Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
 1
Российские сорта дизельного топлива
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Немецкие грузовики Henschel
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)

Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

Рынок запасных частей, являясь составной частью общего автомобильного рынка, обладает, вместе с тем, относительной самостоятельностью и имеет ряд своих особенностей. Это обусловлено, прежде всего, наличием значительного количества заводов и предприятий, производящих запасные части и комплектующие, большой подвижностью широкой сети посредников, осуществляющих их сбыт (кто у нас только не продает запчасти!), а также отсутствием достаточно полной и оперативной информации о номенклатуре производимых запчастей, их наличии в продаже и ценах на них.

Что касается ценовой ситуации на рынке запасных частей, то рыночные цены, как показывает статистика, более инертны, чем цены на сами автомобили, более локальны (различны по регионам) и имеют весьма значительный разброс. По отдельным изделиям (ремкомплектам, резинотехническим изделиям, подшипникам, электрооборудованию и др.) он достигает 70 – 80%. На цене, помимо качества изделий, зависящего от производителя, существенно сказывается удаленность от завода-изготовителя, а также уровень деловой активности в регионе.

Цены на запасные части в целом в меньшей степени подвержены воздействию таких макроэкономических факторов, как девальвация рубля, финансовые кризисы, резкие скачки инфляции. В то же время рыночные цены весьма чувствительны к сезонности, активизации деятельности в регионе (проведение сельскохозяйственных работ, дорожного и гражданского строительства, лесозаготовительных и других работ).

Процесс формирования рыночных отношений в стране оказал решающее воздействие как на производство, так и на сбыт запасных частей. Если раньше основные показатели в этой отрасли определялись в плановом порядке, то к настоящему времени можно с уверенностью сказать, что главную роль здесь играет потребительский спрос. Отсутствие достаточно полной и надежной статистики не позволяет произвести точную оценку спроса. Вместе с тем уже сейчас представляется возможным дать его общую, в основном качественную, характеристику. На структуру спроса наиболее существенное влияние оказывают такие факторы, как распределение (по маркам) общего парка грузовых автомобилей, надежность автомобиля (средняя наработка на отказ), условия и интенсивность эксплуатации машины (дорожно-климатические условия, годовой пробег), периодичность и качество технического обслуживания.

Структура потребительского спроса показывает, что наиболее часто продаются запасные части к грузовикам Горьковского автозавода (от 35 до 40% в зависимости от региона). Наибольшую потребность в них испытывают Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Уральский регионы, где на ГАЗы приходится 13 – 15% парка грузовых автомобилей. Второе место по количеству «потребляемых» запасных частей занимают автомобили ЗИЛ (от 17 до 25%). Наибольший спрос отмечается в Московском регионе, где их доля в общем парке превышает 20%. Преимущественному спросу на запчасти к ЗИЛам способствует и невысокая надежность последних. По данным 21 НИИИАТ, осуществляющего подконтрольную (лидерную) эксплуатацию автотехники, их надежность ниже автомобилей Ульяновского, Горьковского и Уральского автомобильных заводов. средняя наработка на отказ составляет 5,7 – 10,4 тыс. км.

Если говорить о спросе на запчасти по агрегатам, то преобладают группы 10 (двигатель) и 11 (система питания). Затем идут группы 13 и 16 (сцепление и коробка передач), группа 13 (система охлаждения). Меньшим спросом пользуются запчасти групп 50 – 57 (элементы кабины).

О том, что в целом предложение на рынке запчастей удовлетворяет спрос, свидетельствует относительно стабильная ценовая ситуация, существовавшая в течение 1997 и первой половине 1998 года, вплоть до августовского финансового кризиса. В последующем цены на запасные части к грузовым автомобилям росли значительно медленнее, чем цены на автомобили. Их ежемесячный прирост составлял 6 – 8%, в то время как скачки рыночных цен на автотранспортные средства достигали 15 – 20%. В целом годовой рост цен на запасные части составил 30 – 60%.

