Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Полосы для движения автобусов BRT
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Провозная способность линий BRT
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes

Рынок тракторов. Изменения структуры спроса

Р. П. Кулапин, канд. зкон. наук

На протяжении длительного периода в России продолжается спад тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Спад производства за период 1995–1997 гг. составил (индексы физического объема производства) более 65% относительно объемов 1994 г. Эта негативная тенденция продолжает сохраняться и в текущем году: индекс физического объема производства за I полугодие т.г. сократился на 10,4% относительно соответствующего периода прошлого года.

Для удовлетворительной работы предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения объемы продаж должны быть больше в 4–5 раз по сравнению с существующим платежеспособным спросом покупателей: агропромышленный комплекс, строительно-дорожное машиностроение, лесозаготовительная промышленность.

Предприятия сельскохозяйственного машиностроения производят продукцию в основном для покупателей в АПК, исключение составляет тракторное машиностроение, продукция которого предназначена и для других отраслей промышленности, а не только для предприятий АПК.

Предприятия АПК закупают пропашные тракторы (сельскохозяйственные); предприятия строительно-дорожного машиностроения, строительного комплекса – промышленные тракторы (тракторы общего назначения) как базу для производства бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков и др. строительно-дорожной техники; предприятия лесозаготовительной промышленности – трелевочные тракторы для вывоза деловой древесины.

Поэтому рынок тракторов нами будет рассматриваться по различным сегментам.

Динамика производства и оценка спроса на продукцию тракторного машиностроения

Производство тракторов за период 1995–1998 гг. характеризуется следующими данными как в целом по тракторам, так и по их специализации представлены в таблице.

В 1998 г. (по оценке) сохранится относительно высокий спрос на сельскохозяйственные тракторы средней мощности, выпускаемые Волгоградским ТЗ, производство которых составляет половину от производства сельскохозяйственных тракторов в России. За I полугодие т.г. производство на этом заводе составило почти 123% к соответствующему периоду прошлого года и за год рост составит около 130%.

Продолжается рост производства на «Онежском ТЗ» трелевочных тракторов. За I полугодие т.г. производство возросло на 25%, а годовое производство превзойдет уровень прошлого года и составит 75% от всего производства трелевочных тракторов в России.

В I полугодии т.г. спад производства тракторов был очень значителен (22% от объема I полугодия 1997 г.) и наверстать упущенное во II полугодии будет невозможно, поэтому производство за год сократится на 4–5% относительно прошлого года.

Постоянно основную долю на рынках России составляют сельскохозяйственные тракторы, отмечается негативная динамика в производстве тракторов общего назначения, положительная тенденция в производстве трелевочных тракторов, объем производства которых продолжает расти, и в ближайшие годы их доля приблизится к объемам производства в 1995 г.

Оценка спроса и предложения

Для оценки спроса на рынках тракторов мы определили объем продаж в динамике за 1995–1998 гг. на рынках.

Негативную тенденцию на сбыт отечественной продукции оказывают постоянно снижающийся экспорт (сократится в текущем году относительно 1995 г. в 2,5 раза), особенно в страны СНГ, и увеличение превышения объемов импорта по сравнению с экспортом. В 1995–1996 гг. их объемы были примерно равны, но в 1997 г. импорт превысил экспорт в 2,5 раза, что, естественно, способствовало сокращению спроса на отечественные тракторы. При этом необходимо учитывать отсутствие статистики по импорту тракторов с Минского ТЗ.
Расширение «валютного коридора» будет способствовать отечественным экспортерам, поэтому мы ожидаем увеличения экспорта тракторов в текущем году, и особенно в следующем году, что приведет к некоторому оживлению отечественного производства. Финансовый кризис в России приведет к общему падению спроса и сокращению объемов продаж: по оценке объем продаж тракторов в России в текущем году сократится относительно 1997 г. на 2,3–2,8%, несмотря на рост предложения, и особенно резкий спад продаж произойдет в 1999 г. при заключении новых договоров на закупку готовой продукции.

Объем продаж тракторов в России, начиная с 1997 г., стал значительно опережать отечественное производство: в 1997 г. на 28%, в I полугодии 1998 г. более чем на 40%. При этом использование среднегодовой мощности отечественных тракторных заводов в 1997 г. составило лишь 6,7% от проектной среднегодовой мощности. Даже учитывая недостаточную конкурентоспособность отечественной техники, катастрофическую незагруженность заводов-производителей, объем импорта, превышающий треть отечественного производства, представляется довольно странным.

С точки зрения перспективности развития рынка тракторов, наибольший интерес представляет оценка состояния и прогноз развития трелевочных и пропашных тракторов. Рынок тракторов общего назначения будет сокращаться вследствие ожидаемого значительного удорожания их за счет импортных комплектующих.

Оценка состояния и прогноз развития рынка трелевочных тракторов

Спрос на рынке трелевочных тракторов зависит от объемов вывоза деловой древесины, развития количества предпринимателей, занимающихся ее заготовкой, износа и выбытия из наличного парка тракторов, наличия на рынках России комплектующих и запасных частей. Значительный спад производства на заводах обусловлен сужением рынков сбыта в страны СНГ, недостатком оборотных средств, слабой государственной поддержкой отечественных производителей, связанной с общими трудностями в экономике.

Наметившийся в текущем году рост спроса обусловлен, в первую очередь, ростом числа заготовительных фирм и организаций, во-вторых, сокращением наличного парка трелевочных тракторов, что, в свою очередь, в определенной степени обусловлено снижением объемов вывоза деловой древесины.

