Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные

Автопоезд в денежной форме

В. Захаров (расчеты), А. Виноградов (текст)

Едва заходит разговор об автомобилях, выясняется, что кого-то интересует их форма, кого-то содержание, то есть агрегаты. Однако с точки зрения бизнеса он состоит из денег, одних только денег. «Кто тратит не считая, тот разорится не замечая» – гласит народная мудрость. Именно поэтому в любом автомобильном каталоге, изданном в странах «развитого» капитализма, присутствует солидный раздел, в котором четко расписаны затраты, связанные с эксплуатацией машины. Заметьте: любой машины, даже легковой, предназначенной для личного пользования. А уж для грузовиков этот раздел становится едва ли не главным критерием выбора подвижного состава. И только в России такую информацию никто не публикует. И это связано с объективными трудностями.

Все перевозки можно разделить на три вида:

– Местные – для выполнения ездки с грузом требуется не более суток;

– Междугородные – на ездку с грузом требуется больше суток;

– Международные – междугородные перевозки, связанные с выездом за пределы государства.

Каждый вид транспортной работы имеет собственную специфику, для ее выполнения используется характерный подвижной состав. Соответственно, в каждом случае получается собственная экономика. Те данные, которые публикуются в зарубежных изданиях, неприменимы для России из-за ценовых и налоговых отличий. Кроме того, европейские авторы опираются на результаты независимого тестирования машин и обширную информационную структуру, обслуживающую перевозки, благодаря которой имеют всю исходную информацию. В нашей стране ничего подобного пока еще не существует; каждый транспортник вынужден опираться на собственный опыт и рассказы коллег. и только в области международных перевозок отслеживаются практически все факторы, влияющие на стоимость перевозок. Именно поэтому описание автомобилей в денежной форме мы начинаем с полноразмерных автопоездов, работающих на международных линиях.

Особо заметим, что мы не ставили перед собой задачу оценить рентабельность того или иного предприятия. Приведенные в таблицах данные – только денежное описание машин, своего рода «маяк», отправная точка, позволяющая с достаточной точностью оценить предстоящие затраты при выборе нового подвижного состава.

Предпосылки к расчетам. Стоимость полноразмерных магистральных автопоездов весьма высока, и отечественные автотранспортники просто не имеют денег для прямого их приобретения. Поэтому предполагается, что все машины взяты в лизинг на три года на условиях официального продавца. Естественно, они несколько различаются, что отражается на цене-брутто и цене-нетто, учитывающей 25%-ную скидку. Соответственно приведенная раскладка справедлива для первых трех лет эксплуатации новой машины.

Автопоезда, работающие на международных перевозках, в среднем проходят 100 тысяч километров в год и совершают 15 кругорейсов. Эти величины и легли в основу вычислений. Аналогичным образом приняты коэффициент использования грузоподъемности, число дней работы на линии и другие показатели. При определении расхода топлива и ряда других параметров, остающихся за рамками нашей публикации, но необходимых в расчетах, использована программа M V C, уже хорошо знакомая нашим читателям по «Виртуальным тестам». В ней автопоезда движутся по некоторому маршруту, эквивалентному среднестатистическому кругорейсу.

Предполагается, что все машины работают с двумя водителями, получающими среднестатистическую заработную плату.

Накладные расходы, связанные с затратами на обслуживающий персонал, определяется как доля (4%) от основных эксплуатационных расходов. Для всех автопоездов они близки.

Для международных денежных расчетов обычно пользуются долларами США. Однако при международных перевозках большинство маршрутов так или иначе касаются Германии и в этих условиях немецкие марки удобнее. В них и выполнены расчеты.

Выбор автомобилей. Сегодня на российском рынке предлагается огромное количество магистральных тягачей. Но поскольку мы ограничены рамками журнальной статьи, на первый раз рассмотрели четыре модели: Mercedes-Benz Actros, Volvo FH12, Scania 124 и МАЗ-5440 с силовым агрегатом MAN. Первые две марки вошли в нашу таблицу благодаря своей широкой известности в России. Scania быстро завоевывает популярность, а кроме того, она недавно вошла в состав Volvo. МАЗ-5440 попал в наше исследование на правах отечественного (будем надеяться – в ближайшем будущем) автомобиля, активно предлагаемого международным перевозчикам.

Комплектуя автопоезд, мы постарались по возможности привести его общую стоимость к посильной для транспортников величине. Поэтому все машины работают с одним и тем же недорогим полуприцепом – SOMMER NOVTRUCK SP240, выпускаемым в России.

В качестве информации к размышлению приводим некоторые дополнительные данные в виде диаграмм.



Резюме

При анализе затрат на эксплуатацию нового автомобиля в течение первых трех лет видим, что лизинговые платежи превалируют, из-за чего на первое место выходит автопоезд с тягачом МАЗ-5440, имеющим минимальную стоимость. После завершения выплат по лизингу ситуация радикально изменяется: рентабельность импортных машин резко повышается. Минские же тягачи до сих пор демонстрировали резкое увеличение затрат на ремонт и запасные части. Возможно, новая модель сумеет переломить сложившийся стереотип, но пока этого не произошло.

Суммы затрат на эксплуатацию новых импортных автомобилей многим транспортникам могут показаться чрезмерными и не допускающими рентабельной работы. И только сравнительно крупные фирмы могут позволить себе держать новые машины на самых дорогих рейсах. Впрочем, бизнес – это не наука, а искусство, а потому, опираясь на наши таблицы, каждый руководитель сам оценит свои доходы и возможности сокращения расходов.






В. Захаров (расчеты), А. Виноградов (текст) Основные Средства 04'2000 28 апреля 2005

Комментарии (0)