Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
 2
Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий

Цены на московском рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

Второй квартал текущего года оказался для рынка грузовых автомобилей более благоприятным нежели первый: несколько возросли объемы продаж, замедлился рост рыночных цен, сократилось число бартерных сделок, расширился перечень моделей транспортных средств, предлагаемых потребителю. Заметному оживлению способствовали сезонные факторы и, в первую очередь, повышение деловой активности, связанное с расширением работ в строительстве, сельском хозяйстве, городском коммунальном комплексе.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили во втором квартале носила монотонный характер. Рост цен продолжался, однако темпы роста по сравнению с первыми месяцами года снизились почти вдвое. В июне наиболее заметно выросли цены на автомобили КамАЗ (2 – 4%) и «Урал» (2 – 3%), менее – на МАЗ и ЗИЛ (1 – 2%). Цены на автомобили Кременчугского автозавода практически оставались неизменными. Сближение темпов роста цен по маркам и моделям автомобилей, происходящее, несмотря на постоянные попытки дилеров поднять цены на МАЗы и КрАЗы (в частности, дать их в долларах, то есть значительно выше установившегося уровня), свидетельствует об относительной ценовой стабилизации. Видимо можно говорить о завершении переходного периода в развитии ценовой ситуации, начавшегося в августе прошлого года вследствие финансового кризиса.

Итогом этого периода явилось существенное изменение ценовой структуры рынка грузовых автомобилей – произошел значительный сдвиг цен в сторону более высокого уровня. Изменилось и наполнение ценовых ниш, в частности, ускоренный рост цен на «Уралы» увеличил их отрыв от КамАЗов и заметно приблизил к аналогам КрАЗа, двухосные самосвалы МАЗ-5551 почти догнали трехосные КамАЗ-55111. В целом же скачкообразный и трудно предсказуемый рост рыночных цен сменился более сдержанным, постепенным.

Позитивное влияние на ситуацию на рынке грузовых автомобилей оказывает ряд факторов, в том числе продолжающееся оживление реального сектора российской экономики, снижение уровня инфляции, некоторое расширение внутреннего платежеспособного спроса. Специалисты задаются вопросом: насколько долговременными являются эти факторы?

По мнению экономистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН, нынешнее финансово-экономическое положение не является устойчивым. Наряду с некоторыми позитивными сдвигами (заметное увеличение объема производства, улучшение финансового положения предприятий и др.), сохраняются существенные негативные тенденции: капиталовложения в экономику не увеличиваются (по итогам года их сокращение может составить 5 – 6%), не расширяется ни один из компонентов конечного спроса (снижение годового товарооборота может превысить 8%).

К росту уровня инфляции могут привести значительные изменения валютного курса, чрезмерная денежная эмиссия, возрастающие инфляционные ожидания и неблагоприятная динамика оптовых цен. Специалисты полагают, что наиболее критичным по своему воздействию на текущую ситуацию является валютный курс. От его динамики во многом будет зависеть положение в экономике в ближайшие 3 – 4 месяца.

Четырехкратное снижение реального обменного курса рубля активизировало процесс импортзамещения, снизило уровень продаж импортных автомобилей и улучшило конъюнктурную ситуацию для отечественных машин. В полной мере этим воспользовались заводы-производители легковых автомобилей (а вместе с ними и дилеры), в меньшей – грузовых машин. Об этом свидетельствует заметное улучшение положения на ряде предприятий, в том числе Камского, Горьковского, Московского (АМО ЗИЛ) автозаводов.

Дальнейшему росту потребительского спроса на отечественные грузовые автомобили может способствовать и все углубляющееся физическое и моральное старение грузового парка. Ежегодное обновление подвижного состава, по данным Минтранса РФ, находится на уровне 2,5% при норме 10 – 12%. Нерациональной является его структура по грузоподъемности и конструкции: доля среднетоннажных машин, не имеющих достаточного спроса в перевозках, превышает 60%; около половины автомобилей оснащены бортовой платформой.

Для руководителей автотранспортных предприятий все более очевидным становится тот факт, что в рыночных условиях без существенного обновления подвижного состава невозможно повысить эффективность его использования (по итогам прошлого года в среднем выработка на один автомобиль составила 2,2 тыс. т, тогда как в 1990 году она была втрое выше).

В условиях оживления экономики, даже сдержанного и непродолжительного, важную роль приобретает наличие на предприятии-производителе необходимой конструкторской и технологической базы, позволяющей предложить потребителю достаточно широкую гамму конкурентоспособной продукции. Судя по заметно расширяющемуся в последнее время модельному ряду автомобилей КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ, этим заводам, по-видимому, удалось сохранить научный и производственный потенциал. В более тяжелом положении находятся такие заводы, как ОАО УРАЛАЗ, БАЗ и др. Опыт последних лет показывает, что без поддержки государства (федеральной, республиканской, муниципальной и др.) выжить крупным предприятиям крайне сложно. Интересным в этом отношении является и опыт Белоруссии.

В числе правительственных мер поддержки Минского автозавода – освобождение от уплаты таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС) на импортируемые компоненты, необходимые для изготовления автомобилей, отвечающих современным экологическим нормам (в частности, Euro 2), отсрочка погашения задолженности по платежам в бюджет (платежи будут вноситься в течение двух лет с января 2000 по декабрь 2001 года равными долями без начисления пени) и другие меры. Это дает возможность заводу более активно оснащать производство новейшим отечественным и зарубежным оборудованием, в короткие сроки осваивать новые и модернизировать существующие модели автомобилей, успешно конкурирующие с российскими машинами.

Что касается изменения рыночных цен на грузовые автомобили в ближайшие 2 – 3 месяца, то следует ожидать сохранения тенденции их постепенного роста (на 3 – 4% ежемесячно). При этом опережающими темпами могут расти цены на автомобили КамАЗ (3 – 5%), меньшими – на ЗИЛ, ГАЗ (2 – 3%).


В. Салыгин Основные Средства 07'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)