1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
 1
Ведущие мосты грузовиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Автопоезд в денежной форме

В. Захаров (расчеты), А. Виноградов (текст)

Едва заходит разговор об автомобилях, выясняется, что кого-то интересует их форма, кого-то содержание, то есть агрегаты. Однако с точки зрения бизнеса он состоит из денег, одних только денег. «Кто тратит не считая, тот разорится не замечая» – гласит народная мудрость. Именно поэтому в любом автомобильном каталоге, изданном в странах «развитого» капитализма, присутствует солидный раздел, в котором четко расписаны затраты, связанные с эксплуатацией машины. Заметьте: любой машины, даже легковой, предназначенной для личного пользования. А уж для грузовиков этот раздел становится едва ли не главным критерием выбора подвижного состава. И только в России такую информацию никто не публикует. И это связано с объективными трудностями.

Все перевозки можно разделить на три вида:

– Местные – для выполнения ездки с грузом требуется не более суток;

– Междугородные – на ездку с грузом требуется больше суток;

– Международные – междугородные перевозки, связанные с выездом за пределы государства.

Каждый вид транспортной работы имеет собственную специфику, для ее выполнения используется характерный подвижной состав. Соответственно, в каждом случае получается собственная экономика. Те данные, которые публикуются в зарубежных изданиях, неприменимы для России из-за ценовых и налоговых отличий. Кроме того, европейские авторы опираются на результаты независимого тестирования машин и обширную информационную структуру, обслуживающую перевозки, благодаря которой имеют всю исходную информацию. В нашей стране ничего подобного пока еще не существует; каждый транспортник вынужден опираться на собственный опыт и рассказы коллег. и только в области международных перевозок отслеживаются практически все факторы, влияющие на стоимость перевозок. Именно поэтому описание автомобилей в денежной форме мы начинаем с полноразмерных автопоездов, работающих на международных линиях.

Особо заметим, что мы не ставили перед собой задачу оценить рентабельность того или иного предприятия. Приведенные в таблицах данные – только денежное описание машин, своего рода «маяк», отправная точка, позволяющая с достаточной точностью оценить предстоящие затраты при выборе нового подвижного состава.

Предпосылки к расчетам. Стоимость полноразмерных магистральных автопоездов весьма высока, и отечественные автотранспортники просто не имеют денег для прямого их приобретения. Поэтому предполагается, что все машины взяты в лизинг на три года на условиях официального продавца. Естественно, они несколько различаются, что отражается на цене-брутто и цене-нетто, учитывающей 25%-ную скидку. Соответственно приведенная раскладка справедлива для первых трех лет эксплуатации новой машины.

Автопоезда, работающие на международных перевозках, в среднем проходят 100 тысяч километров в год и совершают 15 кругорейсов. Эти величины и легли в основу вычислений. Аналогичным образом приняты коэффициент использования грузоподъемности, число дней работы на линии и другие показатели. При определении расхода топлива и ряда других параметров, остающихся за рамками нашей публикации, но необходимых в расчетах, использована программа M V C, уже хорошо знакомая нашим читателям по «Виртуальным тестам». В ней автопоезда движутся по некоторому маршруту, эквивалентному среднестатистическому кругорейсу.

Предполагается, что все машины работают с двумя водителями, получающими среднестатистическую заработную плату.

Накладные расходы, связанные с затратами на обслуживающий персонал, определяется как доля (4%) от основных эксплуатационных расходов. Для всех автопоездов они близки.

Для международных денежных расчетов обычно пользуются долларами США. Однако при международных перевозках большинство маршрутов так или иначе касаются Германии и в этих условиях немецкие марки удобнее. В них и выполнены расчеты.

Выбор автомобилей. Сегодня на российском рынке предлагается огромное количество магистральных тягачей. Но поскольку мы ограничены рамками журнальной статьи, на первый раз рассмотрели четыре модели: Mercedes-Benz Actros, Volvo FH12, Scania 124 и МАЗ-5440 с силовым агрегатом MAN. Первые две марки вошли в нашу таблицу благодаря своей широкой известности в России. Scania быстро завоевывает популярность, а кроме того, она недавно вошла в состав Volvo. МАЗ-5440 попал в наше исследование на правах отечественного (будем надеяться – в ближайшем будущем) автомобиля, активно предлагаемого международным перевозчикам.

Комплектуя автопоезд, мы постарались по возможности привести его общую стоимость к посильной для транспортников величине. Поэтому все машины работают с одним и тем же недорогим полуприцепом – SOMMER NOVTRUCK SP240, выпускаемым в России.

В качестве информации к размышлению приводим некоторые дополнительные данные в виде диаграмм.



Резюме

При анализе затрат на эксплуатацию нового автомобиля в течение первых трех лет видим, что лизинговые платежи превалируют, из-за чего на первое место выходит автопоезд с тягачом МАЗ-5440, имеющим минимальную стоимость. После завершения выплат по лизингу ситуация радикально изменяется: рентабельность импортных машин резко повышается. Минские же тягачи до сих пор демонстрировали резкое увеличение затрат на ремонт и запасные части. Возможно, новая модель сумеет переломить сложившийся стереотип, но пока этого не произошло.

Суммы затрат на эксплуатацию новых импортных автомобилей многим транспортникам могут показаться чрезмерными и не допускающими рентабельной работы. И только сравнительно крупные фирмы могут позволить себе держать новые машины на самых дорогих рейсах. Впрочем, бизнес – это не наука, а искусство, а потому, опираясь на наши таблицы, каждый руководитель сам оценит свои доходы и возможности сокращения расходов.






В. Захаров (расчеты), А. Виноградов (текст) Основные Средства 04'2000 28 апреля 2005

Комментарии (0)