Следует отметить, что если по номенклатуре предлагаемых изделий рынок запасных частей в большинстве регионов страны удовлетворяет требования потребителя, то их качество вызывает серьезные нарекания. Рост числа предприятий, изготовляющих запчасти, сопровождался снижением качества продукции, так как диверсификация предприятий происходила, как правило, в условиях дефицита денежных средств, а также при полном отсутствии поддержки и контроля со стороны государства. Рынок, безусловно, отреагировал на это.

Покупатели двигателей к автомобилям КамАЗ предпочитают брать агрегаты завода «Камдизель» (г. Набережные Челны). Владельцы автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ выбирают приборы освещения и сигнализации АО «Завод Автосвет» (г. Киржач Владимирской обл.). Однако в суровых условиях российской действительности сохранить достигнутый уровень качества продукции весьма не просто. Один из последних примеров – ярцевский завод «Двигатель» в прошлом году снизил качество выпускаемых двигателей ЗИЛ-645, а затем вынужден был совсем остановить их производство.

Согласно данным Госкомстата РФ к настоящему времени в составе парка грузовых автомобилей в эксплуатации находится более 110 тыс. машин (более 2%) зарубежного производства (без учета автомобилей МАЗ и КрАЗ). Основная часть иномарок сосредоточена в Уральском и Западно-Сибирском регионах (преимущественно самосвалы и специальная автомобильная техника), а также в Московском регионе (седельные тягачи, строительная и другая техника). Поставка запчастей к ним осуществляется централизованно, через специализированные центры технического обслуживания. Так, отделение грузовых автомобилей фирмы «Вольво» («Вольво-трак») имеет в России 13 сервисных центров, концерн «ИВЕКО» – 15, «МАН Нутцфарцойге»–9, «Мерседес-Бенц АГ» – 7, «РЕНО В.И.» – 6. Свои станции технического обслуживания с достаточно широким ассортиментом запасных частей имеют «ТАТРА», «ДАФ», «Скания», «Хендэ мотор». Качество запасных частей к иномаркам, как и цены на них, под стать самим автомобилям. Однако затраты на запасные части (в процентах от стоимости автомобиля без капремонта), по оценке специалистов, в 1,5–2 раза ниже соответствующих затрат по отечественным автомобилям.

Что касается ближайших перспектив развития рынка запасных частей и комплектующих, то положение здесь будет во многом зависеть от общего состояния российской экономики. Чем быстрее удастся ликвидировать дефицит денежных оборотных средств предприятий и их взаимные неплатежи, устранить непропорциональный рост цен на сырье, материалы, электроэнергию с одной стороны, и на конечную продукцию – с другой, тем раньше станут актуальными вопросы расширения номенклатуры производимых запчастей, повышения их качества и снижения себестоимости, а значит, и снижения рыночных цен.

По мере оздоровления экономики страны следует ожидать возрастания роли автоцентров (КамАЗ, Урал, ЗИЛ и ГАЗ) как в сфере технического обслуживания отечественных грузовых автомобилей, так и в области снабжения запасными частями.

Развитию рынка запасных частей в значительной мере будет способствовать формирование автомобилестроительными предприятиями разветвленных дилерских сетей (как региональных, так и глобальных), осуществляющих оптовую и розничную продажу запчастей к той или иной марке грузовой машины.

В условиях здоровой конкуренции, видимо, выживут те фирмы-посредники, которые наиболее успешно смогут решать такие вопросы, как поиск новых надежных партнеров, налаживание гибкой системы платежей, совершенствование учета движения товарно-материальных ценностей, доведение складских запасов до оптимальных, обеспечение широкой номенклатуры запчастей, грамотная оценка конъюнктуры рынка и проведение продуманной ценовой политики.


В. Салыгин Основные Средства 02'1999 14 июля 2005

Комментарии (0)