Строительные машины и механизмы. Состояние и перспективы развития активной части основных фондов

А. Рикошинский

Строительный комплекс играет заметную роль в российской экономике – в 1999 году им было произведено 5,5% совокупного валового внутреннего продукта (ВВП) страны, что обеспечило около 43% поступлений налогов в консолидированный бюджет. По официальной статистике в России функционирует более 150 тысяч строительных организаций, из которых 140 тысяч – предприятия малого бизнеса (менее 50 сотрудников). Общая численность работающих в строительстве составляет 6,5 млн. человек.

На состояние строительного комплекса определяющее влияние оказывает общее состояние российской экономики. К отрицательным факторам в первую очередь относятся: политическая нестабильность, недофинансированность строительства, свертывание строительных программ, взаимные неплатежи, кредиторская и дебиторская задолженность предприятий.

Такое положение приводит к тому, что строительные мощности задействованы менее чем наполовину. На предприятиях строительного комплекса, за исключением Москвы и некоторых регионов, возрастает финансовая нестабильность, снижается рентабельность до предельно возможного уровня, а чрезмерные налоговые изъятия практически лишают предприятия оборотных средств. Однако в 1999 году в строительном комплексе наметилась положительная тенденция: доля убыточных предприятий по сравнению с 1998 годом несколько уменьшилась и составила 39% против 41,6%.

Несмотря на позитивные сдвиги в отрасли, с парком основных строительных машин дела по-прежнему обстоят неважно, и в 1999 году они шли даже хуже, чем в предшествующем.

Производственные мощности строительных организаций складывались в основном в доперестроечный период в соответствии с имевшимися тогда потребностями, и потому ориентировались на крупномасштабное строительство. В условиях централизованного управления и инвестирования главной проблемой был дефицит производственных мощностей, который компенсировался их экстенсивным развитием.

Постоянное снижение инвестиционной активности в 1992 – 1998 годах повлекло за собой сокращение объемов строительно-монтажных работ и, как следствие, уровня использования производственных мощностей и основных фондов, особенно активной их части – машин и оборудования. Рост объема подрядных работ по сравнению с предшествующим годом был зафиксирован только в 1999 году.

Следует отметить, что по управлениям механизации объем работ по сравнению с уровнем 1991 года сократился более чем на 50%, а у ряда организаций – даже на 75 – 80%. При этом оказалась невостребованной значительная доля активной части основных фондов. По мнению экспертов, уровень использования строительной техники снизился в 4 – 6 раз.

За последние годы существенно сократилось производство отечественных строительных машин и механизмов. Если в 1991 году было изготовлено: 21,1 тысяч экскаваторов и 11,7 тысяч бульдозеров, то в 1999 году – 2 571 экскаватор и 2 426 бульдозеров. Даже с учетом импорта (например, по тракторам его объем составляет около 30% от объема российского производства) действующий парк строительных машин и механизмов за последние годы уменьшился на 35 – 40%.

Сокращение парка строительных машин сопровождалось его старением. В настоящее время удельный вес машин с истекшим сроком службы составляет: для экскаваторов – 38%, для бульдозеров – 47, для скреперов – 48, для передвижных кранов – 45%. В результате износ основных фондов достиг критической величины, превысив 50-процентный рубеж. Отметим, что состояние парка достаточно сильно отличается по регионам России.

Однако, несмотря на сокращение парка машин, механизмов и транспортных средств, строительство тем не менее остается весьма машиноемкой отраслью экономики: по состоянию на 1 января 2000 года она располагает примерно 28,4 тыс. экскаваторов, 27,8 тыс. бульдозеров, 3,6 тыс. скреперов, 48 тыс. передвижных кранов.

Существенным недостатком является сложившаяся в настоящее время неоптимальная структура парка. Несмотря на преимущественное списание в последние годы мощной техники, ее удельный вес в парках бульдозеров, транспортных средств, башенных, гусеничных и автомобильных кранов все еще значителен. Мобильная техника малой мощности (грузоподъемности), по экспертным оценкам, должна составлять не менее 60%, однако сейчас ее не более 30%.

В особенно тяжелом положении оказались те специализированные управления механизации и предприятия, которые были оснащены мощной уникальной и дорогостоящей техникой, характеризуемой в настоящее время крайней степенью изношенности.

Финансово-экономическое положение строительных организаций, эксплуатирующих машины и механизмы, продолжает оставаться достаточно тяжелым – около 40% из них убыточны. Наиболее благополучны строительные организации Москвы. В 1999 году объем строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, входящими в строительный комплекс столицы, составил 18,6 млрд. рублей, это 110,4% к уровню 1998 года. Но в целом по стране половина строительных организаций приближается к состоянию экономической несостоятельности по показателям текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

Из-за нерациональных по структуре парков физически и морально изношенных машин, механизмов и транспортных средств строительные организации несут повышенные затраты на их содержание, ремонт и эксплуатацию. Числясь на балансе, изношенная техника почти по полгода находится в ремонте или его ожидании. Фактически продолжительность ремонтов в 2 – 3 раза превышает нормативную, и качество ремонта, как правило, имеет низкий уровень не столько из-за недостаточной квалификации обслуживающего технику персонала, сколько в силу замены выбывающих частей блоками из разобранных на запчасти машин и механизмов.