Число предприятий в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности возросло в 1997 г. относительно 1991 г. более чем в 4,5 раза, а вывоз древесины за этот период сократился на 75%.

Для определения потенциального спроса на трелевочные тракторы и запасные части для их ремонта интерес представляют данные за последние годы об объемах вывоза древесины по регионам России и областям, входящим в эти регионы.

Основные заготовители сосредоточены в Северном, Восточно-Сибирском, Уральском, Волго-Вятском и Дальневосточном регионах.

Предприятия лесозаготовительной промышленности и объемы вывоза древесины по областям России за I кв. 1998 г. также представлены в таблице. Наибольший объем вывоза древесины обеспечивается лесными холдинговыми концернами (30,8% от общего объема вывоза).

Количество предприятий в Архангельской области, Республике Коми, Кировской, Свердловской, Тюменской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях составляет 48,9% от всего количества предприятий-заготовителей (без холдинговых концернов).

Для определения возможного спроса на тракторы нами рассчитано наличие трелевочных тракторов на 1000 куб.м вывоза деловой древесины и определен дефицит их в 1998 г. относительно наличия на 1000 куб.м вывоза в 1995 г.

Темпы падения вывоза древесины меньше темпов снижения наличия трелевочных тракторов, что увеличивает нагрузки на один трактор и увеличивает их износ. Это, в свою очередь, ведет к росту спроса на запасные части и комплектующие.

Если бы в 1998 г. наличие тракторов на 1000 куб.м вывоза сохранилось хотя бы на уровне 1995 г. (1,3 шт.), то их общее наличие должно составить 1,3 шт. х 80 000 тыс.куб.м = 104 тыс. шт., фактическое же наличие в 1998 г. ожидается 79,5 тыс. шт.

Дефицит трелевочных тракторов в 1998 г. составит 24,5 тыс. шт (104–79,5=24,5).

Спрос на тракторы и запчасти для ремонта носит значительные сезонные колебания, что связано со значительной сезонностью вывоза древесины. Кроме того, и производство трелевочных тракторов крайне неравномерно по кварталам года.

Сезонность спроса определяет наилучшие периоды для реализации запасных частей для тракторов: это II и III кв. года, когда имеются наилучшие возможности у предприятий – заготовителей древесины для ремонта ввиду наименьших объемов вывоза древесины.

ВЫВОДЫ

1. Рынок трелевочных тракторов перспективен, если в дальнейшем из-за инфляции не произойдет резкого скачка цен на готовую продукцию и запчасти для ремонта изношенной техники (за первое полугодие т. г. цены не изменились относительно декабря 1997 года).

2. Вложение инвестиций в развитие трелевочных заводов очень эффективно, т.к. спрос на древесину не сокращается, кроме того, ожидается увеличение экспорта (в 1997 г. он составил 23% к объемам вывоза).

3. В текущем году основным изготовителем трелевочных тракторов станет Онежский завод.

4. В текущем году и в ближайшей перспективе будет увеличиваться число коммерческих предприятий по заготовке и вывозу древесины, что обеспечит устойчивый спрос на рынке трелевочных тракторов.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Продолжающийся спад производства пропашных тракторов обусловлен низким платежеспособным спросом агропромышленных предприятий, в I полугодии текущего года объем производства их сократился на 10% относительно соответствующего периода прошлого года за счет постоянно уменьшающегося спроса на тракторы малой и большой мощности. Лишь производитель средних тракторов, Волгоградский ТЗ, продолжает наращивать выпуск их (в I п/г рост составил более 20% относительно прошлого года) и за счет этого возможно превышение общего выпуска тракторов в т.г. относительно прошлого года. Этому будет способствовать и снижение импорта их из Казахстана и Украины ввиду общей тенденции сокращения импорта в текущем году.

Постоянно сокращается наличие исправных тракторов относительно величины пашни для сельскохозяйственного производства.

Уменьшение наличия тракторов на 1000 га пашни опережает уменьшение пахотных площадей, дефицит тракторов все более растет и в настоящее время относительно наличия их в 1995 г. составляет 112 тыс.штук. Расчет дефицита определен исходя из наличия тракторов на 1000 га в 1995 г. (5,9 шт.) и площади пашни в 1998 г. (91 млн. га). (Он составил в сравнении с наличием в 1998 г.: 5,9 шт. х 91 млн. га – 425 тыс. шт. = 112 тыс. шт.).

Потенциальный спрос сельхозпроизводителей очень высок, но диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и сельхозмашины не позволяет обеспечить соответствующий платежеспособный спрос, а государственная поддержка недостаточна, кредиторская задолженность предприятий агрокомплекса продолжает увеличиваться.

Все это не позволит в ближайшие годы оживить рынок сельскохозяйственных тракторов, что приведет к дальнейшему увеличению их износа. В связи с этим будет увеличиваться спрос на запасные части для ремонта этой техники, конечно в основном за счет бартерного обмена и при условии незначительного роста цен.

ВЫВОДЫ

1. Рынок тракторов сельскохозяйственного назначения продолжает оставаться в стагнации.

2. Относительно устойчивый спрос пока сохраняется на тракторы Волгоградского завода.

3. В связи с падением производства и низким обновлением стареющего парка тракторов будет расти спрос на запасные части для ремонта.

4. Дефицит исправных тракторов и увеличение их выбытия в связи с износом приведут к дальнейшему уменьшению пашни для сельскохозяйственного производства, а следовательно, и к снижению объемов продукции сельского хозяйства.









Р. П. Кулапин, канд. зкон. наук Основные Средства 10'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)