Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 6
Hardox. Разберемся спокойно
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Крановые стрелы
В поисках компромисса
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Современное оборудование щебеночных заводов
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
 4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов

Дизельное топливо

А. Рикошинский

Дизельное топливо – продукт, которым пользуются все. Его недопоставка в какой-либо регион очень часто приводит к весьма плачевной ситуации – вплоть до развития на местном уровне энергетического кризиса. Еще свежи в памяти события в Приморье, произошедшие в начале августа прошлого года. Да что там Приморье! Прошлогодний летний рост цен на топливо едва ли обошел стороной хотя бы одно предприятие России, вне зависимости от того, чем оно зарабатывает деньги. А потому вопрос о ситуации на рынке дизельного топлива представляется весьма интересным.

Обеспеченность сырьем для производства

Дизельное топливо, наряду с бензином и мазутом, представляет собой один из важнейших продуктов нефтепереработки. В настоящее время предприятия этой отрасли стабильно обеспечены сырьем: в 1999 году добыча нефти стабилизировалась на уровне 295 млн. тонн, что составило 100,3% к уровню 1998 года и 99,4% к 1997 году. Позитивным моментом для стабильности производства является отсутствие монополизма: добычу ведут 13 нефтяных компаний, 70 акционерных обществ нефтяной и 10 предприятий газовой промышленности и геологоразведки недр. За 1999 год введены в эксплуатацию 2 179 новых скважин.

За прошедший год доля нефти и газового конденсата, перерабатываемых внутри страны, возросла – если в 1998 году она составляла 54,0% добычи, то в 1999 году поднялась до 55,3%. Также возросло производство нефтепродуктов по углубляющим технологиям – на 12%, а глубина переработки нефтяного сырья увеличилась с 64,7% в 1998 году до 67,4% в 1999 году.

Производство

Годовое производство дизельного топлива в 1999 году составило 46,8 млн. тонн, и выросло по сравнению с 1998 годом на 4,2%. Как уже отмечалось, оно обеспечено сырьем на обозримое будущее. При этом мощности заводов позволяют при необходимости увеличить выпуск горючего не менее, чем на 30%. Число предприятий достаточно велико и ни одно из них не является монополистом, поэтому срыв производства на одном или даже нескольких заводах не приведет к катастрофическим последствиям в обеспечении экономики дизельным топливом.

Экспортные поставки дизельного топлива осуществляются в основном в страны дальнего зарубежья – на них приходится 96,7%. Ежегодный объем реализации на экспорт составляет 40 – 45% от объемов производства, то есть мощности собственного производства в состоянии с большим запасом обеспечить потребность в этом виде топлива.

Таким образом процесс производства дизельного топлива не вызывает опасения с точки зрения его стабильности и не требует дополнительного ресурсного государственного страхования, в отличии, например, от такого сырьевого товара, как хлопок. Все возникающие в стране проблемы с нехваткой дизельного топлива вызваны не его физическим отсутствием, а финансовой возможностью приобретения на рынке.

Потребление

Нефтеперерабатывающими предприятиями в 1999 году было реализовано 29,3 млн. тонн дизельного топлива. Заметим, что топливно-энергетический комплекс расходует одну треть от потребления дизельного топлива в промышленности.

В потреблении дизельного топлива наблюдается выраженная сезонность, что связано с ростом поставок горючего для посевных и уборочных работ (120 – 140 литров на 1 гектар сельскохозяйственных угодий), а также сезонности автоперевозок – в структуре потребляемого автотранспортом топлива на дизельное приходится более 40%. Однако даже в период максимального пикового потребления дефицит не наблюдался – запасы дизельного топлива в системе нефтепродуктопроводов и на нефтебазах составляли в конце лета (период максимального спроса) 2 млн. тонн.

Для ресурсного регулирования рынка дизельного топлива (проведения товарной интервенции), на наш взгляд, достаточно среднемесячного запаса, то есть для страны в целом 2 444 тыс. тонн, а для регионального рынка – объем его среднемесячной реализации. Создать необходимые для этого запасы можно, например, на средства Федерального фонда финансовой поддержки сезонной заготовки топлива или каких-либо региональных фондов.

