усадебной застройкой, основу которых составляет развитая улично-дорожная сеть с ограниченным развитием только на основных направлениях наземных видов общественного транспорта.

4. Повышение скоординированности взаимодействия элементов транспортного узла предполагает:

– составление скоординированной схемы выполнения намеченных целей с определением источников финансирования, подкрепленной законодательными актами в строгом взаимодействии с природоохранными органами, с соблюдением экологических приоритетов в увязке с предложениями по функциональному зонированию территории ближнего Подмосковья;

– пересмотр современных нормативных документов для приведения в соответствие с изменившейся экономической ситуацией в стране;

– разработку свода законодательных актов, направленных на «экологизацию» транспорта и транспортных объектов;

– создание экономического механизма решения экологических проблем автомобильного транспорта;

– принятие программ развития транспортной инфраструктуры Москвы на уровне исполнительной и законодательной властей в увязке с бюджетом;

– создание совместного координационного комитета органов управления Москвы и Московской области для реализации и управления всем процессом развития и работы системы транспорта во взаимодействии со многими организациями;

– осуществление работы всех транспортных организаций Москвы и Московской области на контрактной основе;

– сочетание различных форм и источников финансирования, привлечение финансовых ресурсов всех заинтересованных предприятий, организаций и фирм, включая как российских и московских предпринимателей, коммерческих структур, так и иностранных, по принципу долевого участия на акционерной основе;

– четкую классификацию существующих и проектируемых радиальных и кольцевых транспортных направлений для определения источников финансирования на стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации;

– разработку территориальных комплексных схем развития транспорта, системы магистральных и территориальных направлений; разработка проектов планировки, генеральных планов трасс магистралей и видов транспорта;

– размещение новых градообразующих транспортных объектов в качестве дополнительных мест приложения труда с учетом воздействия на окружающую среду;

– тесную координацию действий администраций Москвы и Московской области при разработке и принятии законодательных актов в сфере транспортного обслуживания Московской агломерации.





А. Рикошинский Основные Средства 06'2000 20 мая 2005

Комментарии (0)