Производительность изношенной техники значительно ниже. Например, выработка одноковшового экскаватора на десятом году службы на 40 – 50% меньше, чем у новой машины. И если учесть высокий уровень износа парков землеройной и крановой техники, то фактически производственная мощность строительных организаций на 20 – 30% ниже за счет только этого фактора. Кроме того, строительные организации содержат на балансе неиспользуемые и эпизодически используемые основные фонды, которые при этом должны охраняться и поддерживаться в рабочем состоянии. Наличие такой техники избавляет строительные организации от необходимости точно планировать работы и тщательно прорабатывать варианты перемещения машин с объекта на объект.

Это вызывает необоснованный рост перебазировок, а с ними и расходов на транспорт и оплату труда работников, занятых на монтаже и демонтаже техники. Повышенные затраты сопутствуют и применению излишне мощных машин, механизмов и транспортных средств на мелкомасштабных работах, так как стоимость одной машино-смены такой техники в 1,5 – 2 раза превышает аналогичный показатель для техники малой мощности (грузоподъемности). Кроме того, при работе в условиях плотной застройки мощная техника разрушает благоустроенную территорию, ухудшает экологическое состояние прилегающих районов.

Отрицательное влияние на экономическое положение строительных организаций оказывают и регулярные переоценки основных фондов, рост стоимости которых опережает официальную инфляцию. В этой связи организации испытывают дополнительный неоправданный налоговый пресс.

В настоящее время практически отсутствует статистическая и оперативная отчетность по затратам на эксплуатацию машин, механизмов, транспортных средств, что безусловно усложняет выполнение конкретных расчетов. Однако рассмотренные выше факторы необоснованного роста этих затрат свидетельствует об их очевидности.

Перспективы развития потребности строительных организаций в основных машинах, механизмах, транспортных средствах

Спрос строительных организаций на машины и механизмы определяется перспективными объемами работ, структурой строительной продукции и платежеспособностью подрядчиков. В перспективе сохранятся сложившиеся в предыдущие годы тенденции: сокращение удельного веса крупного промышленного строительства; рост работ по реконструкции и техническому перевооружению и перепрофилированию производственных объектов; возведению небольших зданий и сооружений, предприятий бытового обслуживания, торговых заведений; увеличения доли жилищного строительства, особенно индивидуального, в общих объемах строительно-монтажных работ. При этом в городах сохраняется точечная дислокация жилых домов с привязкой их к существующим инженерным сетям.

Сохраняющаяся пониженная инвестиционная активность и переход к новой структуре малообъемных работ определяют спрос на строительную технику средней и малой грузоподъемности (мощности). Потребуются машины и механизмы более мобильные и эффективные при работе в стесненных условиях существующей застройки. Так, удельный вес землеройных машин малой мощности и крановой техники малой грузоподъемности в составе парка строительных машин должен возрасти в перспективе в два раза.

Существенно снизится потребность в мощных узлах по производству товарных бетонов и растворов: более экономичным представляется использование растворо- и бетономешалок, устанавливаемых непосредственно на строящемся объекте. Повышение уровня индустриализации строительства, необходимость обеспечения сохранности грузов обусловит развитие контейнеризации строительных материалов и изделий. Стесненность строительных площадок, необходимость обеспечения экологических требований, соблюдения чистоты и культуры производства в заселенных кварталах потребует применения мобильных, не громоздких, маневренных транспортных средств, что приведет к существенному росту в самосвальном парке доли машин средней и малой грузоподъемности.

Потребуется интенсивно развивать парк специальных и специализированных транспортных средств (цементовозов, бетонорастворовозов, битумовозов, панелевозов, балковозов, фермовозов, плитовозов, трубовозов, колонновозов и др.), а также тягачей и прицепов.

Таким образом, парк строительных машин и механизмов должен быть не просто обновлен, а существенно видоизменен.

Решение проблемы обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных организаций в первую очередь связана с объемом инвестиций в этот сегмент экономики. Дефицит средств является наиболее уязвимой позицией при решении этой проблемы. Поэтому необходимо рассматривать все возможные источники привлечения средств:

– собственные средства предприятий, представленные амортизационным фондом, оборотными средствами, прибылью, доходом, получаемым от внедрения экономичных проектных решений, ресурсосберегающих технологий;

– заемные средства – банков, финансовладеющих компаний, лизингодателей;

– средства федерального и местных бюджетов;

– иностранные инвестиции.

Кроме них возможно финансирование за счет таможенных и налоговых льгот; вовлечения сбережений населения; использования средств от приватизации государственной собственности.
Из всех возможных наиболее вероятными источниками финансирования обновления и переоснащения активной части основных фондов строительного комплекса представляются собственные средства организаций – амортизационный фонд и собственная прибыль, полученная в том числе и от внедрения ресурсосберегающих технологий и экономичных проектных решений, а также заемные средства и средства заказчиков.

В целом положение с активной частью основных фондов в строительном комплексе России пока нельзя считать особенно благоприятным, однако отрасль активно адаптируется к сложившимся экономическим условиям, учитывает структурные изменения, происходящие в экономике: снижение объемов нового промышленного строительства и перенос акцентов на развитие непроизводственной сферы, прежде всего – жилищного строительства, сегментированного по источникам финансирования и группам потребителей в зависимости от доходов.