Цены

Индекс цен производителей в нефтеперерабатывающей отрасли составил 342,3%, в то время как в целом по промышленности цены производителей увеличились на 67,3%. (Для справки: индекс потребительских цен декабрь 1999 к декабрю 1998 года составил 167,3%).

Средняя цена приобретения в декабре 1999 года составила 4 414 руб. за тонну или 1,31 к уровню цен производителей.

Индекс цен (в процентах) в декабре 1999 года к декабрю 1998 года составил: приобретения – 43,2, производителей – 322,5.

Мировые цены на дизельное топливо в 1999 году существенно увеличились, что связано с ростом мировых цен на нефть. Если в сентябре цена в портах Средиземного моря (Италия) составляла 177,5 – 179 долл./т, а в портах Северо-Западной Европы – 189,5 – 191,5 долл./т, то в декабре это уже было соответственно 249 – 254 и 258 – 262,5 долл./т. Даже с учетом вывозной таможенной пошлины в 10 Euro за тонну дизельного топлива (постановление Правительства РФ от 20 сентября 1999 года) экспорт остается более прибыльным, чем реализация горючего на внутреннем рынке, тем более с учетом НДС.

Заключение

В завершение некоторые выводы о месте рынка дизельного топлива в общей системе товарных рынков, его тенденциях и факторах, определяющих состояние рынка в будущем.

– Дизельное топливо – продукт повсеместного и масштабного спроса – имеет важное значение в ресурсном обеспечении экономики России, а перебои в снабжении региона дизельным топливом вызывают развитие регионального энергетического кризиса.

– Годовое производство дизельного топлива в 1999 году составило 104,2% по сравнению с 1998 годом. Производство с запасом обеспечено сырьем (нефтью) и производственными мощностями заводов. Физического объема производимого в стране дизельного топлива вполне достаточно для нормальной хозяйственной и социальной жизни страны и поддержания оборонного потенциала.

– Среди производителей дизельного топлива отсутствуют монополисты, поэтому срыв производства на одном из заводов не вызовет полномасштабного кризиса.

– Среди отраслей-потребителей дизельного топлива наибольшее опасение вызывает сельское хозяйство. Потребление в этой отрасли носит сезонный характер и пик приходится на посевную и уборочную компании. При определении региональной потребности следует учитывать, что на 100 т/км для грузового автомобиля требуется 1,3, а на обработку 1 гектара используемой в сельском хозяйстве земли нужно 120 – 140 литров дизельного топлива.

– С точки зрения физического спроса на дизельное топливо дефицита не существует – в прошлом году в период максимального сезонного спроса запасы дизельного топлива только в системе нефтепродуктопроводов и на нефтебазах составляли 1,2 млн. тонн.

– Причины периодически возникающего в различных регионах или сельском хозяйстве топливного кризиса очевидны: прежде всего это серьезная разница во внешних и внутренних ценах и невозможность своевременной оплаты поставок. Мировые цены на дизельное топливо в два раза выше внутренних цен производителей и в 1,7 раза больше цены приобретения. На будущее можно прогнозировать сохранение этих соотношений.

– Для ресурсного регулирования рынка дизельного топлива (проведения товарной интервенции), на наш взгляд, достаточно среднемесячного запаса, т.е. для РФ в целом это – 2 444 тыс. тонн, а для регионального рынка – объем соответствующей среднемесячной реализации. Для создания федеральных и региональных запасов дизельного топлива могут использоваться как средства Федерального фонда финансовой поддержки сезонной заготовки топлива, так и соответствующие региональные фонды. При решении вопроса о способе ресурсной поддержки отраслей или регулирования товарного рынка дизельного топлива – то есть вопроса о создании товарного или финансового резерва или объединенного варианта, необходимо провести сравнительный анализ затрат на приобретение дизельного топлива в момент сезонного падения цен и его хранение и приобретение в момент необходимости.



А. Рикошинский Основные Средства 03'2000 14 апреля 2005

Комментарии (0)