Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
О зимнем дизельном топливе
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)

Рынок тракторов. Изменения структуры спроса

Р. П. Кулапин, канд. зкон. наук

На протяжении длительного периода в России продолжается спад тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Спад производства за период 1995–1997 гг. составил (индексы физического объема производства) более 65% относительно объемов 1994 г. Эта негативная тенденция продолжает сохраняться и в текущем году: индекс физического объема производства за I полугодие т.г. сократился на 10,4% относительно соответствующего периода прошлого года.

Для удовлетворительной работы предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения объемы продаж должны быть больше в 4–5 раз по сравнению с существующим платежеспособным спросом покупателей: агропромышленный комплекс, строительно-дорожное машиностроение, лесозаготовительная промышленность.

Предприятия сельскохозяйственного машиностроения производят продукцию в основном для покупателей в АПК, исключение составляет тракторное машиностроение, продукция которого предназначена и для других отраслей промышленности, а не только для предприятий АПК.

Предприятия АПК закупают пропашные тракторы (сельскохозяйственные); предприятия строительно-дорожного машиностроения, строительного комплекса – промышленные тракторы (тракторы общего назначения) как базу для производства бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков и др. строительно-дорожной техники; предприятия лесозаготовительной промышленности – трелевочные тракторы для вывоза деловой древесины.

Поэтому рынок тракторов нами будет рассматриваться по различным сегментам.

Динамика производства и оценка спроса на продукцию тракторного машиностроения

Производство тракторов за период 1995–1998 гг. характеризуется следующими данными как в целом по тракторам, так и по их специализации представлены в таблице.

В 1998 г. (по оценке) сохранится относительно высокий спрос на сельскохозяйственные тракторы средней мощности, выпускаемые Волгоградским ТЗ, производство которых составляет половину от производства сельскохозяйственных тракторов в России. За I полугодие т.г. производство на этом заводе составило почти 123% к соответствующему периоду прошлого года и за год рост составит около 130%.

Продолжается рост производства на «Онежском ТЗ» трелевочных тракторов. За I полугодие т.г. производство возросло на 25%, а годовое производство превзойдет уровень прошлого года и составит 75% от всего производства трелевочных тракторов в России.

В I полугодии т.г. спад производства тракторов был очень значителен (22% от объема I полугодия 1997 г.) и наверстать упущенное во II полугодии будет невозможно, поэтому производство за год сократится на 4–5% относительно прошлого года.

Постоянно основную долю на рынках России составляют сельскохозяйственные тракторы, отмечается негативная динамика в производстве тракторов общего назначения, положительная тенденция в производстве трелевочных тракторов, объем производства которых продолжает расти, и в ближайшие годы их доля приблизится к объемам производства в 1995 г.

Оценка спроса и предложения

Для оценки спроса на рынках тракторов мы определили объем продаж в динамике за 1995–1998 гг. на рынках.

Негативную тенденцию на сбыт отечественной продукции оказывают постоянно снижающийся экспорт (сократится в текущем году относительно 1995 г. в 2,5 раза), особенно в страны СНГ, и увеличение превышения объемов импорта по сравнению с экспортом. В 1995–1996 гг. их объемы были примерно равны, но в 1997 г. импорт превысил экспорт в 2,5 раза, что, естественно, способствовало сокращению спроса на отечественные тракторы. При этом необходимо учитывать отсутствие статистики по импорту тракторов с Минского ТЗ.
Расширение «валютного коридора» будет способствовать отечественным экспортерам, поэтому мы ожидаем увеличения экспорта тракторов в текущем году, и особенно в следующем году, что приведет к некоторому оживлению отечественного производства. Финансовый кризис в России приведет к общему падению спроса и сокращению объемов продаж: по оценке объем продаж тракторов в России в текущем году сократится относительно 1997 г. на 2,3–2,8%, несмотря на рост предложения, и особенно резкий спад продаж произойдет в 1999 г. при заключении новых договоров на закупку готовой продукции.

Объем продаж тракторов в России, начиная с 1997 г., стал значительно опережать отечественное производство: в 1997 г. на 28%, в I полугодии 1998 г. более чем на 40%. При этом использование среднегодовой мощности отечественных тракторных заводов в 1997 г. составило лишь 6,7% от проектной среднегодовой мощности. Даже учитывая недостаточную конкурентоспособность отечественной техники, катастрофическую незагруженность заводов-производителей, объем импорта, превышающий треть отечественного производства, представляется довольно странным.

С точки зрения перспективности развития рынка тракторов, наибольший интерес представляет оценка состояния и прогноз развития трелевочных и пропашных тракторов. Рынок тракторов общего назначения будет сокращаться вследствие ожидаемого значительного удорожания их за счет импортных комплектующих.

Оценка состояния и прогноз развития рынка трелевочных тракторов

Спрос на рынке трелевочных тракторов зависит от объемов вывоза деловой древесины, развития количества предпринимателей, занимающихся ее заготовкой, износа и выбытия из наличного парка тракторов, наличия на рынках России комплектующих и запасных частей. Значительный спад производства на заводах обусловлен сужением рынков сбыта в страны СНГ, недостатком оборотных средств, слабой государственной поддержкой отечественных производителей, связанной с общими трудностями в экономике.

Наметившийся в текущем году рост спроса обусловлен, в первую очередь, ростом числа заготовительных фирм и организаций, во-вторых, сокращением наличного парка трелевочных тракторов, что, в свою очередь, в определенной степени обусловлено снижением объемов вывоза деловой древесины.

Число предприятий в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности возросло в 1997 г. относительно 1991 г. более чем в 4,5 раза, а вывоз древесины за этот период сократился на 75%.

Для определения потенциального спроса на трелевочные тракторы и запасные части для их ремонта интерес представляют данные за последние годы об объемах вывоза древесины по регионам России и областям, входящим в эти регионы.

Основные заготовители сосредоточены в Северном, Восточно-Сибирском, Уральском, Волго-Вятском и Дальневосточном регионах.

Предприятия лесозаготовительной промышленности и объемы вывоза древесины по областям России за I кв. 1998 г. также представлены в таблице. Наибольший объем вывоза древесины обеспечивается лесными холдинговыми концернами (30,8% от общего объема вывоза).

Количество предприятий в Архангельской области, Республике Коми, Кировской, Свердловской, Тюменской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях составляет 48,9% от всего количества предприятий-заготовителей (без холдинговых концернов).

Для определения возможного спроса на тракторы нами рассчитано наличие трелевочных тракторов на 1000 куб.м вывоза деловой древесины и определен дефицит их в 1998 г. относительно наличия на 1000 куб.м вывоза в 1995 г.

Темпы падения вывоза древесины меньше темпов снижения наличия трелевочных тракторов, что увеличивает нагрузки на один трактор и увеличивает их износ. Это, в свою очередь, ведет к росту спроса на запасные части и комплектующие.

Если бы в 1998 г. наличие тракторов на 1000 куб.м вывоза сохранилось хотя бы на уровне 1995 г. (1,3 шт.), то их общее наличие должно составить 1,3 шт. х 80 000 тыс.куб.м = 104 тыс. шт., фактическое же наличие в 1998 г. ожидается 79,5 тыс. шт.

Дефицит трелевочных тракторов в 1998 г. составит 24,5 тыс. шт (104–79,5=24,5).

Спрос на тракторы и запчасти для ремонта носит значительные сезонные колебания, что связано со значительной сезонностью вывоза древесины. Кроме того, и производство трелевочных тракторов крайне неравномерно по кварталам года.

Сезонность спроса определяет наилучшие периоды для реализации запасных частей для тракторов: это II и III кв. года, когда имеются наилучшие возможности у предприятий – заготовителей древесины для ремонта ввиду наименьших объемов вывоза древесины.

ВЫВОДЫ

1. Рынок трелевочных тракторов перспективен, если в дальнейшем из-за инфляции не произойдет резкого скачка цен на готовую продукцию и запчасти для ремонта изношенной техники (за первое полугодие т. г. цены не изменились относительно декабря 1997 года).

2. Вложение инвестиций в развитие трелевочных заводов очень эффективно, т.к. спрос на древесину не сокращается, кроме того, ожидается увеличение экспорта (в 1997 г. он составил 23% к объемам вывоза).

3. В текущем году основным изготовителем трелевочных тракторов станет Онежский завод.

4. В текущем году и в ближайшей перспективе будет увеличиваться число коммерческих предприятий по заготовке и вывозу древесины, что обеспечит устойчивый спрос на рынке трелевочных тракторов.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Продолжающийся спад производства пропашных тракторов обусловлен низким платежеспособным спросом агропромышленных предприятий, в I полугодии текущего года объем производства их сократился на 10% относительно соответствующего периода прошлого года за счет постоянно уменьшающегося спроса на тракторы малой и большой мощности. Лишь производитель средних тракторов, Волгоградский ТЗ, продолжает наращивать выпуск их (в I п/г рост составил более 20% относительно прошлого года) и за счет этого возможно превышение общего выпуска тракторов в т.г. относительно прошлого года. Этому будет способствовать и снижение импорта их из Казахстана и Украины ввиду общей тенденции сокращения импорта в текущем году.

Постоянно сокращается наличие исправных тракторов относительно величины пашни для сельскохозяйственного производства.

Уменьшение наличия тракторов на 1000 га пашни опережает уменьшение пахотных площадей, дефицит тракторов все более растет и в настоящее время относительно наличия их в 1995 г. составляет 112 тыс.штук. Расчет дефицита определен исходя из наличия тракторов на 1000 га в 1995 г. (5,9 шт.) и площади пашни в 1998 г. (91 млн. га). (Он составил в сравнении с наличием в 1998 г.: 5,9 шт. х 91 млн. га – 425 тыс. шт. = 112 тыс. шт.).

Потенциальный спрос сельхозпроизводителей очень высок, но диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и сельхозмашины не позволяет обеспечить соответствующий платежеспособный спрос, а государственная поддержка недостаточна, кредиторская задолженность предприятий агрокомплекса продолжает увеличиваться.

Все это не позволит в ближайшие годы оживить рынок сельскохозяйственных тракторов, что приведет к дальнейшему увеличению их износа. В связи с этим будет увеличиваться спрос на запасные части для ремонта этой техники, конечно в основном за счет бартерного обмена и при условии незначительного роста цен.

ВЫВОДЫ

1. Рынок тракторов сельскохозяйственного назначения продолжает оставаться в стагнации.

2. Относительно устойчивый спрос пока сохраняется на тракторы Волгоградского завода.

3. В связи с падением производства и низким обновлением стареющего парка тракторов будет расти спрос на запасные части для ремонта.

4. Дефицит исправных тракторов и увеличение их выбытия в связи с износом приведут к дальнейшему уменьшению пашни для сельскохозяйственного производства, а следовательно, и к снижению объемов продукции сельского хозяйства.









Р. П. Кулапин, канд. зкон. наук Основные Средства 10'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)